Брюсов: «женщине»

Анализ стихотворения Валерия Брюсова «Женщине»

11 декабря 2015

Стихотворение «Женщине» В.Я.Брюсов написал в конце девятнадцатого века. В тот период он женился на гувернантке своей сестры. Его новая жена была образована и умна. Она представляла собой редкую женщину того времени, способную самостоятельно заработать себе на жизнь.

Поэт был поражен сочетанием в ней безупречности, красоты и ума. Но не только ей посвятил В.Я.Брюсов свое произведение. Он поднял на пьедестал всех женщин. Автор был ценителем прекрасного пола, женщины его вдохновляли. Он сравнивает женщину с источником мудрости «книга между книг». В то время в мире главенствующих мужчин это был смелый вызов.

Поэт думает о том, что женщина приносит радость и, в то же время, боль. Видимо сам переживал он такие противоречивые чувства во имя любви. Он проводит сравнение женской сущности с «божественным напитком». Нарицательной стала фраза В.Я.Брюсова о женской правоте. Он отмечает влияние женщин на мужчин. Даже таща ярмо, мужчины готовы служить женщинам. В стихотворении смешиваются такие женские качества как колдовство и божественность. Эти особенности сочетаются между собой.

В произведении женщина возвышена до уровня божества, а мужчина порабощен. Даже понимая, что умрет, мужчина поддается чарам и «славословит бешено средь пыток». Такой обжигающий напиток, как женщина, обжигает и своей резкостью порабощает сильного мужчину. Брюсов показывает порабощение как достоинство и вершину удовольствия.

На протяжении всей жизни поэт уважал и ценил женщин. Ему приписывали множество романов, но он был верен своей жене. Именно ее он считал идеалом. Возможно, он и списывал женские качества именно с нее. В.Я.Брюсова всегда восторгала и пугала противоречивость женского характера.

В стихотворении он задается вопросом, почему двойная жизнь так свойственна женской натуре. Поэт считал, что даже умная и образованная девушка не сможет ответить на этот вопрос. Сегодня в русской литературе это стихотворение более всех возвышает и, без использования метафор, обожествляет женщину. Удивительным образом автор собрал все достоинства прекрасной половины человечества в столь коротком произведении.

Рекомендуется к прочтению:

Вызывали духов

Женился поэт в 1897-м на гувернантке Иоанне Рунт. Дочь обрусевшего чеха служила в доме Брюсовых. Немногословная девушка идеально устраивала литератора. Зинаида Гиппиус называла Иоанну Брюсову «маленькой женщиной, необыкновенно обыкновенной». «Если удивляла она чем-нибудь, то именно своей незамечательностью», — едко замечала она. Иоанна дожила до 98 и стала хранителем архива поэта. При жизни мужа женщина стоически терпела его нескончаемые увлечения. А они как минимум еще дважды заканчивались трагически для тех, кого угораздило с ним связаться.

В 1913 году застрелилась из подаренного любовником пистолета поэтесса Надежда Львова. Вечером накануне смерти девушка звонила Валерию Яковлевичу, умоляя приехать. Тот заявил, что занят, и появился только утром. Потрясенный, он отправился в санаторий под Ригой, где провел полтора месяца.


В сумраке спиритических сеансов было удобно крутить романы

Еще одна история связана с другой поэтессой — Ниной Петровской. Ее отношения с Брюсовым длились семь лет и смаковались всеми. Нина была замужем за владельцем издательства, что-то писала, но талантом не блистала. Зато тоже стала завсегдатаем спиритических сеансов, которыми забавлялась богема.

К Валерию Яковлевичу Нина переметнулась от Андрея Белого, сохнувшего, в свою очередь, по жене Блока Любе Менделеевой. Петровская стала прототипом героини поэмы Брюсова «Огненный ангел» Ренаты — истеричной, склонной к мистике, жаждущей гибели. Войдя образ, Нина тронулась умом. Она допекала поэта сценами ревности, изменяла, увлеклась наркотиками и чуть не умерла. Поправившись, уехала в Европу, откуда писала Брюсову страстные письма. В отчаянии выбросилась из окна — сломала ногу и осталась хромой. Вернулась к морфию, много пила, страдала нервным расстройством. Последние годы Нина голодала, просила милостыню. После смерти Брюсова она открыла газ в общежитии Армии спасения в Париже…


