Витвицкий Стефан
СЕЛЬСКАЯ ПЕСНЯ
Если волов я не так запрягаю,Нету во мне для хозяйства пути,Если в избе я тебе докучаю,В школу, родная, меня отпусти.
Грамотный буду; крестьянского сынаВ школе научат, я знаю, всему;Сделают там из него господина,Платье суконное справят ему.
К вам принесу я рассказов немало,В книжке прочту, как все в мире идет;Все, что в старинные годы бывало,Даже и то, что случится вперед…
Каждую травку назвать я сумею,Буду я в церкви попу помогатьИ на стене, над постелью твоею,Лики угодников углем писать.
СЕЛЬСКИЕ ПЕСНИ.
1
Травка зеленеет…
Травка зеленеет,Солнышко блестит,Ласточка с весноюВ сени к нам летит.
С нею солнце крашеИ весна милей…Прощебёчь с дорогиНам привет скорей.
Дам тебе я зерен,А ты песню спой,Что из стран далекихПринесла с собой…
Что ты все кружишься?Что твой черный глазИщет все кого-то?Нет ее у нас!
За солдата вышла,Бросила наш дом;С матерью прощаласьВон за тем крестом.
Там, где куст, мне с плачемНоги обнялаИ чуть не вернулась,Как до гор дошла.
Если к ним летишь ты,Расскажи потом:Может, терпят нуждуВ городе чужом?’
Часто ль вспоминаютОбо мне у них?Что их дочь-малютка?Что сыночек их?..
2
Убравши головку цветами…
Убравши головку цветами,Маруся стоит над водами,Любуясь собой, в них глядитИ Яну смеясь говорит:
— Поди ко мне, Ян белолицый,Напейся студеной водицы…-«Не стану я пить той воды…Недолго с тобой до беды…»
— Зачем ты стоишь так далеко,Знать, речки боишься глубокой? —«Боюсь! В нее смотрит твой глаз…А он заколдует как раз!»
3
Тебе няньки песни пели…
Тебе няньки песни пели,А уж я любил!И тогда же на мизинецПерстень подарил.Взяли жен себе другие;Я же верен был.
Вдруг чужой пришел к нам пареньИ тебе стал мил.Музыкантов пригласили,Я на свадьбе пил!Стала ты чужой женою,А я все любил!
Овдовела ты — с тобоюВместе я тужил.На вдове вдовец женился…Я еще любил!Как смеялись нынче девки.Слез я не таил.Знать, — я даром ждал, и перстеньМне не пособил!
4
Хоть бы песенку ты спела…
«Хоть бы песенку ты спела…»— Не могу, услышит мать.Ну отворит вдруг окошко;Нам с тобой несдобровать!
«Видно, ты меня не любишь!Холодна ты, словно лед;Вот опять отворотилась…Разве кто нас стережет?»
— Замолчи! Мы возле хаты:Могут люди увидать!Ты бы только целовался;Ну как нас увидит мать!
«Или каменное сердцеВ молодой твоей груди?Дорогая! хоть разочекНа меня ты погляди!»
— Перестань! В другое время…А теперь я не могуГлаз отвесть на миг от стада,Что пасется на лугу,
«Посмотри! В тенистой рощеКолокольчик голубой…»— Колокольчик! Неужели?..То цветок любимый мой!
«Так сорвем!» — Ты здесь останься«Где ж тебе одной сыскать?»Проискали долго вместе…Неужель узнает мать?
5
Молодой стрелок идет дорогой…
Молодой стрелок идет дорогой,И бежит собака перед ним;Знать, устал и отдохнуть немногоОн прилег под деревом густым.
Я его собаку приласкаю…Принесу ей больше молока,Мяса ей и хлеба набросаю,-Заведет к нам, может быть, стрелка.
Мать пойдет ему зажарить птицу,Даст отцу он пострелять ружья…Дети будут с псом возиться;И вдвоем останусь с гостем я!
ПРИМЕЧАНИЯ
Стефан Витвицкий (1800-1847) — польский поэт-романтик, друг Шопена и Мицкевича.
