Стихи о школе

Вежливое слово

Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются За вежливое слово.

В три часа открылась касса, Собралось народу масса, Даже Ёжик пожилой Притащился чуть живой…

— Подходите, Ёжик, Ёжик! Вам билет В каком ряду?

— Мне — поближе: Плохо вижу, Вот СПАСИБО! Ну, пойду.

Говорит Овечка: — Мне-е-е — одно местечко! Вот моё БЛАГОДАРЮ — Доброе словечко.

Утка: — Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят! — И достала утка ДОБРОЕ УТРО.

А Олень: — ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень, Уважаемый кассир, Я бы очень попросил Мне, жене и дочке Во втором рядочке Дайте лучшие места, Вот моё ПОЖАЛУЙСТА!

Говорит Дворовый Пёс: — Поглядите, что принёс! Вот моё ЗДОР-Р-РОВО — Вежливое слово.

— Вежливое слово? Нет у вас другого? Вижу В вашей Пасти ЗДРАСТЕ. А ЗДОРОВО бросьте! Бросьте!

— Бросил! Бросил!

— Просим! Просим! Нам билетов — Восемь! Восемь! Просим восемь Козам, Лосям, БЛАГОДАРНОСТЬ Вам приносим.

И вдруг, Отпихнув Старух, Стариков, Барсуков, Бурундуков… Вдруг ворвался Косолапый, Отдавил хвосты и лапы, Стукнул Зайца пожилого…

— Касса, выдай мне билет!

— Ваше вежливое слово?

— У меня такого нет.

— Ах, у вас такого нет? Не получите билет.

— Мне — билет! — Нет и нет.

— Мне — билет!

— Нет и нет, Не стучите — мой ответ, Не рычите — мой совет, Не стучите, не рычите, До свидания, привет!

Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал, И ушёл он со слезами, И пришёл к мохнатой маме.

Мама шлёпнула слегка Косолапого сынка И достала из комода Очень вежливое что-то… Развернула, И встряхнула, И чихнула, И вздохнула: — Ах, слова какие были! И не мы ли Их забыли?

ИЗВОЛЬ… ПОЗВОЛЬ… Их давно уж съела моль! Но ПОЖАЛУЙСТА… ПРОСТИ… Я могла бы их спасти! Бедное ПОЖАЛУЙСТА, Что от него осталось-то?

Это слово Золотое. Это слово Залатаю! —

Живо-живо Положила Две заплатки… Всё в порядке!

Раз-два! все слова Хорошенько вымыла, Медвежонку выдала: До СВИДАНЬЯ, До СКАКАНЬЯ И ещё ДО КУВЫРКАНЬЯ, УВАЖАЮ ОЧЕНЬ ВАС…

И десяток про запас.

— На, сыночек дорогой, И всегда носи с собой! —

Театр открывается! К началу всё готово! Билеты предлагаются За вежливое слово!

Вот уже второй звонок! Медвежонок со всех ног Подбегает к кассе…

— ДО СВИДАНЬЯ! ЗДРАСТЕ! ДОБРОЙ НОЧИ! И РАССВЕТА! ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЙ ЗАРИ!

И кассир даёт билеты — Не один, а целых три!

— С НОВЫМ ГОДОМ! С НОВОСЕЛЬЕМ! РАЗРЕШИТЕ ВАС ОБНЯТЬ! — И кассир даёт билеты — Не один, а целых пять.

— ПОЗДРАВЛЯЮ С ДНЁМ РОЖДЕНЬЯ! ПРИГЛАШАЮ ВАС К СЕБЕ!

И кассир от восхищенья Постоял на голове!

И кассиру Во всю силу Очень хочется запеть: «Очень-очень-очень- Очень вежливый Медведь!»

— БЛАГОДАРЕН! ИЗВИНЯЮСЬ!

— Славный парень! — Я стараюсь. — Вот какая умница! — Вот идёт Медведица! И она волнуется, И от счастья светится!

— Здравствуйте, Медведица! Знаете, Медведица, Славный мишка ваш сынишка, Даже нам не верится!

— Почему не верится? — Говорит Медведица. — Мой сыночек — молодец!

До свидания!