Поэт не отказывал себе в близком общении с множеством женщин. Светскую даму Вилькину он трогал при встрече за сосок

Дни. Годы. Жизнь

  • 1 (13) декабря 1873 года родился в семье сапожника в Москве (современный адрес: Милютинский переулок, д. 14, стр. 1).
  • 1877 г. В четыре года сочинил комедию «Лягушка». В 11 лет публиковался в детском журнале «Задушевное слово».
  • 1885 — 1889 гг. Учился в частной классической гимназии на 1-й Мещанской улице. Издавал рукописный журнал. Был отчислен за пропаганду атеистических идей.
  • 1889 г. Первая публикация в журнале «Русский спорт» в защиту тотализатора. Написал статью после того, как отец, Яков Кузьмич, просадил в игре все состояние.
  • 1890 — 1893 гг. Перешел в частную гимназию на Пречистинке, д. 42. Увлекался математикой.
  • 1893 г. Поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
  • 1904 — 1909 гг. Основал и возглавил журнал московских символистов «Весы».
  • 1914 г. В начале Первой мировой войны отправился на фронт военным корреспондентом газеты «Русские ведомости».
  • 1917 г. После Октябрьской революции возглавил Комитет по регистрации печати (с января 1918 года — Московское отделение Российской книжной палаты).
  • 1922 г. Заведовал Отделом художественного образования Главпрофобра.
  • 1921 г. Организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ). Участвовал в подготовке первого издания Большой советской энциклопедии.
  • 9 октября 1924 года Умер от крупозного воспаления легких. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (3-й участок, 63-й ряд).

Рис. Валентина Дружинина

Нина Алексеева

#50/2018

Интимный дневник

С 1890 по 1903 год Брюсов вел записи, где фиксировал самое сокровенное. Чаще всего на страницах появляются откровения о любовных похождениях. «С раннего детства соблазняли меня сладострастные мечтания… Я стал мечтать об одном — о близости с женщиной. Это стало моим единственным желанием», — признавался поэт. А следом описывал контакт с проституткой.

По молодости для поднятия самооценки ему было важно покорить «настоящую» женщину. Вскоре это удалось

19-летний юноша стал навещать семейство Красковых. Старшую дочь хозяйки, 25-летнюю Елену Андреевну, он называл лунатиком, описывая ее «странные, несколько безумные глаза» и, вероятно, намекая на спиритические сеансы, на которых тусовались молодые люди.

В дневнике поэта — множество интимных подробностей об отношениях с Красковой. «Целовались, конечно. Мне это наконец надоело. Я стал изобретать что-нибудь новое. Додумался до того, чтобы щупать, и засунул руку за пазуху Е. Андр. Кажется, она одобрила это». «Ел. Андр. перегибалась совершенно и ложилась мне на грудь или на шею, а я, обняв, давил ей груди. Гм. Надо, однако, изобрести новые способы ласки». «Лучшее время — когда сидели внизу с Ел. Андр. на окне и целовались там (даже была эрекция… По-русски «х… встал»). «С Ел. Андр. стал нагло дерзок. Это хорошо. Щупал ее за ноги, чуть не за п… Хватать ее за груди для меня уже шутки», — откровенничает наш гений.


Петровская переметнулась к Брюсову от Андрея Белого, но, оставленная, сошла с ума

Иногда на страницах появляется младшая сестра Елены Андреевны Вера: «А правду сказать, насколько мне было приятней с Верочкой, хотя она и костлявее. Я даже не пошел ее провожать, а как жалел об этом, как жалел», — сокрушается Валерий.

Но отношения с Еленой продолжают развиваться. «Сперва вышло дело дрянь. Я так устал, в борьбе с ней спустил раз 5 в штаны, так что еле-еле кончил потом, но это ничего».

Поэт признается, что в пьяном угаре сделал даме сердца предложение, а на трезвую голову понял, что погорячился. «Отношения мои к Леле… определены, но будущее темно и угрюмо», — изливает он душу своему дневнику.

Но пикантная ситуация разрешилась сама собой: девушка заболела оспой и умерла. Реакция Валерия была странной. «Я буду плакать, я буду искать случая самоубийства, буду сидеть неподвижно целые дни!.. А сколько элегий! Дивных элегий! Вопли проклятий и гибели, стоны истерзанной души… О! Как это красиво, как это эффектно», — распалял себя молодой романтик.