Сельская песня («Если волов я не так запрягаю…»).- Впервые: Ст58, с. 31.
Сельские песни.- Впервые: 1-я, PB, 1858, No 12, с. 618; 2-я 5-я — Сб. литературных статей, посвященных памяти Смирдина, 1859, т. VI, с. 98-100. Во все сб. стихотворений Плещеева включались как стихи неизвестных поэтов, авторство Витвицкого установлено в 1976 г. (РЛ, 1976, No 4, с. 193-195).
Источник — Плещеев А. Н. Стихотворения. Проза. М.: Правда, 1991
Школьное чтиво
Читайте анализ других стихотворений Алексея Плещеева:
- Отец. Пожилой мужчина. Тоскует по дочери и внукам.
- Ласточка. Весенняя птица, несёт весну, поёт песни дальних стран.
- Ласточка с весной.
- Песни дальних стран.
- Чёрный глаз.
- Замуж за солдата.
- Прощание с матерью.
- Просьба отца.
Чему учит стихотворение «Сельская песня»
Стихотворение учит радоваться жизни, весне, птицам. Учит помнить о своих родителях, отцах и матерях. Учит терпению.
Отзыв на стихотворение «Сельская песня»
Анализ стихотворения «Сельская песня»
Рифмовка перекрестная АВАВ, нечетные строки не рифмуются.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Сельская песня»Эпитеты: солнце краше, весна милей, стран далёких, чёрный глаз, городе чужомМетафоры: с весною летит, прощебечь привет, бросила дом.
Пословицы к стихотворению «Сельская песня»
Отца и матери на всю жизнь не хватит.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Сельская песня»Зазеленела трава, заблестело солнце. Ласточка летит в наши сени и несёт весну.
И отец просит ласточку проведать дочь и рассказать ему, всё ли хорошо у молодых и внуков.
Источник
Зелёный Шум
Николай Некрасов
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Играючи расходится
Вдруг ветер верховой:
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако: все зелено —
И воздух, и вода!
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады вишнёвые,
Тихохонько шумят;
Пригреты тёплым солнышком,
Шумят повеселелые
Сосновые леса,
А рядом новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зелёною косой!
Шумит тростинка малая,
Шумит весёлый клён…
Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идёт-гудёт, Зелёный Шум,
Зелёный Шум, весенний шум!
***
Конспект занятия по заучиванию стихотворения Плещеева А. Н «Травка зеленеет» в старшей группе
Воспитывать ценностное отношение к богатству русского языка, желание говорить правильно, культуру речевого общения.
Материалы и оборудование: иллюстрации весны, ласточки. портрет Алексея Николаевича Плещеева, карточки для рефлексии.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с перелетными птицами; чтение рассказов о весне; загадывание загадок; наблюдения за птицами.
1. Вводная час тьПсихогимнастика «Позови ласково»
Дети стоят по кругу. Воспитатель предлагает ребенку передать мяч (или игрушку) ребенку, стоящему рядом, ласково называет его по имени. Ребенок берет мяч и предлагает его следующему ребенку с тем же заданием. После этого дети делятся своими впечатлениями и ощущениями.
— Ребята, чтобы вы сами догадались, о чём пойдёт речь сегодня, я хочу загадать вам загадку.
Я раскрываю почки, в зеленые листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня.
Правильно! Кто же ответит, о чём сегодня мы будем говорить? (о Весне) Да, мы сегодня будем говорить о весне.
— А. какое сейчас время года?
— Как вы определили, что это весна?
— Какие птицы прилетают весной?
— Отгадайте загадку: какая птица принесла на крыльях весну.
Быстро над землёй порхает,
Мошек на лету хватает
И мелькает в высоте
С чёрной стрелкой на хвосте.
Домик у неё из глины,
Вроде маленькой корзины. (Ласточка)
— Хотите выучить про неё стихотворение?
2. Основная част ь Сегодня я познакомлю вас со стихотворением поэта Алексея Николаевича Плещеева «Сельская песенка» (показ портрета поэта)
А теперь я вам прочту его стихотворение о весне. Послушайте!