КОНЕЦ

Жадина

Пёс шагал по переулку,
Он жевал большую булку.
Подошел Щеночек,
Попросил кусочек.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал —
Не дал.
Подошла Кошка-мяушка,
Попросила Кошка мякушка.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Прискакала Лягушка,
Пошептала на ушко,
Попросила Лягушка горбушку.
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Курочка,
Попросила Курочка корочку.
Встал Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал –
Не дал.
Подошла Уточка,
Постояла минуточку,
Попросила Уточка чуточку,
Только попробовать!
Сел Пёс,
Стал гадать:
Дать или не дать?
Погадал – погадал,
Пожевал – пожевал
И сказал:
— Я бы дал!
У меня самого
Больше нету ничего!

Жадина

Пёс шагал по переулку, Он жевал большую булку.

Подошёл Щеночек, Попросил кусочек.

Сел Пёс, Стал гадать — Дать Или не дать?

Погадал-погадал, Пожевал-пожевал — Не дал.

Подошла Кошка-Мяушка, Попросила Кошка мякушку.

Встал Пёс, Стал гадать — Дать Или не дать?

Погадал-погадал, Пожевал-пожевал — Не дал.

Прискакала Лягушка, Пошептала на ушко, Попросила Лягушка горбушку!

Сел Пёс, Стал гадать — Дать Или не дать?

Погадал-погадал, Пожевал-пожевал — Не дал.

Подошла Курочка. Попросила Курочка корочку.

Встал Пёс, Стал гадать — Дать Или не дать?

Погадал-погадал, Пожевал-пожевал — Не дал.

Подошла Уточка, Постояла минуточку, Попросила Уточка чуточку, Только попробовать!

Сел Пёс, Стал гадать — Дать Или не дать?

Погадал-погадал, Пожевал-пожевал… И сказал:

— Я бы дал! У меня у самого Больше нету ничего!

Стихотворение «Мотылёк» Эммы Мошковской — срочно нужен текст. В инете нет, может, у кого книга есть — дайте фото!

Эмма Мошковская «Мотылёк «

Я — мотылёк,Я спать уже лёг,но вдруг вы солнце включилии долго уроки учили. Солнце в тепленьком пузырьке, я сижу на его козырьке,мне становится горячо,и я сажусь на плечо. Я взлетаю под потолок!Вижу, как бабушка вяжет чулок,внучка куклу купает,чайник ваш закипает.

Мама приходит с пышками,а вы всё сидите за книжками.Перевернулась страница. Как я люблю ваши лица!Я долго на них гляжу. Потом я для вас пляшу.Как я танцую вокруг стола!И от угла до угла!И я падаю к вам на тетради.Сказать по правде,я очень устал.Но я любопытен!Я бы узнал,что вы сейчас проходите!Но вы уже спать уходите.

«Литературное чтение. Хрестоматия для 3 класса» Малаховская О. В.

Я — мотылёк,Я спать уже лёг,но вдруг вы солнце включилии долго уроки учили. Солнце в тепленьком пузырьке, я сижу на его козырьке,мне становится горячо,и я сажусь на плечо. Я взлетаю под потолок!Вижу, как бабушка вяжет чулок,внучка куклу купает,чайник ваш закипает.

Мама приходит с пышками,а вы всё сидите за книжками.Перевернулась страница. Как я люблю ваши лица!Я долго на них гляжу. Потом я для вас пляшу.Как я танцую вокруг стола!И от угла до угла!И я падаю к вам на тетради.Сказать по правде,я очень устал.Но я любопытен!Я бы узнал,что вы сейчас проходите!Но вы уже спать уходите.

Я — мотылёк,Я спать уже лёг,но вдруг вы солнце включилии долго уроки учили. Солнце в тепленьком пузырьке, я сижу на его козырьке,мне становится горячо,и я сажусь на плечо. Я взлетаю под потолок!Вижу, как бабушка вяжет чулок,внучка куклу купает,чайник ваш закипает.

Мама приходит с пышками,а вы всё сидите за книжками.Перевернулась страница. Как я люблю ваши лица!Я долго на них гляжу. Потом я для вас пляшу.Как я танцую вокруг стола!И от угла до угла!И я падаю к вам на тетради.Сказать по правде,я очень устал.Но я любопытен!Я бы узнал,что вы сейчас проходите!Но вы уже спать уходите.

Эмма Мошковская «Мотылёк «

Я — мотылёк,Я спать уже лёг,но вдруг вы солнце включилии долго уроки учили. Солнце в тепленьком пузырьке, я сижу на его козырьке,мне становится горячо,и я сажусь на плечо. Я взлетаю под потолок!Вижу, как бабушка вяжет чулок,внучка куклу купает,чайник ваш закипает.