Иоанна пленила будущего мужа тем, что защищала его рукописи от посягательств няни, наводившей в доме порядок

«Женщине» анализ стихотворения Брюсова

История создания

Стихотворение «Женщине» написано в 1899 г. 26-летним Брюсовым и вошло в цикл «Еще сказка». Оно опубликовано в 1900 г. в сборнике «Tertia Vigilia». В стихотворении нет посвящения определенной женщине. В 25 лет Брюсов женился на француженке Иоанне Рунт, гувернантке младшей сестры. Любимая жена была для него почти божеством. Но женщина, изображенная в стихотворении, не только несет в себе черты Иоанны Рунт, но и других возлюбленных Брюсова. Это обобщенный образ возлюбленной — загадочной женщины, королевы, богини.

Литературное направление и жанр

Брюсов как поэт-символист рисует образ абстрактной женщины, женщины как таковой, самой женской природы. Женщина и ее суть раскрывается через символические образы книги, свитка, любовного напитка…

Жанр стихотворения — философская лирика, осмысление женского начала, роли женщины в жизни мужчины. Конечно, лирический герой любит женщину, которую боготворит. Но речь идет в стихотворении не о чувствах, а о мироощущении героя, поэтому стихотворение можно отнести к любовной лирике с натяжкой.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из двух катренов и двух терцетов, то есть представляет собой сонет. Как и положено в сонете, в первой строфе задается тема , которая развивается во второй строфе как антитезис. Тезис состоит в том, что женщина — мудрость и загадка одновременно.

Антитезис второго катрена обращен не к мысли, а, скорее, к чувству и ощущению. Женщина, которая описана в первой строфе так стационарно и спокойно, во второй превращается в вихрь, в противоречие, заставляющее одновременно наслаждаться и страдать.

В первом терцете, по закону сонета, должен быть синтез, а во втором — развязка. Синтез сонета о женщине в том, что ее противоречивая сущность является главным достоинством, женским естеством. Она «права» этим.

Лирический герой усиливает ее возвышение от «права» до царственности и божественности.

Развязка возвращает в мир стихотворения равновесие, заявленное в названии. Это посвящение женщине, женскому началу, исходящее от мужчины. Мужчина снова появляется в последнем терцете-развязке, заявляя о своей роли в бинарной оппозиции женского и мужского начала.

Лирический герой последовательно принимает, постепенно усиливая, зависимость от женщины: несвобода — работа и даже рабство — духовная зависимость, поклонение.

Тема стихотворения — хвала женщине. Основная мысль состоит в том, что лирический герой, выделяя специфически женские достоинства, превознося женщину как царицу и даже богиню, не забывает о гармоническом мироустройстве и бинарной оппозиции женщины и мужчины. Загадка женщины существует только тогда, когда есть мужчина, ее разгадывающий.

Анализ стихотворения Брюсова «Женщине»

В любовной лирике русских поэтов образ женщины-богини занимает одно из ключевых мест. Не стало исключением в этом отношении и стихотворение Валерия Брюсова «Женщине». которое он написал в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры. Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, Валерий Брюсов посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений.

Стихотворение «Женщине» Брюсов Валерий Яковлевич

Ты — женщина, ты — книга между книг, Ты — свернутый, запечатленный свиток; В его строках и дум и слов избыток, В его листах безумен каждый миг.

Ты — женщина, ты — ведьмовский напиток! Он жжет огнем, едва в уста проник; Но пьющий пламя подавляет крик И славословит бешено средь пыток.

Ты — женщина, и этим ты права. От века убрана короной звездной, Ты — в наших безднах образ божества!

Мы для тебя влечем ярем железный, Тебе мы служим, тверди гор дробя, И молимся — от века — на тебя!