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
Прощебечь с дороги
Нам привет скорей!
Дам тебе я зерен,
А ты песню спой,
Что из стран далеких
Принесла с собой.
Поделитесь своими впечатлениями: какие чувства у вас вызвало это стихотворение. (ответы детей)
— о каком времени года пишет поэт? (о весне)
— как вы думаете, какое настроение было у поэта в это время года? (хорошее, веселое)
— с какой интонацией лучше рассказывать это стихотворение? Каким голосом? (веселым, восторженным, добрым, радостным)
Словарная работа с детьми:
— Какое слово вам не понятно?
Сени – это помещение в деревенских домах между жилой частью дома и крыльцом. Там всегда тепло и сухо. Краше – значит красивее, красочнее, наряднее.
Милей – больше всего нравится.
Прощебечи – издать щебет, чириканье.
Физминутка – игра «Ласточка»
Киви – вачи, чики – рик.
Все: кто мал и, кто велик,
Этой песенке моей отзовитесь поскорей.
(Ребенок вбегает в круг и говорит):
— С тучей споря, с ветром споря, я летела из – за моря. Да случилось горюшко, обронила перышко… Тот, кто перышко найдет, в наш широкий круг войдет.
(Воспитатель тихонько роняет платок за кругом. Дети оборачиваются и ищут платок.
(Кто найдет, входит в круг и говорит):
— Раз, два, три, ну – ка догони! (Ребенок – ласточка догоняет).
Вторичное чтение стихотворения . — Нам помогут выучить стихотворение карточки – схемы. (Воспитатель проговаривает стихотворение выставляя на доску схемы по тексту).
1. Травка зеленеет, солнышко блестит,
2. Ласточка с весною в сени к нам летит.
3. С нею солнце краше и весна милей,
4. Прощебечь с дороги нам привет скорей.
5. Дам тебе я зёрен, а ты песню спой.
6. Что из стран далёких принесла с собой. (Проговариваем с детьми каждую фразу)
— Какой четверостишие показалось вам самым сложным? Давайте его повторим.
Ласточка с весною
В сени к нам летит.
С нею солнце краше
Заучивание стихотворения. Игра «Доскажи словечко» (воспитатель читает первую половину фразы из стихотворения, а ребенок продолжает).
Проговаривает каждый стол, а остальные следят: громко проговорить, прошептать, пропеть.
Индивидуальное чтение: а теперь станем артистами 3 – 4 ребенка (микрофон).
— Кто вам понравился больше, читая стихотворение? Почему?
3. Заключительная час ть— Молодцы! У Ани так хорошо получилось рассказать стихотворение, а вот Мише не хватило немного эмоций.
— Как называется стихотворение?
— Вам было трудно его запомнить?
— А что помогло запомнить?
— Какое настроение у вас сейчас, покажите фишку: солнышко – отлично, солнышко за тучкой – хорошее, тучка — плохое?
— Почему ты выбрал (а) солнышко, солнышко за тучкой, тучку? (дети объясняют свой выбор)
Конспект НОД по развитию речи «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна». ДУ «Когда это бывает» Лохманова Алеся Арослановна Конспект непосредственной образовательной деятельности Тема: «Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна».Дидактическое.
Конспект НОД в средней группе по заучиванию стихотворения И. Токмаковой «Как на горке» Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» «Познавательное развитие», «Cоциально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.
Источник
Стихи про весну – Алексей Плещеев
Лучшие cтихи про весну Алексея Плещеева:
****Быстро тают снега, побежали ручьи, И теплей небеса засинели… Вот недолго еще — прилетят соловьи, Зазвучат их влюбленные трели. Все-то, все тебя ждут не дождутся, весна! Жду и я наболевшей душою, Чтобы лес зашумел, пробужденный от сна, Разукрашенный яркой листвою. Сколько раз этот шум, как ему я внимал, На меня навевал примиренье; Я сильнее любил, я полнее прощал, Затихало в груди озлобленье, И как будто шептал чей-то голос: «Сомкни Здесь навеки усталые очи, Хорошо умереть в эти ясные дни, В эти теплые, тихие ночи. Хоть и жаль, может быть, расставаться с землей, Когда всё вкруг тебя расцветает; Но блажен, кто, пройдя путь нерадостный свой, С примиреньем в груди угасает».