Мама приходит с пышками,а вы всё сидите за книжками.Перевернулась страница. Как я люблю ваши лица!Я долго на них гляжу. Потом я для вас пляшу.Как я танцую вокруг стола!И от угла до угла!И я падаю к вам на тетради.Сказать по правде,я очень устал.Но я любопытен!Я бы узнал,что вы сейчас проходите!Но вы уже спать уходите.

Источник

Ответы к стр. 38 — 40

? с. 39 Ты знаешь, что такое стоячая вода.

— Герой-рассказчик, наверное, рассматривает лесное озерцо или дачный пруд, — сказал Костя Погодин. — А может быть, он смотрит на какое-то болотце в лесном овражке, — предположил Миша, который любил собирать ежевику на склонах оврагов.

Как поэтесса передаёт ощущение того, что вода – именно стоячая? (Вода кажется ненастоящей, лист упал «будто на твёрдое // пыльное зеркало, непротёртое… кем-то забытое».)

? А где ты представляешь героя стихотворения? С чем герой сравнивает застывшую водную поверхность? Прочитай строчки, которые раскрывают это сравнение. Почему автор использует так много слов-названий признаков?

Разглядывая осеннюю воду, герой видит всё большее сходство её с зеркалом «твердым», «пыльным», «непротёртым», «непромытым», «тёмным», «кем-то забытым». Появляется ли у ребят ощущение абсолютной неподвижности и заброшенности этого места?

? Легко ли разглядеть что-то в этом водном зеркале? Подтверди своё мнение строчками из текста.

Разглядеть что-либо в осенней стоячей воде нелегко; она не только напоминает «темное непротёртое зеркало», но и заставляет героя стихотворения задуматься о том, а вообще, настоящая ли эта вода?

— В описании осенней воды есть какая-то тайна, — сказала Маша. ? Ты тоже так думаешь? ? За счёт чего усиливается ощущение загадки, тайны в двух последних строфах? Сможешь ответить на вопросы, которые задаёт себе герой-рассказчик, так, чтобы ощущение таинственной, сказочной атмосферы продлилось? Прояви свою фантазию! ? А какие ответы на эти вопросы сразу вернули бы героя стихотворения в обычную действительность?

Что же происходит во второй части стихотворения? Прежде всего, герой убеждается, что вода – настоящая; более того, ему кажется, что она скрывает какую-то тайну, под водой прячется какое-то неизвестное существо («Кто это, а. Что он там делает? Прыгает? Бегает? Или плывёт. »). Можно пофантазировать, кто же так заинтересовал героя? Можно спросить: как ответить на этот вопрос, чтобы не разрушить ощущение чего-то таинственного, созданное поэтессой? Можно ли сказать: «Да это просто рыба (лягушка)!», или такой ответ сразу вернёт нас в обычную жизнь?

Источник

Цыплёнок шёл в куд-кудаки

Цыплёнок Шёл В Куд-кудаки.

— Не трррусь! — Трещали Сороки.

И пели Синички и Сойки! И было не страшно в дороге!

А Воробей: — Чик-чирики! Решил посмотреть Куд-кудаки? Запомни: Страна Куд-кудаки — На северо-юго-востоке.

— Что ж, Идёшшшь В Куд-кудаки, — Шептали тихие Раки. — Скоро ты встретишь реки! Возьми у нас плоскодонку, — Шептали они Цыплёнку. — Циплёнок Идёт в Куд-кудаки? —

Спросил Медведь из берлоги.

— Дам-ка ему медку… Медку Дам я сынку…

Цыплёнок Шёл в Куд-кудаки. Светляки Светили во мраке, И говорил кто-то: — Тут не ступи, тут — болото…

— Не спи на сырой земле! В дупле… в тёплом дупле…

Цыплёнок Шёл в Куд-кудаки. Слабели, болели лапки… — Я не войду в Куд-кудаки! — Сказал он одной Черепахе.

— Ты переплыл реки! Ты прошёл полдороги! Брось тревоги и страхи, Ты войдёшь в Куд-кудаки!!! —

Пчёлы жужжали: -Дойдёжжжь!

— Дойдёшшшь! — Говорил Ёж.

Цыплёнок Шёл в Куд-кудаки.

И вот обезьяны Макаки Сказали: — Во-о-о-он Куд-кудаки! Гляди, Впереди Куд-кудаки!

