Анализ стихотворения «Мама! глянь-ка из окошка» Фета
В последние годы жизни Фета все чаще посещали мрачные размышления. Он не мог простить себе ошибки, совершенной в молодости. Поэт отказался от счастья с любимой девушкой (М. Лазич), так как хотел найти богатую невесту и обрести финансовую независимость. Его возлюбленная вскоре трагически погибла, в чем Фет усматривал свою вину. На протяжении всей жизни он мечтал о том, что после смерти сможет вновь встретиться с душой М. Лазич и попросить у нее прощения. Поэтому его поздние произведения проникнуты ощущением смерти и надеждами на загробное существование. При этом Фет был поклонником «чистого искусства» и уже давно предпочитал реальности воображаемый мир. По неподтвержденным свидетельствам перед смертью он даже сделал попытку самоубийства. Несмотря на такое настроение, поэт иногда вновь ощущал приливы юношеского вдохновения. В 1887 г. он написал стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…», которое наполнено чистым и светлым оптимизмом.
Стихотворение выпадает из общего творчества Фета еще и потому, что в нем автор описывает диалог между людьми (матерью и ребенком). Поэт крайне редко прибегал к описанию реальных персонажей. Даже лирический герой в его произведениях чаще всего изображался через свои чувства и ощущения
На этот раз Фет обратил внимание на простое проявление детской радости. Более того, наперекор своей нелюбви к грубой действительности, автор показывает крестьянскую семью
Это заметно по простонародным словам («глянь-ка», «знать», «за салазки») и нехитрому развлечению, о котором мечтает мальчик.
Способность Фета подмечать мелкие детали переходит в детскую наблюдательность
Ребенок обращает внимание матери на народную примету о поведении кошки. В детском воображении она напрямую связана с картиной в окне: «посветлело, побелело»
Мальчик охвачен радостным возбуждением. Он хочет немедленно поделиться с кем-нибудь своими чувствами: «погляди хоть ты!». Ребенок в нетерпении просит разрешения покататься на санках и уже предчувствует положительный ответ. Он вместе с автором уверен, что мама также находится под влиянием чудесного преображения природы и скажет только одно: «Ну, скорей гулять!».
Стихотворение «Мама! Глянь-ка из окошка…» свидетельствует, что Фет и в старости сохранял в себе чуткую и отзывчивую душу. К тому же поэт не полностью замкнулся в воображаемом мире «чистого искусства» и мог «снизойти» до обычных людей и разделить их радость.
МАМА РЯДОМ — ЭТО СЧАСТЬЕ!
Солнце светит в окошко, Утром будит упрямо. «Хватит спать, моя крошка!» — Слышу я голос мамы.
***
***
Мне уютно, спокойно, А бывает и сладко, Когда мама на койке Вдруг найдёт шоколадку! У меня под подушкой! Видно, фея старалась, Подложила под ушко, Чтобы я просыпалась!
***
Нужно делать зарядку? Умываться и скоро? Мама даст шоколадку, Если с ней я не спорю! Я управилась быстро, Весь свой завтрак доела, На столе уже чисто, Жду награду я смело!
***
Слопать утром конфету – Это счастье какое! Зная точно при этом: Мама рядом с тобою!
Сторонки светлой родней, Рассветной зорьки милей На целом свете одна Только мама. В избушке её — уют, На окнах цветы растут. Ждёт с нетерпением тебя Только мама.
***
От бед твоих, неудач И нерешённых задач, Как свечка, тает в ночи Только мама. Не держит в душе обид, А сердце не пощадит С тоски по тебе вдали Только мама.
***
Но знаю я наперёд, Что любит тебя и ждёт, Что б ни случилось с тобой, Только мама. Слов не теряя, поймёт, От боли тихо всплакнёт, Поверит, руку подаст Только мама.
С юбилеем поздравляю И сердечно я желаю: Долгие года от души прожить, Здоровой, позитивной быть.
***
Быть с счастьем неразлучной, Как яркий солнца лучик! Быть весёлой, беззаботной – Даже в воскресенье и в субботу.
***
А с понедельника по пятницу — Пусть вся твоя жизнь будет праздником! И сегодня все фанфары, И звуки (деревянной) той гитарыМама, звучат конечно для тебя. И все родные, близкие, друзья Спешат поздравить и обнять, И всё, что можно пожелать.