Опять весной в окно мое пахнулоОпять весной в окно мое пахнуло, И дышится отрадней и вольней… В груди тоска гнетущая заснула, Рой светлых дум идет на смену ей. Сошли снега… Оковы ледяные Не тяготят сверкающей волны… И плуга ждут далекие, немые Поля моей родимой стороны. О, как бы мне из этих комнат душных Скорей туда хотелось – на простор, Где нету фраз трескучих и бездушных, Где не гремит витий продажных хор. В поля! в поля! знакомая природа К себе красой стыдливою манит… В поля! там песнь воскресшего народа Свободная и мощная звучит.
В окно повеяло весноюУж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою! Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала. И сердце сильно так в груди Стучит, как будто ждет чего-то, Как будто счастье впереди И унесла зима заботы! Все лица весело глядят. “Весна!”- читаешь в каждом взоре; И тот, как празднику, ей рад, Чья жизнь – лишь тяжкий труд и горе. Но резвых деток звонкий смех И беззаботных птичек пенье Мне говорят – кто больше всех Природы любит обновленье!
Что нам весна с тобой дарила(Слова для музыки) Нам звезды кроткие сияли, Чуть веял тихий ветерок, Кругом цветы благоухали, И волны ласково журчали У наших ног. Мы были юны, мы любили, И с верой вдаль смотрели мы; В нас грезы радужные жили, И нам не страшны вьюги были Седой зимы. Где ж эти ночи с их сияньем, С благоухающей красой И волн таинственным роптаньем? Надежд, восторженных мечтаний Где светлый рой? Померкли звезды, и уныло Поникли блеклые цветы… Когда ж, о сердце, всё, что было, Что нам весна с тобой дарила, Забудешь ты?
Весна: Скоро ль, сердце(Безотчетная грусть) Ночь весенняя прохладна, Ароматна и ясна; В небе чистом тихо светит Серебристая луна, И лучом она лобзает Грудь холодную реки; За рекою слышны песни И мелькают огоньки. Грустно мне! Тоска на сердце Безотчетная лежит, По щеке слеза бежит! Вот луну сокрыли тучи – Огоньков уж не видать… Стихли песни… Скоро ль, сердце, Перестанешь ты страдать!
Опять раскинула веснаИ вот шатер свой голубой Опять раскинула весна; Окроплены луга росой, И серебристой полосой Бросает свет на них луна. Светла, как детский взор, река, И ветви ив склонились к ней Под гнетом легким ветерка; И прилетел издалека С звенящей трелью соловей… Прекрасны вы, дары весны; И горе бедным и больным, Чьи очи горьких слез полны… Такие ночи созданы Для тех, кто счастлив и любим!
Говорят они веснеПесни жаворонков снова Зазвенели в вышине. «Гостья милая, здорово!» — Говорят они весне. Уж теплее солнце греет, Стали краше небеса… Скоро всё зазеленеет — Степи, рощи и леса. Позабудет бедный горе, Расцветет душой старик… В каждом сердце, в каждом взоре Радость вспыхнет хоть на миг. Выйдет пахарь на дорогу, Взглянет весело вокруг; Помолясь усердно богу, Бодро примется за плуг. С кротким сердцем, с верой сильной Весь отдастся он трудам — И пошлет господь обильный Урожай его полям!
Как прекрасна весна! Миллионы
ВЕСНА
Андрей Белый
Всё подсохло. И почки уж есть.
Зацветут скоро ландыши, кашки.
Вот плывут облачка, как барашки.
Громче, громче весенняя весть.
Я встревожен назойливым писком:
Подоткнувшись, ворчливая Фекла,
нависая над улицей с риском,
протирает оконные стекла.
Тут известку счищают ножом…
Тут стаканчики с ядом… Тут вата…
Грудь апрельским восторгом объята.
Ветер пылью крутит за окном.
Окна настежь — и крик, разговоры,
и цветочный качается стебель,
и выходят на двор полотеры
босиком выколачивать мебель.
Выполз кот и сидит у корытца,
умывается бархатной лапкой.
Вот мальчишка в рубашке из ситца,
пробежав, запустил в него бабкой.
В небе свет предвечерних огней.
Чувства снова, как прежде, огнисты.
Небеса всё синей и синей,
Облачка, как барашки, волнисты.
В синих далях блуждает мой взор.
Все земные стремленья так жалки…
Мужичонка в опорках на двор
с громом ввозит тяжелые балки.
***
Урок 50. А. Плещеев. «Травка зеленеет, солнышко блестит…»
Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Для стихотворения характерны созвучные строчки (рифмы), мелодия, ритм, чередование ударных и безударных слогов.
Поэт – писатель, создающий произведения в стихах.
Выразительные средства – слова, выражения, фразы, способы построения текста, делающие произведение ярким, эмоциональным, выразительным.
Ключевые слова
Стихотворение; поэт; выразительные средства.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
1. Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. / (Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – Ч.1. — С. 65
2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. 1 класс. Рабочая тет-радь.1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 40
3. Аудиоприложение на электронном носителе к учебнику Климанова Л.Ф., Горец-кий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение. 1 кл. в 2-х частях- М : Просвещение, 2013
узнаем о русском поэте Алексее Николаевиче Плещееве
научимся анализировать стихотворное произведение;
сможем создать иллюстрацию к стихотворению
Основное содержание урока
1.Знакомство с биографией поэта А.Н.Плещеева происходит в ходе беседы вымышленных персонажей – Володи и Ани. А: Смотри, Володя, в этой книге есть биография Алексея Николаевича Плещеева. Давай сначала познакомимся с автором, а потом почитаем его произведения.
Алексей Николаевич Плещеев родился 4 декабря 1825 года в городе Кострома в семье чиновника. Отец его умер, когда Алексею было 2 года. Мать поэта воспитывала сына в одиночку, благодаря ей мальчик получил прекрасное домашнее образование. Детство Плещеева прошло в Нижнем Новгороде.
В 1839 году семья переезжает в город Петербург, где Плещеев поступил в военное училище. Через 2 года он уходит из училища, а в 1843 году поступил в Петербургский университет.
Еще в университете Плещеев начинает печататься в журналах. Поэт активно сотрудничал с журналом «Современник, публиковал стихи в различных изданиях Москвы.
Отличительная особенность поэзии Плещеева — ее бодрость и жизнерадостность: поэт верит в торжество свободы, равенства и справедливости. Многие годы жизни Плещеева были посвящены просветительской деятельности, которая имела педагогическую направленность. В 1861 году совместно с Бергом им была издана хрестоматия «Детская книжка», в 1873 году при совместной работе с Александровым появляется сборник для детей, куда помещены лучшие произведения русской классической и современной литературы.
Кроме литературных изданий, по инициативе Плещеева выпускаются учебно-познавательные сборники по географии. Всего было подготовлено и выпущено семь книг разной тематики.
С годами Плещеев начинает писать стихотворения для детей и становится признанным детским поэтом.
А: Мне было интересно познакомиться с биографией Алексея Николаевича Плещеева.
В: Давай теперь почитаем его стихотворения
2. А: Первое стихотворение называется «Сельская песня»
В: В нашем учебнике литературного чтения приведён отрывок из этого стихотворения. Давай прочитаем. (Чтение стихотворения).
В: Я это стихотворение и раньше слышал. Это одно из самых известных произведений Плещеева.
А: Когда читаешь его, с первых строк чувствуешь радость писателя. Он радуется прилёту ласточки – вестницы весны.
В: И слова он использует ласковые – травка, солнышко. Видно, как он любуется весенней картиной природы.
А: Автор ждал ласточку, хотел услышать её щебетание, приготовил ей зёрнышек. Всё стихотворение проникнуто ожиданием весны.
В: Его настроение такое же весёлое, как щебетание ласточки и оно передается читателям.
А: Я думаю, читать это стихотворение надо с радостно, весело, чтобы слушатели почувствовали настроение автора.
Разбор типового тренировочного задания.
Текст вопроса: Восстановите последовательность строк в стихотворении А.Н.Плещеева
Источник
Анализ стихотворения Плещеева «Сельская песня»
Наверное, нет в нашей стране такого человека, которому бы в первые деньки наступающей весны не пришли в голову следующие строки:
Травка зеленеет,
Солнышко блестит…
Неважно, при этом, что сеней в домах почти ни у кого уже нет, но все мы ждём ту ласточку, что «с весною … к нам летит». Это строки знаменитого стихотворения «Сельская песня» Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893). Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже
Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже
Это строки знаменитого стихотворения «Сельская песня» Алексея Николаевича Плещеева (1825–1893). Большинству читателей оно известно по первым трём четверостишиям, но на самом деле его сюжет гораздо глубже.
Стихотворение было создано в 1858 году. В нём содержится восемь строф по четыре строки в каждой. Размер – трёхстопных хорей. В четверостишиях рифмуются вторая и четвёртая строки, что отчасти напоминает перекрёстную рифму, но имеет вид abcb. В строках содержится по всего по три-четыре слова. Всё это делает стихотворение похожим на детскую считалку. Но ребяческая радость и беззаботность присутствует только в первых строфах. Потом же раскрывается настоящая семейная драма.
Повествование, как читатель узнаёт из текста произведения, ведётся от лица мужчины, главы деревенского семейства. Это он, стоя на крыльце, приветствует весеннюю птицу и просит её поделиться вестями из её путешествий. Он обращается к созданию:
Что ты всё кружишься?
Что твой чёрный глаз
Ищет всё кого-то?
Нет её у нас!
Сначала неясно, о ком идёт речь, но затем мы понимаем, что герой говорит о дочери, молодой девушке, которая вышла замуж за солдата и покинула родной дом. Автор неспроста вкладывает в уста героя такие вопросы. Думается, что незаметно он сравнивает маленькую быструю птичку с дочерью. Ведь она тоже росла в родном семейном гнездышке в милом селе, но потом выпорхнула из него, очарованная новой жизнью.
Автор показывает, как нелегко далось всем героям прощание:
С матерью прощалась
Вон за тем крестом.
Там, где куст, мне с плачем
Ноги обняла
И чуть не вернулась,
Как до гор дошла.
Описание это скромное, немногословное, но читателю легко вообразить, какие эмоции испытывают члены семьи. Складывается ощущение, что расставание происходит в несколько этапов: вот мать обнимает девушку, давая ей последние наставления и благословения. Крест указывает, что действие это разворачивается на кладбище, а оно всегда находилось на самом краю села. Наконец объятия размыкаются, и молодая героиня присоединяется к мужу. Они проходят несколько шагов, как вдруг героиня бросается назад в ноги отцу.
После прощания с родителем девушка снова пускается в дорогу, но замирает в сомнении, стоит ей только обернуться.
Несмотря на неизвестность, которая ждёт молодых в далёком городе, родители всё же отпускают дитя. Конечно, герой стихотворения беспокоится о судьбе дочери и её деток. Это выражается в риторических вопросах, адресованных ласточке.
«Сельская песня» – поразительный пример того, как поэту с помощью кратких фраз и простой композиции удаётся передать настроение и чувства людей.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Бушует полая вода
И.А
Бунин
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом…
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут…
Что ярким солнечном теплом
По залу зайчики трепещут.
***
Все темней и кудрявей березовый лес…
И.А. Бунин
Все темней и кудрявей березовый лес зеленеет;
Колокольчики ландышей в чаще зеленой цветут;
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет,
Соловьи до рассвета поют.
Скоро Троицын день, скоро песни, венки и покосы…
Все цветет и поет, молодые надежды тая…
О весенние зори и теплые майские росы!
О далекая юность моя!
***