Но На счастливые крики Примчались злые Собаки!

— Сейчас мы тебя покусаки, Разорваки, Готовься к дррраке!

Цыплёнок делает знаки, Что вот уже Куд-кудаки! Что он пршёл Половину земли! Но поверить ему не могли.

— Гав! — Сказали Собаки. — Как?! ТЫ НЕ ПУГАКИ?»

— Но меня не пугали! Не пугали, А помогали

Светляки, Медведи, И Раки…

И Пчёлы…

— И Пчёлы-кусаки?! И даже Пчёлы-кусаки Помогли Прийти В Куд-кудаки?!

Как удивились Собаки! Забыли Собаки о драке! Сидят Собаки-кусаки…

А Цыплёнок Идет В Куд-кудаки!

Анализ стихотворения «Обида» Мошковской

Стихотворение «Обида» Эммы Эфраимовны Мошковской – поучительный юмористический пример вреда обид.

Стихотворение написано в 1960-е годы. Поэтессе в эту пору около сорока лет, она один из самых востребованных детских авторов, в ее литературном багаже – множество изданных книг. В свое время она получила музыкальное образование и даже работала по профессии. Однако «нерастраченная память детства» влекла ее на писательский путь. Она успела заручиться поддержкой С. Маршака и К. Чуковского, увидела свои стихи в журналах, наконец, началось сотрудничество с издательством «Детский мир». В жанровом отношении – поэтический рассказ, рифмовка смежная, перекрестная, тавтологическая, 3 строфы. Лирический герой – обиженный мальчишка. В первой же строке он делает заявление: я ушел. Естественно, «в свою обиду». Обижаться, так уж всласть. Тем более, если никто не замечает, как ты расстроен. Как можно заниматься повседневными делами, когда тут такое. Пожалуй, надо произнести какую-нибудь впечатляющую угрозу. Например: буду жить в ней все года! Нужно же, наконец, проявить характер. Вторая строфа – последствия обиды. Они всегда одинаковы. Весь мир стал серым и неинтересным. Герою даже захотелось, чтобы в его шкуре побывал еще кто-нибудь. Тот, кто на него не пожалуется. Например, можно прогнать ласкового щеночка или исподтишка дернуть старого кота за хвост. Не очень сильно, но чтобы он почувствовал, какова его обида на вкус.

В финале у героя некстати просыпается аппетит. И зачем это мама пирог испекла, ведь у него совершенно не было настроения его есть. А теперь вот появилось. Однако его не проведешь, и мальчик кушает с обидой напополам. После чего, разумеется, пришлось прилечь. На два часика, не больше. Обида, само собой, прилегла рядом. Он даже как будто держал ее за руку, чтобы не ушла. Проснувшись, герой чувствует себя просто великолепно, мир вновь разноцветный и полон чудес. «Куда-то делась!» Он немножечко смущен, что так долго дулся. Ну, ничего, еще не поздно наверстать потерянное время. Надо сбегать во двор, там ребята во что-то играют. Э. Мошковская в этих стихах смотрит на жизнь глазами ребенка, использует характерные особенности детской речи и поведения, живописует эмоции, испытанные мальчиком, в том числе, детскую отходчивость. Портрет получается узнаваемым и назидательным как для ровесников героя, так и для тех, кто постарше, но любит обижаться. Звукопись (аллитерация), многоточия подчеркивают недовольную, капризную интонацию стиха. Уменьшительно-ласкательные суффиксы усиливают несправедливость угрюмого взгляда на мир: цветочка, щеночка. Глаголы придают стихам динамичность. Строфы связаны многосоюзием, перечислительными градациями.

Стихи Э. Мошковской о детях отличаются тонким психологическим рисунком и неподдельно искренней интонацией.

Как лисёнок штанишки потерял

Говорит Утёнок: — Кряк. Вот Лисёнок. Он добряк. Он хороший. Он мне нужен. Почему же мы не дружим?

А Лисёнок говорит: — Вот Утёнок. Он хитрит. Он в песочке роется. За этим что-то кроется. В коробочке роется. Что это готовится?

А Утёнок Из коробки Вынул нитки и иголки, Говорит: — Давай пришью Пуговицу твою На штанишках…

— Ишь как! А что? А зачем? — А то На смех всем Оборвётся пуговица!