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Гимн женщине Каждый день как с бою добыт. Кто из нас не рыдал в ладони? И кого не гонял следопыт В тюрьме ли, в быту, фельетоне? Но ни хищность, ни зависть, ни…
  2. Умной женщине Не говори мне о Шекспире, Я верю: у тебя талант, И ты на умственном турнире Искуснее самой Жорж-Занд. Но красотой родной и новой Передо мной ты расцвела, Когда остались мы…
  3. Женщине Хоть отроческих снов грехи Средь терпких ласк ей не рассказаны, Но с женщиной тайно связаны Струнами зычных мышц стихи. Как в детстве струи жгли хрустальные И в зное девочки, резвясь,…
  4. Стихи об одной женщине Эта старая женщина В белом халате, Заступившая в ночь На дежурство свое, Двадцать лет прослужила В родильной палате. Узловаты, натружены руки ее. Не легко в этом доме Дается порядок —…
  5. Баллада о женщине, спасшей поэта День ушел, как будто скорый поезд, Сядь к огню, заботы отложи. Я тебе не сказочную повесть Рассказать хочу, Омар-Гаджи. В том краю, где ты, кавказский горец, Пил вино когда-то из…
  6. Стихи красивой женщине Приподнимет Гордо морду, Гордо стянет Профиль птичий… Сколько стоит Ваша гордость? Цену — вашему величью?.. Так идет. Ей очень грустно (От утрат, видать, печали!). Не твоим ли пышным Бюстом Перекоп…
  7. Стучись, упорствуя, Кирка Стучись, упорствуя, Кирка, В глухую грудь земли, пока Не зацветут тебе века… Пусть горек, сир и мал твой труд, Но есть у грани тайных руд Рубин живой и изумруд… Но,…
  8. Быть женщиной — что это значит? Быть женщиной — что это значит? Какою тайною владеть? Вот женщина. Но ты незрячий. Тебе ее не разглядеть. Вот женщина. Но ты незрячий. Ни в чем не виноват, незряч! А…
  9. К женщине К тебе мой стих. Прошло безумье! Теперь, покорствуя судьбе, Спокойно, в тихое раздумье Я погружаюсь о тебе, Непостижимое созданье! Цвет мира — женщина — слиянье Лучей и мрака, благ и…
  10. Русской женщине …Да разве об этом расскажешь В какие ты годы жила! Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла!.. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын, И…
  11. Женщине Ты асмодей иль божество! Не раздражай души поэта! Как безотвязная комета, Так впечатление его: Оно пройдет и возвратится, Кинжалом огненным блеснет, В палящих искрах раздробится, Тебя осыплет и сожжет….
  12. Защитникам Сталина Это те, что кричали: «Варраву Отпусти нам для праздника», те, Что велели Сократу отраву Пить в тюремной глухой тесноте. Им бы этот же вылить напиток В их невинно клевещущий рот,…
  13. Женщине-поэту Не уста твои сахарны И не очи мне твои, Что так живы и коварны, Дышат негою любви, — Нет, мне мил души избыток, Сердца девственная мощь; Твой пегас умен и…
  14. Письмо к женщине Золотым настилом на аллеи осень осыпается в саду. Я иду, согнувшись, по траншеям и не скоро до тебя дойду, Бьет в лицо горячий, дымный ветер. Далеки дороги и черны. Я…
  15. Простые строки Я не могу без тебя жить! Мне и в дожди без тебя — сушь, Мне и в жару без тебя — стыть. Мне без тебя и Москва — глушь. Мне…
  16. Не потому, что я за все в ответе Не потому, что я за все в ответе, не оттого, что я во всем права, но все, что ни случается на свете, на свой аршин я меряю сперва. И я…
  17. Наполеон Да, на дороге поколений, На пыли расточенных лет, Твоих шагов, твоих движений Остался неизменный след. Ты скован был по мысли Рока Из тяжести и властных сил: Не мог ты не…
  18. Письмо к женщине Вы помните, Вы все, конечно, помните, Как я стоял, Приблизившись к стене, Взволнованно ходили вы по комнате И что-то резкое В лицо бросали мне. Вы говорили: Нам пора расстаться, Что…
  19. И сказал женщине суд И сказал женщине суд: «Твой муж — трус и беглец, И твоих коров уведут, И зарежут твоих овец». А солдату снилась жена, И солдат был сну не рад, Но подумал:…
  20. Русской женщине Вдали от солнца и природы, Вдали от света и искусства, Вдали от жизни и любви Мелькнут твои младые годы, Живые помертвеют чувства, Мечты развеются твои… И жизнь твоя пройдет незрима,…

Вы сейчас читаете стих Женщине, поэта Брюсов Валерий Яковлевич

Размер и рифмовка

Стихотворение Брюсова представляет что-то среднее между французским и английский сонетом с системой рифмовки абба бааб вгв гдд. То есть по форме это 3 катрена и дистих, сонетный ключ, но по содержанию последние две строчки ключом не являются. Рифма б между первым и вторым катреном настолько неточная, что её можно и не принять, посчитав отдельной рифмой: книг – миг; проник – крик. Если это разные рифмы, сонет уже не классический и приобретёт рифмовку абба бввб гдг дее.