***
Ждёт природа в рябиновый месяц Бабье лето и кружит листвой. Мы с волнением радостным в сердце Юбилей, мама, празднуем твой!
***
Поздравляем тебя мы с любовью, От души пожелания прими, Ближе, мамочка, нет нам сегодня И роднее тебя не найти!
***
Ради счастья детей своих, знаем, Ты готова всегда всё отдать, С детства помощь, забота, внимание, Дашь совет, можешь сердцем понять!
***
Дом семейный уютом наполнен, Ты нас ждёшь, принимаешь тепло, Так родных и друзей — всей душою, Не встречает, пожалуй, никто!
***
Но, а главное, мама, по жизни, Как вода полноводной реки, Ты всегда полна сил, оптимизма Чтоб решить все проблемы в пути.
***
Я порою, как дочь, с тобой спорю, От отчаянья, поверь, сгоряча, Но в душе точно знаю, во многом, Безусловно, ты мама, права!
***
И так хочется, чтоб не касались Огорчения твоих хрупких плеч, Береги себя всем нам на радость, Мы тебя будем тоже беречь!
***
А в семейном кругу Юбилей твой Вдохновит пусть в общение с роднёй И продлит пусть твоё «бабье лето», Чтоб в душе быть всегда молодой!
Ход занятия
Дети входят в группу и встают перед педагогом.
Педагог. Ребята, вы любите смотреть мультфильмы? У меня есть один любимый мультфильм, я хочу посмотреть вместе с вами эпизод из этого мультфильма. Давайте присядем на стульчики. (Показывает отрывок из мультфильма «Мамонтенок», где звучит песня о маме).
— Кого ищет мамонтенок?
— Почему он так спешит к маме?
— А я знаю про маму замечательное стихотворение, которое написала поэтесса Ольга Чусовитина.
Педагог читает стихотворение.
Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете Мама.
Кто на свете всех милее
И теплом своим согреет,
Любит больше, чем себя?
Это Мамочка моя.
Книжки вечером читает
И всегда всё понимает,
Даже если я упряма,
Знаю, любит меня Мама.
Никогда не унывает,
Что мне надо, точно знает.
Если, вдруг, случится драма,
Кто поддержит? Моя Мама.
Я шагаю по дорожке,
Но устали мои ножки.
Перепрыгнуть через яму
Кто поможет? Знаю — Мама.
Педагог:
Перед вами пиктограммы с разным выражением эмоций. Оставьте те, которые вы испытывали при прослушивании стихотворения, а ненужные уберите (дети выполняют у доски).
У каждого из вас есть пиктограмма без выражения эмоций. Нарисуйте ту эмоцию, которую вызвало у вас стихотворение о маме. (работа с пиктограммами).
Подойдите все сюда и встаньте в круг.
Ребята, как вы думаете, какое слово самое лучшее на свете? Самое лучшее слово на свете – «мама»! Слова «мама», «мать» — одни из самых древних на Земле и почти одинаково звучат на языках разных народов. Это говорит о том, что все люди почитают и любят матерей. Мать учит нас быть мудрыми, даёт советы, заботится о нас, оберегает.
Давайте поиграем в игру «Ма-моч-ка!».
Я буду задавать вопрос, а вы хором отвечайте: «Ма- моч-ка!» и хлопайте в ладоши, только дружно и громко!
— Кто пришёл ко мне с утра?
— Кто сказал: «Вставать пора?»
— Кашу кто успел сварить?
— Чаю в чашку кто налил?
— Кто косички мне заплёл?
— Целый дом один подмёл?
— Кто меня поцеловал?
— Кто ребячий любит смех?
— Кто на свете лучше всех?
У меня есть волшебная музыкальная шкатулка. Послушайте, какая мелодичная музыка у этой шкатулки. Эта шкатулка собирает нежные, ласковые слова, такие же мелодичные, как ее музыка. А о ком можно сказать самые нежные и ласковые слова? Конечно же о маме!
-Давайте скажем о маме все хорошие слова, каждый назовёт по одному слову, не повторяя сказанные слова и положит свое слово в шкатулку. Я скажу, что моя мама самая добрая (делает показ). Какая ваша мама?- любимая, добрая, ласковая и т. д.
— Ребята, а как вы заботитесь о маме? Что вы делаете по дому? (Заслушиваем 3-4 ответа)
Физминутка
Маму я свою люблю,
Я всегда ей помогу.