А Лисёнку думается: «Он неправду говорит. Он, по-моему, хитрит. Что это за этим кроется И когда откроется?» Говорит в сторонку: — Не верю я Утёнку. До чего же он хитрющий! Я пойду на всякий случай. Пойду со двора. К маме пора.

И пошёл, пошёл Лисёнок Меж сосёнок На просёлок, И пришёл он на просёлок, Побежал скорей в посёлок, К маме, папе и братишке…

И по пути потерял штанишки!

*** Жил-был один Слонишка. Слонишка был малышка. Но рос и рос, И вот потом Он стал большим-большим СЛОНОМ.

Но маленький Слонишка Был маленький врунишка! Он рос и рос, И вот потом Он стал большим-большим ВРУНОМ.

*** — Что ты, волк? Что с тобой? Почему с одной ногой?

Кто тебя Одолел?

Может, лев?

— Нет, не лев. Честное слово!

Пятилетний Лёва!

Канцелярская сказка

Лист кленовый — желтый, влажный —
Отправляется в полет.
В магазин писчебумажный
Устремляется народ.

В магазин писчебумажный —
Самый нужный, самый важный:
Шелестящий, словно лес,
Полный всяческих чудес.

Есть там ручка-самописка,
Карандашик-самогрызка,
Есть конструктор «Сделай сам»
Весом двадцать килограмм!

Там на паре тонких ножек
Вдруг пройдет сама собой
Груда розовых обложек,
Сверху — бантик голубой.

Там и глобус в три обхвата
Над толпой плывет куда-то
И вращает, как живой,
Великаньей головой.

Как неведомые пташки,
Вспархивают промокашки;
Счетных палочек мешок
Тащит кто-то, сам с вершок.

Гномы дружною семейкой
У прилавка голосят:
«Двести в клетку! Сто в линейку!
И в горошек — пятьдесят!»

За охапками охапки
Покидают магазин
Кнопки, скрепки, краски, папки,
Даже черствый пластилин…

Весь товар писчебумажный,
Самый нужный, самый важный,
Раскупили до конца, —
Кроме дяди продавца:

Продавец был непродажный,
Он стоял для образца.

Отдышавшись еле-еле,
Он снимает свой халат:
«Вот и полки опустели,
Скоро листья облетят».

М. Бородицкая

Анализ стихотворения «Обида» Мошковской

Стихотворение «Обида» Эммы Эфраимовны Мошковской – поучительный юмористический пример вреда обид.

Стихотворение написано в 1960-е годы. Поэтессе в эту пору около сорока лет, она один из самых востребованных детских авторов, в ее литературном багаже – множество изданных книг. В свое время она получила музыкальное образование и даже работала по профессии. Однако «нерастраченная память детства» влекла ее на писательский путь. Она успела заручиться поддержкой С. Маршака и К. Чуковского, увидела свои стихи в журналах, наконец, началось сотрудничество с издательством «Детский мир». В жанровом отношении – поэтический рассказ, рифмовка смежная, перекрестная, тавтологическая, 3 строфы. Лирический герой – обиженный мальчишка. В первой же строке он делает заявление: я ушел. Естественно, «в свою обиду». Обижаться, так уж всласть. Тем более, если никто не замечает, как ты расстроен. Как можно заниматься повседневными делами, когда тут такое. Пожалуй, надо произнести какую-нибудь впечатляющую угрозу. Например: буду жить в ней все года! Нужно же, наконец, проявить характер. Вторая строфа – последствия обиды. Они всегда одинаковы. Весь мир стал серым и неинтересным. Герою даже захотелось, чтобы в его шкуре побывал еще кто-нибудь. Тот, кто на него не пожалуется. Например, можно прогнать ласкового щеночка или исподтишка дернуть старого кота за хвост. Не очень сильно, но чтобы он почувствовал, какова его обида на вкус.