Брюсов вообще не стремится к точной рифме, характерной для сонета. Например, рифма звездной — железный требует устаревшего звучания первого слова (с ударным е). Форма сонета важна, но Брюсов использует её гибко, уделяя большое значение содержанию, логике, образам сонета. Стихотворение написано пятистопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются.

  • «Юному поэту», анализ стихотворения Брюсова

  • «Сонет к форме», анализ стихотворения Брюсова

  • «Грядущие гунны», анализ стихотворения Брюсова

  • «Первый снег», анализ стихотворения Брюсова

  • «Ассаргадон», анализ стихотворения Брюсова

  • «Я люблю…», анализ стихотворения Брюсова

  • «Сумерки», анализ стихотворения Брюсова

  • «Нить Ариадны», анализ стихотворения Брюсова

  • «Всё кончено», анализ стихотворения Брюсова

  • «Работа(Единое счастье — работа…)», анализ стихотворения Брюсова

  • «Каменщик», анализ стихотворения Брюсова

  • «Кинжал», анализ стихотворения Валерия Брюсова

  • «К самому себе», анализ стихотворения Брюсова

  • «К Медному всаднику», анализ стихотворения Брюсова

  • «Близким», анализ стихотворения Брюсова

По произведению: «Женщине»

По писателю: Брюсов Валерий Яковлевич

Валерий Брюсов (стих)ПОДРУГИ о чем этот стих??(анализ)

Максим Березовой

Ученик (176), закрыт 2 года назад

Три женщины, грязные, пьяные, Обнявшись, идут и шатаются. Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются.

Заслышавши речи бессвязные, На хриплые песни похожие, Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие.

Идут они, грязные, пьяные, Поют свои песни, ругаются. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются.

Людмила Привалова

Гений (51618) 7 лет назад

Это о нашей жизни! Дрожат колокольни туманные, Кресты у церквей наклоняются. — словно мы видим окружающее глазами этих пьяных женщин. Смеются извозчики праздные, Сторонятся грубо прохожие. — люди реагируют так, как свойственно человеческой природе — не сочувствуют. И горестно церкви туманные Пред ними крестами склоняются. — а Бог прощает и жалеет всех, всем помогает. Очень интересна лексика и изобразительно-выразительные средства этого стихотворения. Точная, строгая рифма, свойственная стилю Валерия Яковлевича, рождает общую картину происходящего и формирует у читателя отношение: пьяная женщина некрасива и жалка, но заслуживает сочувствия. Люди не жалеют друг друга, а «церкви. горестно» склонились своими крестами. Стоит задуматься!

Ardent

Мыслитель (6087) 7 лет назад

про русских баб

Елена Устиновская

Знаток (347) 7 лет назад

Образец анализа стихотворения

После изучения отдельных лирических произведений целесообразно провести заключительный урок.

Заключительное занятие по лирике обобщает все наблюдения, сделанные в процессе уроков, посвященных лирике.

Заключительные уроки можно проводить в различных формах. Это и уроки-викторины, и уроки-конкурсы на лучшего чтеца. Это также может быть и лекция учителя. Для активизации внимания и эмоций учащихся в лекцию можно включить чтение образцов лирики мастерами художественного слова, исполнение романсов на слова лирических произведений. Этот урок, независимо от формы, должен быть обучающим и воспитывающим. С этого урока учащиеся должны унести с собой конкретные ответы на вопросы: Чем лирика изучаемого поэта отличается от поэзии его предшественников? В чем особенности его лирики? Каковы основные темы и мотивы? Каково значение лирики изучаемого поэта?

Ты – женщина, ты – книга между книг,

Ты – свернутый, запечатленный свиток,

В его строках и дум и слов избыток,

В его словах безумен каждый миг.

Ты – женщина, ты – ведьмовский напиток.

Он жжет огнем, едва в уста проник,

Но пьющий пламя подавляет крик

И славословит бешено средь пыток

Ты – женщина, и этим ты права,

От века убрана короной звездной,

Ты – в наших безднах образ божества.