Я стираю, поласкаю,
Пол я чисто подметаю.
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу,
И ни разу, и ни разу,
Ни словечка не скажу.
(Педагог приглашает детей сесть за столы)
Вспомним пословицы о маме.
При солнышке тепло, при матери- добро.
Нет лучшего дружка, чем родная матушка.
Лучше мамы друга не сыщешь.
У меня есть рамка для фотографий. Скажите, чью фотографию вы бы поместили в эту рамку. Конечно же мамину
Почему? Мамы нас любят, заботятся о нас, и нам надо как можно чаще радовать своих мам своим вниманием, заботой, подарками, сделанными своими руками
Поэтесса Ольга Чусовитова написала стихотворение, которое называется «Мамочке подарок». Послушайте его.
Из цветной бумаги
Вырежу кусочек.
Из него я сделаю
Маленький цветочек.
Мамочке подарок
Приготовлю я.
Самая красивая
Мама у меня!
— О чем говорится в стихотворении?
— Что хочется сделать вам для своей мамы?
— Почему вы хотите ее порадовать?
Мы тоже приготовим нашим мамочкам подарок. Я предлагаю украсить рамки для фотографий для наших мам. У вас есть белый шаблон рамки для фотографий, который надо украсить декоративным узором. (выставляет 4-5 образцов украшенных рамок)
— Какие элементы используются в узорах? (растительные, геометрические)
— Каким узором вы хотели бы украсить свой рисунок?
— Какие цвета используют в городецкой росписи?
— Какие цвета используют в хохломской росписи?
— Какие цвета используют в дымковской росписи?
(Дети самостоятельно выполняют задание)
Молодцы! Хорошо справились с заданием. Я думаю, что мамам ваши подарки понравятся. Ольга Чусовитина написала еще одно стихотворение «Подарок маме».
Маму я свою люблю,
Ей подарок подарю.
Я подарок сделал сам
Из бумаги с красками.
Маме я его отдам,
Обнимая ласково.
— Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите ту, в какую вам захотелось бы поместить фотографию своей мамы. Объясните свой выбор.
— Какие рисунки выполнены по мотивам городецкой росписи? Хохломской росписи? Дымковской росписи?
— А теперь возьмите каждый свою рамку и покажите, как вы будете преподносить свой подарок маме.
Анализ стихотворения «Внимая ужасам войны» Некрасова
Русские поэты XIX века не так часто обращались к теме военных бедствий. Россия на протяжении всей своей истории была вынуждены вести постоянные войны. Основные потери несло крестьянское население, поэтому народное горе не слишком заботило господствующий класс. Некрасов одним из первых обратился в своем творчестве к страданиям простого народа. Он не мог обойти стороной и беды, причиняемые войнами. Ярким примером стало стихотворение «Внимая ужасам войны…» (1855 г.).
Некрасов утверждает, что любая война приносит огромное горе. Он понимает, что это неизбежно. Страдают друзья погибших, их жены и дети. Но поэт готов примириться с такими утратами. Ему не жалко даже «самого героя». Самым страшным он считает безутешное горе матерей. Никакая победа не может быть оправдана потерей своего родного сына. Некрасов считает, что только материнские слезы являются самыми «святыми, искренними». Даже самый близкий человек когда-нибудь сможет забыть о погибшем и начать новую жизнь. Но мать всегда будет помнить о том, кого она выносила под своим сердцем.
Любая женщина, в первую очередь, мать. Ее целью и смыслом существования становится рождения ребенка. Тем самым она поддерживает жизнь на всей планете. Это – основной человеческий закон. Люди сами стремятся к самоуничтожению. Смерть на войне противоестественна, поэтому любящая мать никогда с ней не смирится.
Некрасов одним из первых в русской поэзии поднял вопрос о необходимости войны. В его время было принято воспевать победы русской армии. Переживания относились только к тем людям, которые совершили посмертный подвиг
Поэт обратил внимание общества на то зло, которое несет война солдатским матерям. Даже всенародное ликование по поводу победы не сможет заглушить материнское горе
Особое значение имеет время создания стихотворения. Можно было понять жертвы, принесенные во время Отечественной войны 1812 г., когда под угрозой была вся Россия. Но в этот период шла Крымская война, которая была непопулярна в народе. Даже сами солдаты не понимали, за что они погибают.