В финале у героя некстати просыпается аппетит. И зачем это мама пирог испекла, ведь у него совершенно не было настроения его есть. А теперь вот появилось. Однако его не проведешь, и мальчик кушает с обидой напополам. После чего, разумеется, пришлось прилечь. На два часика, не больше. Обида, само собой, прилегла рядом. Он даже как будто держал ее за руку, чтобы не ушла. Проснувшись, герой чувствует себя просто великолепно, мир вновь разноцветный и полон чудес. «Куда-то делась!» Он немножечко смущен, что так долго дулся. Ну, ничего, еще не поздно наверстать потерянное время. Надо сбегать во двор, там ребята во что-то играют. Э. Мошковская в этих стихах смотрит на жизнь глазами ребенка, использует характерные особенности детской речи и поведения, живописует эмоции, испытанные мальчиком, в том числе, детскую отходчивость. Портрет получается узнаваемым и назидательным как для ровесников героя, так и для тех, кто постарше, но любит обижаться. Звукопись (аллитерация), многоточия подчеркивают недовольную, капризную интонацию стиха. Уменьшительно-ласкательные суффиксы усиливают несправедливость угрюмого взгляда на мир: цветочка, щеночка. Глаголы придают стихам динамичность. Строфы связаны многосоюзием, перечислительными градациями.

Стихи Э. Мошковской о детях отличаются тонким психологическим рисунком и неподдельно искренней интонацией.

Хитрые старушки. Эмма Мошковская.

Вот попала мне в руки свеженькая книга избранных стихотворений Эммы Мошковской «Хитрые старушки», с тёплыми, чуть ли не акварельными иллюстрациями Натальи Корсунской, — и на меня прямо дохнуло от этой книги радостью чтения, которую я испытал когда-то, впервые открыв для себя стихи Эммы Эфраимовны Мошковской (1926–1981).

Первая книга её стихов для детей вышла в 1962 году и называлась «Дядя Шар». Поэтесса словно подчёркивала преемственность традиции, идущей от воздушных шаров в давних детских стихах Даниила Хармса, Осипа Мандельштама или Евгения Шварца. Это традиция изображать ребёнка в реальных обстоятельствах жизни, в которой главное место уделяется праздничному удивлению и радости от соприкосновения с неизвестным. Герой Э. Мошковской задаёт множество вопросов, с дотошностью допытывается, как устроен мир, и настолько чувствует себя на равных со всем вокруг, что свои страхи и свою решимость их преодолеть, не задумываясь, переадресует окружающему:

Я боюсь,
И лес боится —
Замирает и таится…
Ты не беспокойся, лес!
Ты не бойся —
Я же
Здесь!

Художник Наталья Корсунская.

Дошкольник, детсадовец — любимый персонаж стихов Э. Мошковской. Стихов множество — как много загадок, которые приходится решать открывателю мира. И мир этот постепенно расширяется. Сначала вопросы домашние — кто притворился часами? Почему стул не ходит? Какие бывают подарки? Потом уличные — легко ли грузовику? Куда из города девались лошади? Не попробовать ли взлететь? Потом «природные» — как лягушки научились квакать? О чём ревёт осёл? Ходит ли крокодил на работу? Кто видел зелёное солнышко?.. На каждый вопрос — свой ответ, своё стихотворение.

Удивительна ритмика этих стихов, — как будто девчонка скачет через скакалку или восторженный ребёнок, глотая слова, рассказывает о чём-то для него небывалом:

Жил Лев.
Лев добрый.

Ел
Хлеб.
Хлеб с воблой.

И кефир
Пил
На ночь.

Звали его
ЛЕВ ИВАНЫЧ!

Кажется, что это уже давно ставшее хрестоматийным стихотворение, равно как и многие другие стихи, буквально копирует детскую речь, давая высказаться каждому по любому, даже пустяковому поводу. Если внимательно читать Мошковскую, на вас обрушится такая разноголосица, будто вы стоите в окружении целого детского сада, и все наперебой спешат поделиться с вами своими новостями.

Правда, книга «Хитрые старушки» адресована уже детям чуть постарше, младшеклассникам, поэтому целый раздел в ней отдан поэтическим урокам — про всё на свете.

Вычитаем!

Начинаем
Изо всех ручьёв и рек
Вычитать и лёд и снег.

Если вычесть снег и лёд,
Будет птичий перелёт!

Сложим солнышко с дождём
И немного подождём…

И получим
Травы.
Разве мы не правы?

А ещё стихи Эммы Мошковской переполнены словами, рассказывающими о звуках и изображающими звуки. И вдруг из весёлого звукопада рождается тишина, когда можно посидеть и подумать. Ведь вопросы, которые звучат в стихах Мошковской, вызваны тем, что её герои — думают. Вот что самое главное.

Вредный кот

— Петь, здорово!
— Здравствуй, Вова!
— Как уроки?
— Не готовы…
Понимаешь, вредный кот
Заниматься не дает!

Только было сел за стол,
Слышу: «Мяу…» —
«Что пришел?
Уходи! — кричу коту. —
Мне и так… невмоготу!
Видишь, занят я наукой,
Так что брысь и не мяукай!»
Он тогда залез на стул,
Притворился, что уснул.
Ну и ловко сделал вид —
Ведь совсем как будто спит! —
Но меня же не обманешь…
«А, ты спишь? Сейчас ты встанешь!
Ты умен, и я умен!»
Раз его за хвост!
— А он?
— Он мне руки исцарапал,
Скатерть со стола стянул,
Все чернила пролил на пол,
Все тетрадки мне заляпал
И в окошко улизнул!

Я кота простить готов,
Я жалею их, котов.
Но зачем же говорят,
Будто сам я виноват?
Я сказал открыто маме:
«Это просто клевета!
Вы попробовали б сами
Удержать
за хвост
кота!»

Б. Заходер

Вежливое слово

1.
Театр открывается!
К началу все готово! 
Билеты продаются 
За вежливое слово. 

2.
В три часа открылась касса, 
Собралось народу масса,
Даже ежик пожилой 
Притащился чуть живой:. 

3.
Подходите, 
Ежик, ежик! 
Вам билет в каком ряду? 

4.
Мне поближе:
Плохо вижу. 
Вот Спасибо! Ну пойду. 

5.
Говорит Овечка: 
— Мне — одно местечко! 
Вот мое. Благодарю — 
Доброе словечко.

6.
Утка: — Кряк! Целый ряд.
Для меня и для ребят! 
И достала Утка
Доброе Утро. 

7.
А Олень — Добрый день!
Если только вам не лень, 
Уважаемый кассир, 
Я бы очень попросил 
Мне, жене и дочке 
Во втором рядочке 
Дайте лучшие места, 
Вот мое — Пожалуйста!

8.
Говорит Дворовый пес:
— Поглядите, что принес!
Вот мое Здорово —
Вежливое слово.
Вежливое слово! 
Нет у вас другого?
Вижу в вашей пасти Здрасте
А здорово бросьте! Бросьте!

9.
— Бросил! Бросил! 
— Просим! Просим! 
Нам билетов — 
Восемь! Восемь! 
Козам, Лосям, 
Благодарность 
Вам приносим. 

10.
И вдруг, отпихнув,
Старух, стариков
Петухов, Барсуков:
Вдруг ворвался 
Косолапый, 
Отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого: 

11.
— Касса, выдай мне бил 
— Ваше вежливое слово? 
— У меня такого нет. 

12.
Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
— Мне — билет!
— Нет и нет. 
— Мне билет!
— Нет и нет. 

13.
Не стучите — мой ответ 
Не рычите — мой совет. 
Не стучите, не рычите, 
До свидания, привет. 

14.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушел он со слезами,
И пришел к мохнатой маме. 

15.
Мама шлепнула слегка 
Косолапого сынка 
И достала из комода 
Очень вежливое что-то:

16.
Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула: 
— Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли? 

17.
Изволь: Позволь: 
Их давно уж съела моль! 
Но Пожалуйста: Прости:
Я могла бы их спасти! 

18.
Бедное Пожалуйста,
Что от него осталось-то?
Это слово золотое
Это слово залатаю! 

19.
Живо-живо положила 
Две заплатки..Все в порядке! 
Раз-два! Все слова 
Хорошенько вымыла, 
Медвежонку выдала: 

20.
До Свиданья, До скаканья
И еще До кувырканья,
Уважаю очень Вас:
И десяток про запас. 

21.
— На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!

22.
Театр открывается! 
К началу все готово 
Билеты предлагаются 
За вежливое слово! 
Вот уже второй звонок! 
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:

23.
— До Свиданья! Здрасте!
Доброй ночи! И Рассвета!
Замечательной зари!
И кассир дает билеты —
Не один, а целых три!

24.
С Новым годом! 
С Новосельем! 
Разрешите Вас обнять! 
И кассир дает билеты — 
Не один, а целых пять. 

25.
Поздравляю с Днем
Рожденья!
Приглашаю Вас к себе !
И кассир от восхищенья
Постоял на голове! 

26.
И кассиру во всю силу 
Очень хочется запеть: 
«Очень-очень-очень-очень — 
Очень вежливый Медведь!» 

27.
— Благодарен! — Извиняюсь!
— Славный парень!
— Я стараюсь!
— Вот какая умница! 