Мы для тебя влечем ярем железный,

Тебе мы служим, тверди гор дробя,

И молимся – от века – на тебя.

11 августа 1899 г.

Стихотворение В.Брюсова – сонет. Это излюбленная форма лириков для создания гармоничных стихов, воспевающих прекрасное. Форма сонета выбрана Брюсовым не случайно. Это произведение – гимн женщине. И основная тема данного стихотворения – могущество женских чар.

Брюсов употребляет простое местоимение «ты» в рефрене. Символист подсказывает нам с помощью определенно-личных и неопределенно-личных конструкций («тебе мы служим», «мы для тебя влечем ярем железный», «молимся», «пьющий пламя подавляет крик», «славословит бешено»): эта «ты» известна каждому. Но нет ей имени, Она – и свято чтимый идол, «образ божества», колдовское зелье. Используя в рефрене двусоставное предложение с нулевой связкой в составном именном сказуемом ( «Ты – женщина»), Брюсов подчеркивает наибольшее постоянство двух понятий: «ты», «женщина». «Женщине» автор не дает имени, она – собирательный образ всех правнучек Евы.

Раскрыть сущность женщины помогают поэту символы, представленные видом тропа – метафорой.

Женщина – книга между книг (то есть главная книга, которую интересно прочесть любому), запечатленный свиток (не каждому доступно драгоценное писание, полное открытий), ведьмовский напиток (верное средство перенестись в иной, волшебный и безумный мир), коронованная звездами божественная особа. Овеществление женщины в первой и второй строфах помогает выразить отношение автора к ней как к чему-то драгоценному, оберегаемому. Сделать поэтическую роль яркой, эмоционально окрашенной позволяют Валерию Брюсову используемые эпитеты: свиток – запечатленный, свернутый; напиток – жгучий огнем; корона – звездная. Особый оттенок придает важным для автора строкам инверсия:

В его строках и дум и слов избыток…

Тебе мы служим, тверди гор дробя.

Соединение несоединимого в словосочетании «пьющий пламя» подсказывает читателю, что, по мнению автора, ради женщины любой способен на безумство, «подавляя крик».

Употребление анафоры: «Ты – женщина, ты – книга между книг, ты – свиток; В его строках и дум и слов избыток, в его строках безумен каждый миг», — делает речь автора более связной, концентрирует внимание читателя на основных понятиях. Обратимся к другому языковому уровню – фонетическому: в первых двух строфах преобладает аллитерация, что подчеркивает ритмичность и официальность гимна женщине в разговорной интонации

Обратимся к другому языковому уровню – фонетическому: в первых двух строфах преобладает аллитерация, что подчеркивает ритмичность и официальность гимна женщине в разговорной интонации.

Ассонанс в третьей и четвертой строфах делает строки восхваления женщины мелодичными, позволяет создать напевную интонацию.

Ты – женщина, ты – книга между книг,

Ты – свернутый, запечатленный свиток

U — |U — |U — |U — |U – | U

Стихотворный размер произведения Брюсова – пятистопный ямб. Поэт – символист использует архаизмы: уста, славословит, убрана, влесет, ярем, тверди. Архаизмы позволяют подчеркнуть, что уже издавна – «от века» – «молились…на тебя», что женщина, как божество, — непреходящая величина и что она всегда будет вдохновлять поэтов пламенем своего огня.

Обилие художественных средств и приемов позволяет автору стихотворения достичь единства формы и содержания.

Литературное направление и жанр

Верность раз навсегда избранному символизму Брюсов сохраняет и в этом стихотворении, пожалуй, впервые прямо обращённом к самому важному человеку в его жизни и написанном в жанре классического любовного послания. В этом смысле прежде всего бросается в глаза эпиграф из Ф.И

Тютчева – любимца и «предтечи» русского символизма: «…между двойною бездной…». Эпиграф взят из стихотворения Ф.И. Тютчева «Лебедь» : в нём «лебедь чистый» показан между двойною бездной – Небом и Морем. Это, конечно, должен знать читатель стихотворения Брюсова. Тогда он легко воспримет символизм образа лирического героя как этакого «очищенного» от прошлого лебедя, готового начать жизнь с чистого листа – и тоже между двумя символическими безднами: Небо остаётся «на своём месте», а место Моря занимает («по Фрейду») бездонная и ещё неведомая («не-веста») бездна-стихия – Женщина.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гостиной
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: