Посуда «люкс» и «от кутюр»
Есть версия, что первые фарфоровые изделия попали в Европу благодаря Марко Поло – он привез раритеты из Китая. Европейцы смотрели на неизвестные вещи как на диковинку и приписывали им магические свойства. Считалось, что посуда из фарфора может обнаружить яд в еде. Наверное, поэтому в королевских дворцах и домах аристократов столы сервировались такой посудой. Шло время – развеивались мифы. В начале XVIII столетия, когда производство уже развивалось в Европе, о магических свойствах материала серьезно уже никто не говорил. Тут можно узнать больше подробной информации.
Изделия, выпускаемые в Европе, делятся на три основных сегмента:
- недорогие вещи массового производства;
- продукция средней и средневысокой ценовой категории;
- элитный фарфор – эта группа объединяет образцы, зачастую изготовленные и декорированные вручную, представляющие художественную ценность.
Есть еще линия «от кутюр», близкая к элитной группе. В нее входят экспериментальные экземпляры, созданные в сотрудничестве со знаменитыми дизайнерами и модными домами. Например, посуда «Розенталь Версаче» или тарелки «Форназетти».
Каподимонте
Фарфоровые статуэтки «Каподимонте» являются ярким образцом итальянского искусства наряду с муранским стеклом. Каждая деталь, каждый штрих в них тщательно проработаны, поэтому готовое изделие приятно удивляет реалистичностью. Итальянскую фабрику основал Карл III в 1743 году. Изначально она специализировалась на выпуске чайных и кофейных сервизов, кубков. Затем ассортимент расширился за счет религиозных и мифологических персонажей, фигурок людей.
Дальнейший период ознаменовался ростом и расцветом производства, а затем его упадком. В итоге фабрика прекратила работу на долгое время. Только в 1925 году производство возродилось. Традиции фарфорового искусства «Каподимонте» создавали лучшие художники и скульпторы Италии. И сегодня каждая фигурка изготавливается вручную – коллекции кукол поражают своей красотой и заслуживают того, чтобы украшать экспозиции известных музеев мира.
Особенности
Элитный фарфор от европейских брендов имеет несколько отличительных особенностей:
- Цвет – он чистый белый, без желтизны и серых оттенков. Такая безупречность достигается благодаря особой технологии добычи и подготовки каолина. Многие марки до сих пор практикуют старинные рецепты изготовления сырья.
- Гладкая поверхность с глянцевым блеском. Иногда на ней встречаются отпечатки пальцев – как признак того, что изделие сделано руками. Наглядный пример – элегантные фигурки от ТМ «Каподимонте». Изделия бренда называют не иначе, как неаполитанский художественный фарфор.
- Однородная глазурь без каких-либо дефектов, пропусков, смазанных участков. Ведущие производители наносят дополнительный слой на ручки, края посуды и другие места, подверженные наиболее интенсивному воздействию.
- Закаленные края – это делается специально, чтобы придать прочность хрупким изделиям, защитить их от преждевременного образования сколов, продлить срок их службы.
Веджвуд
Элитный фарфор от британского бренда Wedgwood выпускается больше двух столетий и украшает столы британского королевского дворца, аристократических домов по всему миру. Мануфактура основана в 1759 году, а уже через 6 лет она прославилась благодаря своему изобретению – так называемому «сливочному фарфору». Сливочный цвет удалось получить, покрыв поверхность изделий тончайшим слоем глазури – визуально он незаметен.
В 1768 году мастера фабрики порадовали взыскательных клиентов «черным базальтом» — настолько прочными фарфоровыми предметами, что их огранка и полировка невозможны. Затем были другие «ноу-хау», в том числе посуда авангардного дизайна, посуда для кошек и кофейные пары из костяного фарфора.
Nymphenburg
Богатый по своей природе и фактуре материал все чаще становится базой для создания арт-объектов. Каждый из них наполнен смыслом без ущерба практичности и функциональности. Наглядный пример – концептуальные коллекции «от кутюр» баварской мануфактуры «Nymphenburg», основанной в 1747 году.
Этой мануфактуре суждено было стать лидером в сегменте изготовления фарфоровых предметов в стиле рококо. Отличительная особенность марки – простота и элегантность форм. Их в свое время разработал дизайнер Антон Бустелли и пока его в этом никто не превзошел. Все предметы выполнены вручную.
В 2007 году в ассортименте торговой марки появилась коллекция «от кутюр», созданная бразильцем Густаво Линсом. Модельер создал объекты сложных форм и нарядил их в драпированные ткани, напоминающие кимоно. Его работы сложно описать – они напоминают бюсты белого цвета, симбиоз скульптуры и предмета гардероба.
Коллекция включает 12 объектов, выполненных в белом и черном цвете. Ее премьера прошла в рамках модного показа «от кутюр», проходившего в Париже летом 2007 года. Презентация вызвала ажиотаж и огромный интерес у зрителей, что вдохновило Линса на новые творческие эксперименты. В январе 2010-го он представил очередную коллекцию из фарфора. Все чаще с европейскими производителями сотрудничают известные дизайнеры, скульпторы, архитекторы. А это значит, что новые необычные экземпляры еще впереди.