Тема, поднятая Некрасовым, получила большое развитие в последующие годы. К ней часто обращались знаменитые поэты и писатели. Она актуальна и в наше время. Всеобщий мир на Земле так и не достигнут. Войны не прекращаются и продолжают причинять страдания миллионам матерей.
Анализ стихотворения «Письмо матери» Есенина
Трогательное и чистое стихотворение «Письмо матери» было написано Есениным в 1924 г. К этому времени поэт уже имел широкую славу, его окружали многочисленные поклонники. Бурная жизнь не давала поэту возможности побывать на своей родине, в селе Константиново. Однако в мыслях Есенин всегда возвращался туда. Лирика Есенина пропитана мотивами родного дома. После восьмилетнего отсутствия поэт все же находит возможность совершить поездку в свое село. Накануне отъезда он и написал произведение «Письмо матери».
Стихотворение начинается с радостного приветствия.
После долгих лет разлуки встреча могла и не состояться. Мать поэта уже очень стара, а он сам вполне мог расстаться с жизнью со своим неугомонным характером. До Есенина доходят сведения о состоянии матери. Она знает о сыне также по рассказам и слухам. Поэт понимает, что его литературная слава и известность не имеют для матери никакого значения. Крестьянская женщина представляла будущее своего сына совершенно другим: спокойная семейная жизнь и простой деревенский труд. Поэтическая деятельность для нее – бесполезное несерьезное занятие, за которую сын получает деньги от таких же чудаков и неудачников. Да и какое счастье может быть в деньгах, если они уходят на бесконечные праздники и попойки.
О Есенине и в городских кругах шла недобрая слава, как о хулигане и скандалисте. Известны его частые столкновения с органами правопорядка. Поэт понимает, какого чудовищного размера могли достигнуть эти слухи, дойдя до отдаленной деревни через десятки человек. Есенин с горечью представляет себе переживания матери, ее бессонные ночи, во время которых возникает зловещий образ «финского ножа», направленного в сердце любимого сына.
В стихотворении Есенин пытается успокоить мать, утверждая, что «не такой уж горький я пропойца». Его душа, благодаря воспоминаниям о самом дорогом человеке, осталась такой же чистой и светлой. Поэт не дает себе права умереть, не повидавшись с матерью. В этом обращении Есенин успокаивает и самого себя. Зная подробности его жизни, можно уверенно предположить, что поэт уже не раз сталкивался лицом к лицу со смертью. Шальная пуля или пьяный нож никогда не считаются с чувствами человека.
В финале Сергей Есенин представляет себе счастливую встречу с матерью. Его захлестывает волна нежности к родному дому. Поэт жаждет возвращения в привычную обстановку. Он заранее предчувствует тихую печаль этого возвращения. Поэт стал взрослым человеком, испытал серьезные страдания и лишения, многое «отмечталось» и «не сбылось». Накопленный опыт не позволит ему полностью погрузиться в родную атмосферу. Только мать даст ему возможность почувствовать себя снова ребенком. Она – единственная отрада и надежда в жизни блудного сына, «несказанный свет» в темной неизвестности.
Колыбельная песня
Ночь идет на мягких лапах,Дышит, как медведь.Мальчик создан, чтобы плакать,Мама — чтобы петь.
Отгоню я сны плохие,Чтобы спать моглиМальчики мои родные,Пальчики мои.
За окошком ветер млечный,Лунная руда,За окном пятиконечнаяСиняя звезда.
Сын окрепнет, осмелеет,Скажет: «Ухожу».Красный галстучек на шеюСыну повяжу.
Шибче барабанной дробиПобегут года;Приминая пыль дороги,Лягут холода.
И прилаженную долюВскинет, как мешок,Сероглазый комсомолец,На губе пушок.
А пока, еще ни разуНе ступив ногой,Спи, мой мальчик сероглазый,Зайчик дорогой…
Налепив цветные маркиПисьмам на бока,Сын мне снимки и подаркиШлет издалека.
Заглянул в родную гаваньИ уплыл опять.Мальчик создан, чтобы плавать,Мама — чтобы ждать.
Вновь пройдет годов немало…Голова в снегу;Сердце скажет: «Я устало,Больше не могу».
Успокоится навеки,И уже тогдаВесть помчится через реки,Через города.
И, бледнея, как бумага,Смутный, как печать,Мальчик будет горько плакать,Мама — будет спать.
А пока на самом делеВсе наоборот:Мальчик спит в своей постели.Мама же — поет.