Текст стихотворения
В литературных исследованиях Федора Тютчева порой называют «поздним автором». Поэт долго держал свои произведения в ящике письменного стола. Поэтому читатели познакомились с тютчевским творчеством поздно. «Зима недаром злится…» – яркая и красивая пейзажная поэзия автора. Писательская деятельность – второе по значению занятие Федора Ивановича. Писатель, уважаемый в обществе и обеспеченный человек, служил дипломатом. Иногда Тютчев отвлекался от государственных проблем с помощью литературы. Далее мы проанализируем историю написания тютчевской поэзии, художественные особенности, композицию и критику стиха.
История создания произведения
Для Федора Ивановича литературное поприще было забавой, способом отдохнуть и расслабиться. Дипломат и не планировал публиковать свои «стишки». Однако друзья Тютчева просили поэта познакомить читателей со своим творчеством. Общество высоко оценило талант писателя-дипломата. «Зима недаром злится…» относится к «легким» наброскам (каковыми считал свои тексты сам автор). Дата «рождения» поэзии – 1836 год.
Товарищ, которому Федор Иванович посвятил свое произведение, был князем Гагариным. На самом деле писатель отправил другу обычный набросок – без художественной ценности (как считал автор). После кончины Тютчева поэзия наконец увидела свет. Литератор использовал обыкновенный дворовой язык: Федор Иванович задался целью, прежде всего, передать свои детские впечатления.
Особенность тютчевской лирики
1830-е годы в биографии русского автора считаются творческим подъемом. Федор Иванович писал письмо товарищу, снабдив свое послание этим стихотворением. При жизни автор так и не застал публикации «Зимы…». Подчеркнем, что Федор Иванович не собирался предавать свой текст широкой огласке. Поэзия предназначалась исключительно для товарища автора. Однако начинающий поэт, Тютчев, с этого момента уделял больше внимания технике и образности своих творений.
В эти годы Федор Иванович начинает постепенно открываться широкой читательской публике, печататься в журналах и газетах. В этот же период намечаются и главные особенности тютчевской лирики (особенно пейзажного характера):
- в поэзиях переплетаются несколько тематических линий;
- лирическое изложение отличается легкостью;
- строки включают размышления над философскими вопросами;
- стихи буквально пылают любовью писателя к красоте природы.
Вариант 2
Изучив стихотворение «Зима недаром злится…» мне кажется, что лирический герой в нем является насмешливой и комичной личностью. Автор вначале произведения дает нам понять, что пришла пора Весны, уже даже жаворонки в небе ждут ухода Зимы. А Зима ведет себя как ребенок, отсюда и появляется комичность, это отчетливо видно в предпоследней строфе стихотворения. Зима, от нежелания уходить, взбесилась, и кинула в Весну, которая представляется нам прекрасным ребенком, снегом.
На протяжении всего стихотворения у Зимы отрицательное настроение, она хлопочет, ворчит. Появляется такое чувство, что Зима представляется нам в виде старухи. Но Тютчев делает стихотворение так профессионально и грамотно, что у читателя оно вызывает смех. Жанром этого стихотворения является эпиграмма. Мне кажется, что в этом произведении активно высмеивается Зима, которая не хочет уходить. Проще говоря, он ставит Зиму в неловкое положение, от которого нам смешно. Вторым образом в этом произведении является Весна. Она приходит, чтобы сменить Зиму, а Зима не хочет уходить, из-за этого у них и происходит конфликт. Кстати говоря, везде Зима описывается авторами героем. Да, суровым, но положительным героем. Здесь Тютчев решил по-своему, он сделал ее отрицательной личностью. Весна совсем не агрессивная, она очень добрая, это прослеживается в 3 строфе. Когда Зима ворчит на Весну, та ей в ответ лишь хохочет.
В данном стихотворении преобладают такие изобразительные средства, как олицетворение. На протяжении всего произведения Зима и Весна представляются нам живыми героями, которые находятся в конфликте друг с другом. В стихотворении нет быстрого ритма, в нем даже отсутствуют ударные строчки. Рифма прослеживается легко, потому что стихотворение написано разговорным стилем, а чаще всего Тютчев писал «высоким штилем».
Это стихотворение написано Тютчевым в 1836г., тогда ему было 33 года . После он прожил еще 40 лет, после чего умер в 1873г. Когда он писал это стихотворение, у Тютчева был еще средний период жизни. На тот момент он жил за границей, так как строил большую карьеру дипломата. За границей он вспоминал о России, о своем детстве. Именно поэтому он много писал о красоте природы в России, он скучал по ней. Стоит заметить, что Тютчев писал под псевдонимами. Он считал, что дипломат не имеет права писать стихи. После написания стихотворения, Тютчев отправил его своему другу- Гагарину, но оно было опубликовано после его смерти.
5 класс по плану. Кратко. Метафоры, идеи, олицетворения. 2 класс.
Образы и символы
Автор использует несколько ярких образов в анализируемом стихотворении.
Первый образ – это образ зимы. Для автора данное время года ассоциируется с прошлым, то что давно должно уйти, но все пытается зацепиться. Даже лирический герой относится к зиме как к некой «злой ведьме».
В противовес автор раскрывает образ весны. С помощью него он показывает молодость, чистоту и красоту. Благодаря её приходу – человек начинает себя чувствовать счастливым, в его сердце зарождается надежда и любовь.
Автор оживляет образы зимы и весны, наделяя их реальными качествами и способностями. Они испытывают чувства, хохочут, ворчат, шумят. В этом и заключается особенность творчества Тютчева. Он видит природные явления как живые существа, обладающие душой и чувствами.
Основная тема
Главная мысль и идея произведения в том, что смена сезонов — прекрасное явление, хотя для многих оно привычно. В событии, которое повторяется каждый год, автор сумел увидеть сказку, скрытую от большинства людей. Зима и весна в его строках — это не просто сезоны, а яркие живые образы, выписанные так тщательно, что стих похож на картину. Повествование ведётся от имени лирического героя, который называет холодное время года «ведьмой злой». Он рад, что ворчливой старухе, хоть она и старается создать помехи Весне, скоро придётся уйти.
При вдумчивом изучении произведения открывается философский смысл. Можно провести параллели с реальной жизнью: всё старое когда-то отживает свой век, и ему на смену приходит свежая и смелая молодость. Добро побеждает зло, безобра́зное уступает под натиском красоты, а обновление приходит на смену застою.
ЛИДИЯ ЧАРСКАЯ
СКАЧИ, МОЙ КОНЬ…
Скачи, мой конь, во весь опор,
В простор живых лугов,
Где пышный стелется ковёр
Из радужных цветов!
Какой простор! Какая тишь!
Нарядна вся земля…
Кругом — куда ни поглядишь —
Цветут луга, поля…
Туда направь свой быстрый бег,
О конь мой вороной!
Ещё недавно белый снег
Лежал там пеленой.
Ещё недавно я и ты
Там мчались как-то раз,
От мрачной зимней красоты
Не отрывая глаз.
Теперь ликующий апрель
Шлёт радостный привет
И птиц восторженная трель
Звучит ему в ответ…
Скачи, мой конь, во весь опор
В простор живых лугов,
Где пышный стелется ковёр
Из радужных цветов!
По желанию, вы можете прочитать красивые стихи про первые весенние цветы (первоцветы).
Присоединяйтесь к нам! Ищите Gofunnykids на страницах:
Важные детали биографии Федора Ивановича Тютчева
В семье Тютчевых пятого декабря одна тысяча восемьсот третьего года произошло радостное для всей семьи и долгожданное для отдельных ее членов событие — на свет появился наследник, которого решили назвать старинным русским именем Федор. Родился мальчик в родовой усадьбе в самых благоприятных для проживания условиях, и первое время здесь же и обучался — все это помогло ему с малых лет получать достойное образование, которое в те годы было доступно только самым обеспеченным гражданам. Здесь же Федор Иванович проявил и безграничную тягу к качественному образованию — читал мальчик взахлеб и без передышки абсолютно все, что только попадалось под руку, а, благодаря своему учителю и главному наставнику, мальчик еще проявил интерес и к художественной литературе, которую он мог читать долгими вечерами, сидя на веранде или в кресле библиотеки.
Любовь к литературе привела Тютчева к тому, что еще в самые ранние годы он увлекся латынью — и здесь ему помог его учитель, который полностью поддержал интерес ученика, помог ему освоить основы и даже углубиться в предмет, и помог настолько, что уже в довольно юном возрасте Федор переводил оды и другие серьезные произведения зарубежных авторов, причем делал это искусно и с присущим ему с самого детства мастерством.
Тяга к творчеству в жизни Тютчева проявилась в самые ранние годы, и это стало первым звоночком, сообщающим всем окружающем о необычайном складе ума юного парня, а также о его очевидной гениальности. Помимо тяги к образованию, Тютчев обладал удивительной памятью, которая и помогла ему запомнить все важные детали не только из детства, но и из всей дальнейшей, довольно непростой, жизни.
В ранние годы Тютчева образование было популярно в основном среди представителей сильного пола — и, скорее всего, именно это двигало родителями, которые с таким упорством привлекали юношу к учебе, ведь умный и образованный человек имел возможность на большое будущее, имел свое мнение на все происходящее вокруг и считался достойным членом высшего общества. Но даже без родительского контроля мальчик обучался стремительнее своих сверстников, потому его успехи были замечены еще в начале его пути.
Домашнее образование Федор Иванович посчитал для себя лишь начальным этапом долгого и непростого пути, и уже в 1817 году Московский университет принял гения своего времени в качестве вольнослушателя на лекциях по русской словесности. Именно здесь он не только получает массу ценных знаний в том объеме, который считает для себя приемлемым, но и знакомится с массой интересных облей, полностью разделяющих его интересы в области литературы, саморазвития и писательского мастерства. Здесь же он становится членом общества по интересам, основным направлением которого является русская словесность, и принимают его здесь с открытой душой — талант писателя оценивают во всех кругах сразу.
Композиция
Данное стихотворение делится на пять строф и имеет кольцевую композицию. Первая строфа рассказывает читателю о торжестве весны над зимой, этим же и заканчивается произведение, заключая повествование в кольцо. Автор объясняет читателю, что на смену чему-то старому всегда придёт новое. И над этим процессом никто не властен, все происходит так, как должно происходить.
Что же касается смысла произведения, то тут оно делится на три части.
Первая часть рассказывает читателю о приходе весны, а так же о том, что зима не может ничего сделать с этим явлением.
Вторая часть стихотворения показывает последнюю «схватку» двух сезонов. Зима отчаянно пытается задержаться, но силы уже не равны.
Последняя, заключительная часть, показывает бесповоротную и однозначную победу весны. Зиме приходится сдаться.
Стихи Тютчева о Родине
Как насаждения Петрова…
Как насаждения Петрова,
В Екатерининской долине
Деревья пышно разрослись —
Так насаждаемое ныне,
Здесь русское живое слово
Расти и глубже коренись.
Как дочь родную на закланье…
Как дочь родную на закланье
Агамемнон богам принес,
Прося попутных бурь дыханья
У негодующих небес, —
Так мы над горестной Варшавой
Удар свершили роковой,
Да купим сей ценой кровавой
России целость и покой!
Но прочь от нас венец бесславья,
Сплетенный рабскою рукой!
Не за коран самодержавья
Кровь русская лилась рекой!
Нет! нас одушевляло в бое
Не чревобесие меча,
Не зверство янычар ручное
И не покорность палача!
Другая мысль, другая вера
У русских билася в груди!
Грозой спасительной примера
Державы целость соблюсти,
Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленных, как рать.
Сие-то высшее сознанье
Вело наш доблестный народ —
Путей небесных оправданье
Он смело на себя берет.
Он чует над своей главою
Звезду в незримой высоте
И неуклонно за звездою
Спешит к таинственной мете!
Ты ж, братскою стрелой пронзенный,
Судеб свершая приговор,
Ты пал, орел одноплеменный,
На очистительный костер!
Верь слову русского народа:
Твой пепл мы свято сбережем,
И наша общая свобода,
Как феникс, зародится в нем.
И дым отечества нам сладок и приятен…
«И дым отечества нам сладок и приятен!» —
Так поэтически век прошлый говорит.
А в наш — и сам талант все ищет в солнце пятен,
И смрадным дымом он отечество коптит!
Умом Россию не понять…
Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить.
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
Два единства
Из переполненной Господним гневом чаши
Кровь льется через край, и Запад тонет в ней —
Кровь хлынет и на вас, друзья и братья наши —
Славянский мир, сомкнись тесней…
«Единство, — возвестил оракул наших дней, —
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью —
А там увидим, что прочней…
Славянам
Привет вам задушевный, братья
Со всех Славянщины концов,
Привет наш всем вам, без изъятья!
Для всех семейный пир готов!
Недаром вас звала Россия
На праздник мира и любви;
Но знайте, гости дорогие,
Вы здесь не гости, вы — свои!
Вы дома здесь, и больше дома,
Чем там, на родине своей, —
Здесь, где господство незнакомо
Иноязыческих властей,
Здесь, где у власти и подда?нства
Один язык, один для всех,
И не считается Славянство
За тяжкий первородный грех.
Хотя враждебною судьбиной
И были мы разлучены,
Но все же мы народ единый,
Единой матери сыны;
Но все же братья мы родные.
Вот, вот что ненавидят в нас:
Вам не прощается Россия,
России не прощают вас!
Смущает их, и до испугу,
Что вся славянская семья
В лицо и недругу и другу
Впервые скажет: — Это я!
При неотступном вспоминаньи
О длинной цепи злых обид
Славянское самосознанье,
Как Божья кара, их страшит!
Давно на почве европейской,
Где ложь так пышно разрослась,
Давно наукой фарисейской
Двойная правда создалась:
Для них — закон и равноправность,
Для нас — насилье и обман,
И закрепила стародавность
Их как наследие славян.
И то, что длилося веками,
Не истощилось и поднесь,
И тяготеет и над нами —
Над нами, собранными здесь…
Еще болит от старых болей
Вся современная пора…
Не тронуто Коссово поле,
Не срыта Белая Гора!
А между нас — позор немалый, —
В славянской, всем родной среде,
Лишь тот ушел от их опалы
И не подвергся их вражде,
Кто для своих всегда и всюду
Злодеем был передовым:
Они лишь нашего Иуду
Честят лобзанием своим.
Опально-мировое племя,
Когда же будешь ты народ?
Когда же упразднится время
Твоей и розни и невзгод,
И грянет клич к объединенью,
И рухнет то, что делит нас?..
Мы ждем и верим Провиденью —
Ему известны день и час…
И эта вера в правду Бога
Уж в нашей не умрет груди,
Хоть много жертв и горя много
Еще мы видим впереди…
Он жив — Верховный Промыслитель,
И суд Его не оскудел,
И слово «Царь-Освободитель»
За русский выступит предел.
Русская география
Москва и Град Петров, и Константинов Град —
Вот царства Русского заветные Столицы…
Но где предел ему? и где его границы —
На север, на восток, на юг и на закат?..
Грядущим временам судьбы их обличат…
Семь внутренних морей и семь великих рек…
От Нила до Невы, от Эльбы до Китая,
От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная…
Вот царство Русское… и не прейдет вовек,
Как то провидел Дух, и Даниил предрек…
Тематика стиха
Литературные критики разделились в мнении относительно тематики тютчевского произведения:
- одни специалисты считают, что Федор Иванович вообще не заложил в строки своего шедевра какой-либо тонкой идеи;
- другие же литературоведы подчеркивают, что автор, напротив, умело скрыл главную мысль своего лирического творения.
В чем же, в таком случае, состоит эта «главная мысль»? Первое впечатление: писатель изображает привычные (на первый взгляд) события. Это, например, смена сезонов года, когда на место зимы приходит весна. Федор Иванович тонко подмечал круговорот, отличающий природные процессы, цикличность мира. Читатели узнают личное отношение автора к происходящему: Тютчев не скрывает радости от прихода весенней поры. Образы Весны с Зимой отличаются живостью, человечностью, запоминаемостью. Весну автор изображает «прекрасным дитем», Зиму – «ворчливой старухой», «ведьмой злой». Старость зимы проигрывает весенней молодости. Это вечный цикл, который будет вновь и вновь еще много тысяч лет.
Художественные особенности поэзии
Тютчевское творчество отличается непосредственностью и легким разговорным стилем. «Зима недаром злится…» – не исключение. Федора Ивановича не беспокоило то, как читатели воспринимают эти произведения. Впрочем, от читающей публики поступали лишь положительные отзывы на тютчевское творчество.
Этот стих – отправная точка, поворотный момент в тютчевском творчестве. Впоследствии автор много работал над техникой своих произведений, созданием сложных образов, включением в поэзию философских размышлений. Но все это будет позже. А в 1830-х годах Тютчев еще не относится к своим литературным пробам серьезно, уделяя большую часть времени дипломатической карьере. В свободное время поэтом руководило исключительно вдохновение. Тютчевское творчество – безграничный и свободный потом образов.
Ключевые образы поэзии
Первая ассоциация, которая возникает в голове при чтении тютчевского произведения, – русская народная сказка. Писатель явно вдохновлялся фольклорными образами и мотивами. Поэзия «пропиталась» бинарными оппозициями – а это типичная черта фольклора и мифов. Так, автор упоминает о вечном противостоянии доброго и злого начала. Эти начала воплощаются через весну и зиму – классические образы для народного творчества.
Тютчевская «Зима…» недаром признается прекрасным образцом пейзажной поэзии. На голову Федора Ивановича в этот период творчества еще не обрушилась критика и замечания от читателей и литераторов-коллег. Русский поэтический мир еще не показал начинающему автору свой злобный оскал.
Тютчевская поэзия не отягощается пока что смысловой нагрузкой, отличается легкостью образов и свободой стиля. Эти характеристики – редкие «гости» для поэтических произведений XIX-го столетия. Даже авторы-современники нечасто хвастаются простой и одновременно выверенностью, точностью художественного слога.
Философские смыслы произведения
Тютчевские образы Весны с Зимой наполняются философским содержанием. Писатель проводит демаркационную линию между двумя периодами жизни мира – холодной зимой и теплой весной. Эта линия размежевания присутствует и в человеческой жизни – между молодостью и старостью. Автор сравнивает смену времен года, сезонов с циклом в существовании людей – процессы обновления и умирания вечно чередуются между собой. Молодость сменяет отжившую старость. Последняя, в свою очередь, должна уступить место новой жизни – юности.
Действующие лица стиха
Отличительная черта тютчевского шедевра – наличие реальных и активных персонажей, которые обеспечивают динамизм произведения.
Весна и Зима
Таким образом, в тютчевской поэзии выделяются два главных героя – это абстрактные персонажи: Весна и Зима. Автор не случайно употребляет прописные буквы в названиях этих действующих лиц. Писатель изображает Весну и Зиму живыми волшебными персонажами, которые проявляют обычные чувства. Эта черта уподобляет героев людям, ведь Весна с Зимой отличаются человеческими ощущениями и эмоциями. Весне все-таки удается победить Зиму.
Финальный образ в шедевре Федора Ивановича – самый сильный. Писатель изображает снегопад – последний символ уходящей зимней поры. Весна победила Зиму, и та на прощание бросает в соперницу снежную горсть. Попытка оказалась тщетной: Весна даже не почувствовала этот зимний жест. Снег тает, превращаясь в воду, которой умывается Весна. Противница Зимы становится еще красивее.
Композиция
Композиция стихотворения – кольцевая. Поэт начинает и заканчивает описанием весны. Всего можно выделить четыре части.
Из первой мы узнаем, что приходит весна. Она “в окно стучится и гонит со двора” злую старуху-зиму. Во второй части описывается атмосфера, которая царит в природе: “всё засуетилось”, “жаворонки… уж подняли трезвон”.
Третья часть – описание Зимы. Она “ещё хлопочет”, “ворчит”. Зима уже не может противостоять своей молодой сопернице, поэтому убегает, успевая запустить в неё снегом. В четвертой, заключительной части мы снова видим перед глазами красивую, румяную девушку-весну, которой нипочем проделки Зимы, она становится ещё прекраснее.
Произведение состоит из пяти строф, представленных четверостишиями. Стихотворный размер – ямб. Автор использует различные виды рифмы: точную (злится – стучится, пора – двора), неточную (мало – стала), мужскую (ворчит – шумит, вон – трезвон), женскую (хлопочет – хохочет, злая – убегая). Способ рифмовки – перекрёстный (рифмуются первая и третья, вторая и четвёртая строки).
Средства художественной выразительности
Отличительной особенностью стихотворения является минимальное использование поэтом средств художественной выразительности.
- На протяжении всего текста автор применяет олицетворения. Весна и Зима рисуются Ф. И. Тютчевым, как живые одухотворенные существа: Зима «злится», «взбесилась», «хлопочет»; Весна «в окно стучится», «хохочет», «шумит».
- Благодаря просторечной лексике («пуще», «взбесилась», «ворчит»), текст становится понятным и близким любому человеку.
- Прием противопоставления (злая старая Зима и веселая юная Весна) помогает увидеть контраст между отживающим прошлым и счастливым будущим.
«Зима недаром злится», анализ стихотворения Тютчева
Пейзажная лирика всегда была распространена среди русских поэтов. Красота нашей природы, смена времен года, непредсказуемость климатических условий — все могло стать объектом изображения в стихотворении. Но русская поэзия не была бы истинно русской поэзией, если бы не использовала олицетворение — троп, с помощью которого природа наделяется свойствами живого существа, в частности человека. Очевидно, это отголоски верований древних славян, которые считали, что всё вокруг населено духами, добрыми и злыми. Это и лешие, и домовые, и русалки, и многие другие низшие божества.
Однако поэты, чутко воспринимающие действительность, умеющие передать самые тонкие нюансы отношений между человеком и природой, все-таки изображали и изображают ее как целостный живой организм. Например, Федор Иванович Тютчев так выразил свое отношение к природе:
В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.
Естественно, после прочтения подобных строк возникает стойкая уверенность, что природа — некий организм, живущий по своим законам, понимание которых нам недоступно. А понять их хочется, как говорится, хочется разгадать все тайны природы.
Стихотворение «Зима недаром злится. » Ф.И.Тютчева хорошо известно каждому школьнику. Во-первых, потому что благодаря трехстопному ямбу и перекрестной женской и мужской рифме легко запоминается. Во-вторых, в стихотворении возникают очень колоритные образы главных героинь: «злой ведьмы» Зимы и «прекрасного дитя» Весны. Использование автором заглавной буквы в названиях героинь, конечно, сразу вызывает ассоциацию со сказкой, а сказка близка и знакома каждому человеку, потому что «все мы родом из детства».
Итак, стихотворение построено на контрасте: Зима злится, а Весна хохочет, «взбесилась ведьма злая». а «Весне и горя мало». Конечно, Зима и Весна соперничают, а в итоге расстаются врагами. Но сама битва разворачивается на наших глазах, ведь использование большого количества глаголов в форме настоящего времени вызывает ощущение сопричастности к тому, что происходит: «злится». «стучится». «гонит». «хлопочет». «хохочет». «шумит». Все эти слова, в которых к тому же использована аллитерация (звукоподражание), создают партитуру весенней разноголосицы, когда мы слышим звуки капели, щебетание вернувшихся с юга птиц, трезвон жаворонков в небе. Теперь стихотворение напоминает гимн, потому что прославляет весну — пору обновления, зарождения новой жизни.
После прочтения такого стихотворения вдруг возникает беспричинная радость. Может быть, оттого, что Весна «хохочет» и «шумит». Или оттого, что она «румяней стала». ведь счастливые, радостные дети всегда вызывают чувство умиления и желание поцеловать в разрумяненную щеку «прелестное дитя». Безусловно, и автор симпатизирует Весне. Хотя она «гонит со двора» старушку-зиму, но делает это, как говорится, на законных основаниях, ведь «пришла ее пора». А вот Зима ведет себя очень грубо. Сначала злится, ворчит по-стариковски, но потом переходит к решительным действиям: «взбесилась» да еще и снег бросила на прощанье в свою молодую соперницу. Поэтому и не звучит здесь традиционного философского элегического мотива: дескать, мне время тлеть, тебе — цвести. Нет, звучит только радость и торжество победы.
Так, благодаря обилию тропов, в небольшом лирическом произведении автору удается создать целый калейдоскоп событий, хотя для лирики как рода литературы событийность не характерна. Однако поэт с помощью этого стихотворения вызывает стойкую уверенность в том, что весна обязательно наступит, и у каждого человека появится шанс взглянуть на мир по-новому, как-то иначе, что-то изменить в своей жизни.
ИВАН БУНИН
ВЕСЕННЕЕ
Тает снег — и солнце ярко
Блещет в полдень над полями;
В блеске солнца влажный ветер
По лесам-полям гуляет.
Но поля ещё пустынны,
Но леса ещё безмолвны;
Только сосны, точно арфы,
Напевают однотонно,
И под их напев неясный,
В заповедных чащах бора,
Сладко спит весна-царевна
В белоснежном саркофаге.
Спит, — а скоро уж в долинах
Солнце белый снег растопит,
И пойдут бурлить потоки
По долинам и оврагам.
Налетят лесные птицы,
Зашумят грачи, а с ними —
Зацветут, зазеленеют,
Оживут леса и рощи.
И придёт апрель-царевич
Из заморских стран далёких
На заре, когда в долинах
Тают синие туманы,
На заре, когда от солнца
Пахнет лес зелёной хвоей,
Пахнет тёплою землёю
И апрельскими цветами,
И склонится он с улыбкой
Над царевною безмолвной
И прильнёт к устам царевны
Крепко жаркими устами,
И она в испуге вздрогнет,
Разомкнёт свои ресницы,
Глянет, вспыхнет — и улыбкой
Озарит весь мир влюблённый!
Стихи русских поэтов. Весна.Летят журавли
ДОГОРЕЛ АПРЕЛЬСКИЙ СВЕТЛЫЙ ВЕЧЕР
Догорел апрельский светлый вечер,
По лугам холодный сумрак лег.
Спят грачи; далёкий шум потока
В темноте таинственно заглох.
Но свежее пахнет зеленями
Молодой озябший чернозём,
И струится чище над полями
Звёздный свет в молчании ночном.
По лощинам, звёзды отражая,
Ямы светят тихою водой,
Журавли, друг друга окликая,
Осторожной тянутся гурьбой. А Весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, –
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля
А Весна в зазеленевшей роще
Ждёт зари, дыханье затая, –
Чутко внемлет шороху деревьев,
Зорко смотрит в тёмные поля.
Стихи русских поэтов о временах года.Грачи весной
БУШУЕТ ПОЛАЯ ВОДА…
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно,
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно. Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом
Дымятся чёрные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
А в полдень лужи под окном
Так разливаются и блещут,
Что ярким солнечным пятном
По залу «зайчики» трепещут.
Меж круглых рыхлых облаков
Невинно небо голубеет,
И солнце ласковое греет
В затишье гумен и дворов.
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И теплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Красивая поэзия про весну
ВЕСЕННЕЕ
Шире, грудь, распахнись для принятия
Чувств весенних — минутных гостей!
Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Ты, высокое небо, далёкое,
Беспредельный простор голубой!
Ты, зелёное поле широкое!
Только к вам я стремлюся душой!
Основная мысль
Основной мыслью произведения можно назвать то особое отношение к весне, которым обладает наш лирический герой. Он ассоциирует этот период с началом новой жизни, которая будет наполнена новыми эмоциями, чувствами и впечатлениями. Ведь действительно, с наступлением первых весенних деньков, настроение начинает подниматься. Мысли перестают быть мрачными, хочется улыбаться и строить планы на будущее. Человек просыпается вместе с природой и готов для новых подвигов. Хочется любить и быть любимым, творить, мечтать. Зима же подавляла все эти чувства. Постоянно навевая мрачные мысли.
Проснувшись после зимней спячки, человек раскрывает свое сердце для новых чувств и эмоций, которые смогут одолеть все мрачные мысли.
ИВАН НИКИТИН
ПОЛНО, СТЕПЬ МОЯ, СПАТЬ …
Полно, степь моя, спать беспробудно:
Зимы-матушки царство прошло,
Сохнет скатерть дорожки безлюдной,
Снег пропал, — и тепло, и светло.
Пробудись и умойся росою,
В ненаглядной красе покажись,
Принакрой свою грудь муравою,
Как невеста, в цветы нарядись.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Белоснежные тучки толпами
В синеве, на просторе плывут,
По груди у тебя полосами
Друг за дружкою тени бегут.
Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской, от зари до зари!
Там уж лето… ложись под косою,
Ковыль белый, в угоду косцам!
Подымайся, копна за копною!
Распевайте, косцы, по ночам!
И тогда, при мерцаньи румяном
Ясных зорек в прохладные дни,
Отдохни, моя степь, под туманом,
Беззаботно и крепко усни.