28.
Вот идет Медведица, 
И она волнуется, 
И от счастья светится! 
-Здравствуйте, Медведица! 
Знаете Медведица, 
Славный мишка, ваш сынишка,
Даже нам не верится!

29.
— Почему не верится?
Говорит Медведица, — 
— Мой сыночек-молодец!
— До Свидания!

Анализ стихотворения «Обида» Мошковской

Стихотворение «Обида» Эммы Эфраимовны Мошковской – поучительный юмористический пример вреда обид.

Стихотворение написано в 1960-е годы. Поэтессе в эту пору около сорока лет, она один из самых востребованных детских авторов, в ее литературном багаже – множество изданных книг. В свое время она получила музыкальное образование и даже работала по профессии. Однако «нерастраченная память детства» влекла ее на писательский путь. Она успела заручиться поддержкой С. Маршака и К. Чуковского, увидела свои стихи в журналах, наконец, началось сотрудничество с издательством «Детский мир». В жанровом отношении – поэтический рассказ, рифмовка смежная, перекрестная, тавтологическая, 3 строфы. Лирический герой – обиженный мальчишка. В первой же строке он делает заявление: я ушел. Естественно, «в свою обиду». Обижаться, так уж всласть. Тем более, если никто не замечает, как ты расстроен. Как можно заниматься повседневными делами, когда тут такое. Пожалуй, надо произнести какую-нибудь впечатляющую угрозу. Например: буду жить в ней все года! Нужно же, наконец, проявить характер. Вторая строфа – последствия обиды. Они всегда одинаковы. Весь мир стал серым и неинтересным. Герою даже захотелось, чтобы в его шкуре побывал еще кто-нибудь. Тот, кто на него не пожалуется. Например, можно прогнать ласкового щеночка или исподтишка дернуть старого кота за хвост. Не очень сильно, но чтобы он почувствовал, какова его обида на вкус.

В финале у героя некстати просыпается аппетит. И зачем это мама пирог испекла, ведь у него совершенно не было настроения его есть. А теперь вот появилось. Однако его не проведешь, и мальчик кушает с обидой напополам. После чего, разумеется, пришлось прилечь. На два часика, не больше. Обида, само собой, прилегла рядом. Он даже как будто держал ее за руку, чтобы не ушла. Проснувшись, герой чувствует себя просто великолепно, мир вновь разноцветный и полон чудес. «Куда-то делась!» Он немножечко смущен, что так долго дулся. Ну, ничего, еще не поздно наверстать потерянное время. Надо сбегать во двор, там ребята во что-то играют. Э. Мошковская в этих стихах смотрит на жизнь глазами ребенка, использует характерные особенности детской речи и поведения, живописует эмоции, испытанные мальчиком, в том числе, детскую отходчивость. Портрет получается узнаваемым и назидательным как для ровесников героя, так и для тех, кто постарше, но любит обижаться. Звукопись (аллитерация), многоточия подчеркивают недовольную, капризную интонацию стиха. Уменьшительно-ласкательные суффиксы усиливают несправедливость угрюмого взгляда на мир: цветочка, щеночка. Глаголы придают стихам динамичность. Строфы связаны многосоюзием, перечислительными градациями.

Стихи Э. Мошковской о детях отличаются тонким психологическим рисунком и неподдельно искренней интонацией.

—————

—————

—————

Конец стихотворения — все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище — многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex — лучший поисковик на русском языке

Qwant — лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Сочинение

В день моего рождения Воробей принёс сочиненье.

— Чив-чив! — Закричал он отчаянно. — Стихи сочинил я нечаянно! Чудные! Чув-чудесные! Мне самому интересные!

— А ещё кому? — А ещё никому. — А потому И мне — ни к чему! — Говорю я, Гоню Воробья, Глядь, вот те на — Опять у окна!

Говорит Воробей опечалено: — Сочинил я сказку нечаянно… Очень-чень сказочка сладилась, Мне самому понравилась.

А ещё кому?

— Лесу всему! Белке-соседке, Калиновой ветке, Дятлу-соседу, Туче, Ветру…

— Давай! Подавай мне сказочку эту! — Говорю я И кормлю Воробья.

В день моего рождения Я получил сочиненье, Воробей получил угощенье, Сел, поклевал печенье, Ел-пил, чив-чивил, Полетал по делам…

Он мне сочинил, А я — вам!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гостиной
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector