Урок литературного чтения. 2-й класс тема. яков лазаревич аким. «неумейка»,«жадина». стихотворение я аким жадина

Содержание

  • Слайд 1

    Презентацию подготовила
    учитель начальных классов
    МБОУ СОШ № 6
    ст. Старотитаровской
    Степанченко Инна Владимировна

  • Слайд 2

    « Детство мое прошло на берегах спокойного озера, в старинном, окруженном лесами русском городе Галиче — Костромском»

    Я родился на зеленой улице
    В деревянном тихом городке,
    А по улице гуляла курица,
    И коза паслась невдалеке…

  • Слайд 3

    Яков Лазаревич Аким родился 15 декабря 1923 года в городе Галич Костромской области. В 1933 году семья переехала в Москву, Яков Аким учился и вырос в Москве.
    Его отец, Лазарь Эфраимович Аким, главный инженер завода, хорошо играл на скрипке. В начале войны он был мобилизован в Красную Армию. Он служил в ПВО Москвы и погиб в 1941 году во время воздушного налёта.
    Мать, Фаина Яковлевна, работала библиотекарем.
    Младший брат — ЭфраимЛазаревич — учёный в области космонавтики и планетологии.
    Аким воевал на фронтах Великой Отечественной войны, командир отделения миномётного дивизиона, участвовал в Сталинградской битве. Окончил три курса Московского института тонкой химической технологии к 1950 году, затем перешёл на литературную работу. Член Союза писателей Советского Союза с 1956 года. Работал на Мосфильме.

  • Слайд 4

    Всегда готовы: Стихи. М., 1954
    Неумейка. М., 1955
    Песенка в лесу. М., 1956
    Что говорят двери: Стихи. М., 1958
    Приключения Гвоздичкина: Весёлые стихи. М., 1961
    Весна, весною, о весне: Стихи. М., 1965
    Друзья и облака: Стихи. М., 1966
    Иван и барабан. М., 1968
    Учитель Так-Так и его разноцветная школа: Повесть-сказка. М., 1968
    Мой верный чиж: Стихи и сказки. М., 1971
    Твой город. М., 1973
    Песенка из окна: Стихи. М., 1978
    Пишу тебе письмо: Избр. произведения. М., 1983
    Утро и вечер: Стихи. М., 1983
    Разноцветные дома: Стихи. — М., 1989

  • Слайд 5

    Сочинять стихи Я. Аким стал после войны, когда родилась дочка. Ей посвящено одно из ранних его стихотворений «Первый снег»

    Утром кот
    Принес на лапах
    Первый снег!
    Первый снег!

    Он имеет
    Вкус и запах,
    Первый снег!
    Первый снег!

    Он кружится,
    Легкий,
    Новый,
    У ребят над головой,

    Он успел
    Платок пуховый
    Расстелить
    На мостовой ….

  • Слайд 6

    Тихая песня.

    Баю – баю — баиньки,
    Спи, сыночек маленький.
    Все уснуло до зари.
    Спят на ветках снегири.
    Спят в озерах утки,
    Синенькие грудки.
    Спят на небе облака,
    Золоченые бока.

    В тучу солнышко ушло —
    На ночь в косы заплело
    Чистые, лучистые
    Нити золотистые.
    В тихой речке видит сон
    Старый сом, усатый сом…
    Баю – баю — баиньки,
    Засыпай, мой маленький.

  • Слайд 7

    Разноцветные дома.

    Нарисую дом зеленый
    Под еловой крышей —
    Сколько хочешь шишек
    Будет белке рыжей.

    А потом, а потом
    Нарисую синий дом,
    Длинных комнат много —
    Все для осьминога.

    Белый нарисую дом
    С толстым ледяным стеклом:
    Радуйтесь, соседи —
    Зайцы да медведи!

    Без окошек черный дом,
    Запертые двери.
    Отсыпайтесь, совы, днем
    И ночные звери.

    Напоследок — красный дом,
    Расписные стекла.
    Пусть живет матрешка в нем,
    Красная, как свекла.

  • Слайд 8

    Апрель.

    Долго шла весна тайком
    От ветров и стужи,
    А сегодня ? Прямиком
    Шлёпает по лужам.

    Гонит талые снега
    С гомоном и звоном,
    Чтобы выстелить луга
    Бархатом зелёным.

    «Скоро, скоро быть теплу!» —
    Эту новость первой
    Барабанит по стеклу
    Серой лапкой верба.

    Скоро тысячи скворцов
    С домиком подружат,
    Скоро множество птенцов
    Выглянет наружу.

    Тучи пo небу пройдут.
    И тебе впервые
    На ладошку упадут
    Капли дождевые.

  • Слайд 9

    Где ты ходишь осень ?

    Осенью дождливой
    Прямо сплю и вижу:
    По снежку хрустящему
    С горки бы, на лыжах!

    А зимою лютой,
    Вечером, в мороз,
    Вспомню двор весенний,
    Листики берез.

    У апрельской лужицы
    Жду я не дождусь —
    Поскорей бы лето,
    В речку бултыхнусь!

    «Где ты ходишь, осень?» —
    В августе спрошу,
    Потому что в школу
    Я к друзьям спешу.

  • Слайд 10

    В нашем классе ученица

    В нашем классе ученица —
    Я на ней хочу жениться.

    Надьку в школе все боятся:
    Здорово умеет драться.
    Вот какая мне нужна
    Верный спутник и жена!

    На одной из перемен
    Подойду я к Наде Н.

    Подкачусь издалека:
    — Дай списать задачи… —
    Даст, наверно, тумака,
    Не дождётся сдачи.

    Пусть хотя бы извинится…
    Нет, стерплю, нельзя спешить.
    Раз уж ты решил жениться.
    Всё придётся пережить.

    Но зато научит драться,
    В школу будет провожать.
    Все начнут МЕНЯ бояться
    И за смелость уважать

  • Слайд 11

    Наша планета.

    Есть одна планета-сад
    В этом космосе холодном.
    Только здесь леса шумят,
    Птиц скликая перелетных,

    Лишь на ней одной цветут
    Ландыши в траве зеленой,
    И стрекозы только тут
    В речку смотрят удивленно…

    Береги свою планету —
    Ведь другой, похожей, нету!

  • Слайд 12

  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Стихотворение «Неумейка»В какой очерёдности почтальон навещал детей ? Вспомни имена мальчиков.

  • Слайд 15

  • Слайд 16

  • Слайд 17

    Я писал для детей
    И о летнем дожде, и о каплях,
    И о том, как мальчишки
    Приплясывают у водостоков.
    Я пускал по ручьям
    Зарифмованный детский кораблик…

    ( Я. Аким.)

  • Слайд 18

Посмотреть все слайды

Яков Аким: биография

Он родился в старинном русском городе Галиче 15 декабря 1923 года. Атмосфера, в которой живет ребенок, оказывает большое влияние на развитие его творческих способностей. У Якова и его младшего брата была замечательная, творческая семья. Родители любили музыку, книги, играли на музыкальных инструментах. Флейта, гитара, мандолина… Каких только инструментов не звучало в доме, где жил Яков Аким. Семья была дружной и веселой. Здесь все друг друга поддерживали и помогали, как могли. Очень часто приходили гости. И тогда звучали старинные романсы и современные песни. Яков прекрасно умел играть на баяне и других инструментах.

Когда мальчику исполнилось десять лет, вся семья переехала в Москву. Здесь он окончил девять классов, учился Яков очень легко. Ему отлично удавалось любое дело, за которое он брался. Больше всего нравилось писать стихи, участвовать в самодеятельности, играть на музыкальных инструментах.

Великая Отечественная война застала юношу в пионерском лагере, где тот работал вожатым. Во время бомбежки Москвы погибает отец. Эвакуировав мать и младшего брата в Ульяновск, Яков Аким, биография которого знакома не всем, поступил в школу связистов. После ее окончания ушел на фронт. Прошел всю войну, но желание писать стихи не пропало. Сначала он творил для взрослых, но после рождения дочери его творчество стало несколько иным. Яков Аким стал сочинять сказки и писать стихи для детей. Ясные и понятные, они были настолько философичны, что их с удовольствием читали взрослые. Произведения поэта публиковались во многих популярных детских газетах и журналах.

К ним относятся:

  1. Во дворе дома, в котором родился Яков Аким, был построен небольшой завод. В нем производили вкусные напитки, в том числе лимонад.
  2. Первое стихотворение написал, когда еще учился в школе.
  3. Книги Якова Акима выходили огромными тиражами, а затем почти сразу же переиздавались.
  4. Творческим наставником и мудрым советчиком поэта был Самуил Яковлевич Маршак.
  5. Своим друзьям и близким людям он посвящал стихи.
  6. Был не только поэтом, но и талантливым переводчиком.
  7. Яков Аким был удивительно талантливым и способным человеком. Он мог стать великим музыкантом, талантливым актером или даже выдающимся ученым. У него был безупречный слух.
  8. До своего девяностолетия поэт не дожил всего лишь несколько недель. Это трагическое событие произошло 21 октября 2013 года.

Читать

А. Жилинская

Читаем дома с мамой: для детей 6–7 лет

Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Растём, играя

Михаил Яснов

Я ПРИДУМЫВАЮ ФАМИЛИИ

  • Утёнок – УТОЧКИН!
  • Цыплёнок – КУРОЧКИН!
  • Щенок – СОБАЧКИН!
  • Жеребёнок – КЛЯЧКИН!
  • Барашек – ОВЕЧКИН!
  • А я?
  • – ЧЕЛОВЕЧКИН!

• Какая у тебя фамилия? А у мамы с папой?

• Как ты думаешь, а зачем вообще людям фамилии?

СКОРОГОВОРКИ – это игры со словами. Их нужно произносить сначала медленно, затем быстрее. Самое главное – произносить их без ошибок и очень быстро. Тренируйся!

  1. Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
  2. * * *
  3. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
  4. * * *
  5. Около кола бьют в колокола.
  6. * * *
  7. Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
  8. * * *

Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться.

  • * * *
  • Все бобры для своих бобрят добры.
  • * * *

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Примерил кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон!

* * *

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора!

  1. * * *
  2. Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ.
  3. * * *

Кричал Архип, Архип охрип. Не надо Архипу кричать до хрипу.

  • * * *
  • Носит Сеня в сени сено, спать на сене будет Сеня.
  • * * *
  • Перепёлка перепелят прятала от ребят.
  • У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
  • * * *
  1. Сшит колпак, вязан колпак,
  2. Да не по-колпаковски.
  3. Вылит колокол, кован колокол,
  4. Да не по-колоколовски.
  5. Надо колпак переколпаковать,
  6. Да перевыколпаковать.
  7. Надо колокол переколоколовать,
  8. Да перевыколоколовать.
  • * * *
  • От топота копыт пыль по полю летит.
  • * * *

Пришёл Прокоп – кипит укроп, ушёл Прокоп – кипит укроп. И при Прокопе кипит укроп, и без Прокопа кипит укроп.

Корней Чуковский

ЗАГАДКИ

* * *

  1. Был белый дом,
  2. Чудесный дом,
  3. И что-то застучало в нём.
  4. И он разбился, и оттуда
  5. Живое выбежало чудо —
  6. Такое тёплое, такое пушистое и золотое.

(Яйцо и цыплёнок.)

* * *

  • Хожу-брожу не по лесам,
  • А по усам, по волосам,
  • И зубы у меня длинней,
  • Чем у волков и медведей.

(Расчёска.)

* * *

  1. Красные двери
  2. В пещере моей,
  3. Белые звери
  4. Сидят
  5. У дверей.
  6. И мясо и хлеб – всю добычу мою —
  7. Я с радостью белым зверям отдаю!

(Губы и зубы.)

* * *

  • Паровоз
  • Без колёс!
  • Вот так чудо-паровоз!
  • Не с ума ли он сошёл —
  • Прямо по морю пошёл!

(Пароход.)

* * *

  1. Мудрец в нём видел мудреца,
  2. Глупец – глупца,
  3. Баран – барана,
  4. Овцу в нём видела овца,
  5. И обезьяну – обезьяна,
  6. Но вот подвели к нему Федю Баратова,
  7. И Федя неряху увидел лохматого.

(Зеркало.)

* * *

  • Вот иголки и булавки
  • Выползают из-под лавки.
  • На меня они глядят,
  • Молока они хотят.

(Ёж.)

* * *

  1. Шёл Кондрат
  2. В Ленинград,
  3. А навстречу – двенадцать ребят.
  4. У каждого по три лукошка,
  5. В каждом лукошке – кошка,
  6. У каждой кошки – двенадцать котят.
  7. У каждого котёнка
  8. В зубах по четыре мышонка.
  9. И задумался старый Кондрат:
  10. «Сколько мышат и котят
  11. Ребята несут в Ленинград?»
  • Глупый, глупый Кондрат!
  • Он один и шагал в Ленинград.
  • А ребята с лукошками,
  • С мышами и кошками
  • Шли навстречу ему —
  • В Кострому.

Валентин Берестов

ИСКАЛОЧКА

  1. Если где-то нет кого-то,
  2. Значит, кто-то где-то есть.
  3. Только где же этот кто-то
  4. И куда он мог залезть?

• Играешь ли ты в прятки? Расскажи правила этой игры.

Эмма Мошковская

НОС, УМОЙСЯ!

  • Кран,
  • Откройся!
  • Нос,
  • Умойся!
  1. Грязь,
  2. Смывайся!
  3. Грязь,
  4. Смывайся!
  • • Сколько раз в день ты умываешься?
  • • Чистишь ли ты зубы два раза в день?
  • • Моешь ли уши каждый день?

Эмма Мошковская

«У взрослых – очки…»

  1. У взрослых – очки,
  2. большие портфели,
  3. такие огромные гири – гантели,
  4. приёмник, который на шею надет.
  5. А такого красивого стёклышка
  6. нет!
  7. Всё у них есть —
  8. И часы, и браслет…
  9. А такого красивого стёклышка
  10. нет!

Урок – стихотворение Якова Лазаревича Акима “Жадина” Конспекты уроков

I. Проверка домашнего задания

(Учащиеся разыгрывают театрализованные сценки по рассказу В. А. Осеевой “До первого дождя”. Они выходят к доске группами, на которые разбиваются заранее, и представляют “живые картинки ” по всему рассказу или по эпизоду из него.)

П. Работа над новым материалом

1. Вступительное слово учителя

Учитель. Сегодня на уроке мы будем читать стихотворение Якова Лазаревича Акима “Жадина”. Подумайте, почему оно помещено сразу после рассказов Валентины Александровны Осеевой?

Дети. – Потому что в этих текстах говорится об одном и том же: о жадности.

– Только Осеева об этом в своих рассказах прямо не

Говорит, а Аким уже в заглавии стихотворения сообщает,

О чем пойдет речь и о ком.

Учитель. Давайте послушаем это стихотворение, и вы скажете, могли бы вы подружиться с таким человеком.

2. Чтение текста стихотворения учителем

3. Беседа после чтения

Учитель. Почему автор дал герою не имя, а прозвище? Что такое прозвище?

Дети. – Прозвище – это обидное название, данное человеку за какиенибудь действия и поступки.

– Автор не называет героя по имени, он показывает к

Нему свое неуважение, осуждает за жадность, поэтому и дает

Ему прозвище.

4. Чтение первой части стихотворения

Учитель. А теперь давайте прочитаем, как автор описывает “жадину”, кого он считает жадным человеком. Какой человек заслуживает прозвище “жадина”? Ответьте на этот вопрос словами из текста.

(Дети находят нужные строчки в тексте и читают их.)

Учитель. А как вы понимаете значение слов “дадено” и “безделица”? Найдите эти слова в цепочках перед текстом.

(Дети объясняют: дадено – дано; безделица – безделушка.)

5. Чтение второй части стихотворения

Учитель. А теперь найдите в… тексте, как автор относится к жадинам? Он об этом прямо говорит?

(Дети находят нужные строки и читают их.)

Учитель. А как автор говорит: может жадина быть настоящим другом?

Дети. Нет, не может, автор говорит:

“Не выйдет из жадины Друга хорошего,

Даже приятелем Не назовешь его”.

Учитель. А как надо понимать слова “даже приятелем не назовешь его”? Кто такой “приятель”? Разве “приятель” и “друг” не одно и то же? Как вы думаете?

Дети. – Нет, приятель – это не друг, а просто знакомый человек.

– Этого человека, наверное, так называют, потому что

Он “приятный”, с ним приятно общаться.

Учитель. Как вы думаете, зачем автор написал это стихотворение?

Дети. – Чтобы показать читателю, что жадность – это плохой показатель дружбы.

– Что жадных людей не любят и осуждают за эту чер

Ту.

– Если хочешь, чтобы с тобой дружили, надо делиться.

Учитель. А легко ли делиться с людьми, отдавать свое?

Были в вашей жизни такие случаи? Расскажите. (Ребята делятся своими воспоминаниями.)

6. Самостоятельная работа

(На заключительной части урока учащиеся самостоятельно работают с текстом О. Е. Григорьева “Кто прав?”.

Сначала ребята читают текст перед стихотворением, затем само стихотворение, отвечают на вопросы, после чего проводится выразительное чтение стихотворения с обсуждением.

С помощью учителя школьники приходят к выводу, что люди должны быть честными и принципиальными: даже своим друзьям не должны давать никаких поблажек, а честно указывать на их недостатки, помогать им исправиться.)

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение стихотворения Я. Л. Акима “Жадина”. Выучить наизусть стихотворение О. Е. Григорьева “Кто прав?” и подготовить “живую картинку” по его содержанию.

Методическая разработка (2 класс) на тему: Классный час «О жадности и жадных» | Социальная сеть работников образования

  • Нравственный классный час «О жадных и жадности» для 2 класса
  • Цель
  •  создать условия для воспитания положительных качеств характера.
  • Задачи:
  • — научить разграничивать понятие жадный и бережливый;
  • — объяснить сущность понятия «жадность».
  • — способствовать формированию желания  преодолеть в себе плохие качества характера.
  • Предварительная работа:
  • — Подготовка литературы; сюжетов о жадности и жадинах.
  • — Написание сочинения «Кто такой жадный?»;
  • — Анкетирование;
  • — Инсценировка сказки «Теремок».
  • Форма проведения: беседа с элементами диалога, групповая работа
  • Ход мероприятия
  • Учитель читает стихотворение Я.Акима «Жадина»

Кто держит конфету свою в кулаке.Чтоб съесть её тайно от всех в уголке.Кто, выйдя во двор, никому из соседейНе даст прокатиться на велосипеде?Кто мелом, резинкой – любою безделицейВ классе ни с кем ни за что не поделитсяИмя тому подходящее дадено.Даже не имя, а прозвище – ЖАДИНА!Жадину я ни о чём не прошуВ гости я жадину не приглашу.Не выйдет из жадины друга хорошего.

Даже приятелем не назовёшь его.Поэтому — честно ребята скажу.С

 жадным я никогда не дружу! 

Учитель . Как вы думаете, о чём мы будем говорить на нашем классном часе?

Назовите  тему классного часа.

Учитель. В своей жизни вы, наверное, слышали такое слово как «жадность», часто можно услышать такое слово как «жадина». Вот сейчас попробуйте нарисовать жадность

 (работа в группе – 10 мин.), после этого защитить свой рисунок (идет презентация рисунков).

Учитель: А сейчас….. (имя) прочитает небольшой рассказ.

«Ребята отправились в лес на экскурсию. Они играли, пели, веселились, а потом сели на лужайке и достали свои пакеты с едой. Мальчики и девочки предлагали друг другу вкусности, которые им положили с собой мамы.

И только Марина сидела со своим пакетом, доставала еду, не предлагая ничего никому. Марина развернула шоколадку, отломала кусок, а остальное спрятала в пакет. «У, жадина», — сказал Серёжа. «Я не жадина.

Ведь я у вас ничего не брала, почему я с вами делиться должна?» — сказала Марина и пошла играть.

Учитель. Обсудите, пожалуйста, в группах следующие вопросы.

  1. Вопросы для обсуждения в группах:
  2. -Считаешь ли ты Марину жадной?
  3. -Есть ли друзья у Марины?
  4. -Может ли быть человек счастлив, если он жаден?
  5. -Как вы думаете, что лучше в жизни – умение отдавать и делиться или умение не давать никому ничего?
  6. -Что бы вы посоветовали Марине?
  7. -Правильно ли воспитывают Марину дома?
  8. Обсуждение вопросов, представители от групп высказывают свои мнения.

Учитель: Итак, ребята, вы, наверное, поняли, что жадный человек никогда не будет счастлив, потому что у него нет друзей, а жизнь без друзей пуста и неинтересна. В русской литературе много примеров, в которых люди проявляют бескорыстие и великодушие (приводят примеры).

Учитель. А самый простой пример – сказка «Теремок», которую подготовили ребята из театрального кружка (показ сказки учащимися).

  • Учитель: Очень часто слышишь слово жадность и бережливость; жадность – скупость; жадность – расчетливость.
  • «жадность=скупость; жадность=бережливость» (на доске)
  • — Можно ли между этими словами поставить знак =? (обсуждение)
  • Учитель: И в заключение нашего разговора хочу прочитать стихотворение Э. Мошковской «Жадных нет» (чтение учителем)
  •         Жадные!
  •         Поднимите руки!
  •         Жадные, жадины и жадюги!
  •         Нету рук…
  •         Вдруг жадных не стало.
  •         Как не бывало.
  •         Ну хоть бы мало!
  •         2-3 штуки!
  •         Поднимите руки,
  •         Жадные девочки, жадные мальчики…
  •         Поднимите хотя бы пальчики!
  •         Сколько жадных?
  •         Надо же знать!

        5? 25? Или 125?

  1.         Сколько жадных?
  2.         Смотрим тщательно.
  3.         Жадных нет?
  4.         Замечательно!
  5. Учитель: Ну, что ж, завершая наш разговор, нам осталось подвести итоги.
  6. Продолжите предложения:
  7. -На занятии мне было интересно…
  8. -На занятии   я понял…

Пусть каждый самому себе ответит: есть ли у меня черты жадности, а не жадина ли я? И если они есть, надо обязательно их исправить, ведь так тяжело жить в мире одному без друзей.

До свидания, я вас всех очень люблю и верю, что все у вас получится.

Урок литературного чтения. 2-й класс Тема. Яков Лазаревич Аким. «Неумейка»,«Жадина»

Урок литературного чтения. 2-й класс

Тема. Яков Лазаревич Аким. «Неумейка», «Жадина». Цели:

  • Познакомить с творчеством Я. Л. Акима,
  • Учить постигать глубинный смысл произведения и понимать идею,
  • Учить доказывать свое мнение посредством выборочного чтения,
  • Развивать воображение, мышление, речь,
  • Понимание и отличие хороших качеств от плохих,
  • Воспитывать культуру поведения в школе, дома, в общественных местах, трудолюбие, самостоятельность, уважение к окружающим,
  • Прививать навыки культурного общения.
  • портрет писателя,
  • плакаты с пословицами,
  • условные знаки правил поведения
  • звукозаписи детских песен: «прививка», «все сумею, все успею сделать»
  1. Организационный момент.
  1. Проверка домашнего задания.

Аким Яков

Пришла я выступать в один московский детский дом. В зале собрались ребята-младшеклассники. Расселись. Повытаскивали из карманов сухари – и давай грызть.

– Спрятать сухари! – требуют воспитатели. – Некрасиво! Неуважение – так хрустеть.

А я думаю: «Если б только хрустеть! Они болтают, туда-сюда расхаживают да еще стульями гремят!»

И вот – стою на сцене, а что делать – неизвестно. Я и говорю:

– Стихи Якова Акима. «Пишу тебе письмо».

И негромко начала:

…А листок в конверте чист,
Нет на нем ни букв, ни строчек.
Пахнет осенью листочек –
С дерева опавший лист.

Только адрес твой, да имя
На конверте напишу,
Синий ящик отыщу,
Свой листочек опущу.

И вдруг – тишина. Только сухарики: «Хрум-хрум». А я дальше:

Ты письмо мое получишь
И обрадуешься вдруг:
Жить на свете много лучше,
Если друга вспомнил друг.

Сразу мне ответ пиши!
А кончаются чернила –
Просто перышко вложи,
Что синица обронила.

До самого конца стихи дослушали. Заодно и все мое выступление. Когда я была маленькой, у нас в детском саду устроили новогоднюю елку. За несколько дней до утренника раздали карнавальные костюмы. Мне достались ослиная маска и серый тряпочный хвост.

Иду домой – реву. Мне-то хотелось быть не ослом, а снежинкой. Но мама сказала: «Зря ты, Марин! У нас есть отличное стихотворение про ослика. Выучишь – будешь «гвоздем» программы».

Дома она взяла с полки книжку и прочитала. Это было стихотворение Акима. Оно так и называлось «Про ослика».

На празднике я его рассказывала.

«Ослик! Ослик! Настоящий ослик!» – кричала я из-под елки. В одном месте забыла, но ребята из старшей группы подсказали. Дальше мы уже кричали вместе: «Ослик! Ослик! Вот упрямый ослик!!!»

Было так здорово, что все «снежинки» чуть не лопнули от зависти.

В стихах Якова Акима живет праздник. А в праздник человек должен чувствовать себя счастливым.

Это когда ты шагаешь по улице – и у тебя за пуговицу привязаны воздушные шары.

И когда несешься верхом на палке и вопишь во все горло: «Яблоки-веники – весело мне! Весело мне, я скачу на коне!»

И когда в парадном строю важный музыкант из духового оркестра даст тебе ударить настоящей колотушкой в огромный барабан.

Долгую жизнь живет Яков Аким. Великая Отечественная война была на его пути, и разные трудные времена. О самом главном в своей жизни пишет он: о дружбе, о войне, о природе, о маме, о «деревянном тихом городке» Галиче, в котором жил в детстве.

– Рассказывать ребятам можно обо всем, даже о грустном, – говорит Аким. – Лишь бы это не было скучно и уныло. Это должно быть, как письмо к человеку, которого ты любишь.

Мы – его читатели, ученики и друзья очень любим ЕГО, Якова Акима. И все стараемся хоть чуточку, хоть в чем-то быть на него похожими.

Один поэт посвятил ему стихотворение. Оно короткое, но точно передает всеобщее отношение к поэту и сказочнику Акиму. Вот это стихотворение. Прошу вас выучить его наизусть:

ТЫ ПОЧЕМУ НЕ СТАЛ ТАКИМ,
КАК ЯКОВ ЛАЗАРЕВИЧ АКИМ?!

С уважением – ваша Марина Москвина

Публикации:

По брёвнышку (#07 2011)

Пишу тебе письмо; Кем я буду (#4 2007)

Облака (#6 2006)

Шуба (#2 2006)

Полдень (#8 2005)

Весело мне (#7 2005)

Воспоминание (#5 2005)

На ялике; Откуда? (#6 2004)

Весна, весною, о весне; Ледоход (#2 2004)

Крыша (#7 2002)

В нашем классе ученица (#12 2002)

Улица (#10 2002)

Кто кому кто? Я маленьким был (#5 2001)

Про ослика (#3 2001)

Люблю! (#2 2000)

ОБЛАКА

Облако за облаком

По небу гналось —

За облаком-лодкой

Облако-лось.

Лось шагает ходко,

Не хочет отстать,

Но рогами лодку

Не может достать.

А ветер гонит, гонит,

Торопит облака,

То с налету тронет,

То шевельнет слегка.

Стала меньше лодочка,

Вытянулся лось.

И от лося облачко

Вдруг оторвалось.

Где же лось прыгучий?

Позабудь о нем!

Обернулась туча

Скачущим конем.

А за ним ребенок —

Белый жеребенок.

Вот какая конница

Теперь за лодкой гонится!

А ветер пуще, пуще

Поднялся,

И выросли у лодки

Паруса.

Догоняйте, рысаки,

Лодочка вертка…

Я лежу у реки,

Я гляжу из-под руки,

И бегут надо мной

В небе облака.

МУЖЧИНА В ДОМЕ

Папа на аэродроме

Мне сказал:

— Четыре дня

Будешь ты мужчиной в доме,

Остаёшься за меня!

Покатился самолёт,

Папа вырулил на взлёт.

Я вбежал в квартиру нашу,

В кухне свет велел зажечь,

Усадил за стол домашних,

Произнёс такую речь.

— Бабушка, — сказал я строго, —

Бегаешь через дорогу.

Знает каждый пешеход:

Есть подземный переход!

Всем приказ: на небе тучи,

Значит, берегись дождя!

Для зонтов, на всякий случай,

Забиваю два гвоздя.

— Ухмыляешься некстати, —

Пальцем погрозил я Кате. —

Вот что, старшая сестра.

Мой посуду, будь добра!

— Мама ну, а ты — не очень,

Не грусти и не скучай.

А уходишь, между прочим,

Газ на кухне выключай!

НЕУМЕЙКА

Слыхали?

Сегодня

В подъезде

Восьмом

Ходил почтальон

С необычным

Письмом.

Измятый конверт,

А на нём

По линейке

Написано чётко:

«ВРУЧИТЬ НЕУМЕЙКЕ».

На первый этаж

Письмоносец

Зашёл.

Увидел, как Вову

Сажали

За стол.

Со сказкою

Вове

Вливали бульон.

— Письмо Неумейке! —

Сказал почтальон.

За ложку

Схватился

Испуганный

Вова,

А мама ответила:

— Нету такого!

В квартире

Над ними

Жил мальчик

Андрюшка.

По комнате всей

Раскидал он

Игрушки.

Услышав про адрес,

Смутился

Андрейка:

— Не думайте, дядя,

Что я — Неумейка!

Я, дядя,

Ещё не окончил

Игру.

Вот выстрою

Домик

И всё уберу.

Направилась

Почта

В квартиру направо,

Где только проснулся

Голубчиков Слава

Сестрёнка ему

Надевала

Чулок,

А Слава скучал

И глядел

В потолок.

Сказал почтальон

— Неплохая семейка!

Не здесь ли живёт

Гражданин Неумейка?

Но Слава,

Услышав

Обидное слово,

Чулок натянул

И воскликнул:

— Да что вы!

Я сам одеваюсь,

Когда захочу,

А это… ну, просто

Сестрёнку учу!

Идёт письмоносец

В другую

Квартиру

И видит на кухне

Такую

Картину:

Тарелки

Помыты

И сложены в груду,

А мама и дочь

Вытирают

посуду.

Сказал почтальон,

Улыбнувшись:

— Беда!

Простите,

Я снова

Попал не туда!

Спустился во двор

Письмоносец

И вскоре

Чуть-чуть не упал

На трёхлетнего

Борю —

Цветы поливал он

Из маленькой лейки.

И здесь

Не нашёл

Почтальон

Неумейки!

Присел почтальон,

Отдохнул

И опять

Отправился в путь —

Неумейку искать.

Письмо

Получателя ищет по свету.

Но что же в письме?

Рассказать по секрету?

Два слова

В конверте

Письма заказного:

«ПОЗОР НЕУМЕЙКЕ!»

Обидных два слова.

И я вас прошу:

Постарайтесь, ребята,

Чтоб это письмо

Не нашло

Адресата!

Диафильмы

  • / Я. Аким ; худож. Л. Смехов ; . — Москва : Диафильм, 1961 (Москва : РГДБ, 2018). — 1 дф. (37 кд.) : цв. Из частной коллекции Мочулина Владимира Юрьевича. — Пленка в хорошем состоянии.
  • / Я. Аким ; худож. Э. Беньяминсон ; . — Москва : Диафильм, 1963 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (32 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
  • . — Москва : Диафильм, 1976 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (36 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
  • / Аким Я. ; худож. С. Насырова. — Москва : Диафильм, 1977 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (34 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
  • / К. Тангрыкулиев ; худож. С. Ильина ; . — Москва : Диафильм, 1981 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (31 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
  • / Я. Аким ; В. Дранишникова ; ред. Т. Семибратова ; худож. ред. В. Дугин. — Москва : Диафильм, 1983 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (30 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.
  • / Виеру Г. ; худож. Карташов Л. ; . — Москва : Диафильм, 1985 (Москва : РГДБ). — 1 дф. (43 кд.) : цв. Оригинал хранится в РГДБ.

Стихи про жадность

Что такое жадность? Скупость, корыстолюбие, чрезмерное стремление удовлетворить свое желание, страсть к накопительству. Иногда ярлык «жадный» мы навешиваем на человека необоснованно.

«Жадный Егор»Ой, какой стоит галдеж!Пляшут комсомолки.Так танцует молодежь,Что не хочешь, да пойдешьТанцевать на елке.

Тут поет веселый хор,Здесь читают басни…В стороне стоит Егор,Толстый третьеклассник.

Первым он пришел на балВ школьный клуб на елку.Танцевать Егор не стал:— Что плясать без толку?

Не глядит он на стрекозИ на рыбок ярких.У него один вопрос:— Скоро будет Дед МорозВыдавать подарки?

Людям весело, смешно,Все кричат: — Умора!—Но Егор твердит одно:— А подарки скоро?

Волк, и заяц, и медведь —Все пришли на елку.

— А чего на них глазеть?Хохотать без толку?—Началось катанье с гор,Не катается Егор:— Покатаюсь в парке!

У него один вопрос:— Скоро будет Дед МорозВыдавать подарки?—

Дед Мороз играет сбор:— Вот подарки, дети!—Первым выхватил ЕгорЗолотой пакетик.

В уголке присел на стул,Свой подарок завернулС толком, с расстановкой,Завязал бечевкой.

Яков Аким: книги

Простые и легко запоминающиеся строчки стихов поэта знало в свое время огромное количество детей. Их рассказывали у нарядной красавицы елки, на семейных праздниках и сценических площадках. Стихи Якова Акима были наполнены удивительной теплотой. Казалось, что поэт не просто описывает какое-то событие, а рассказывает об этом самому близкому и дорогому человеку. Давайте вспомним некоторые его произведения:

  1. «Приключения Гвоздичкина». С юмором автор знакомит нас с жизнью обычного мальчика Васи. Обидевшись на всех, он решает, что ему никто не нужен. Однако, пережив большое количество разных неприятностей, понимает, что человеку для счастливой жизни нужны его близкие и друзья.
  2. «Девочка и лев». Трогательная история дружбы человека и животного. Эти стихи с большим интересом слушают даже маленькие дети.
  3. «Учитель Тик-Так и его разноцветная школа». Эта сказочная повесть непременно должна быть на книжной полке в каждом доме. В деликатной, ненавязчивой манере Яков Аким помогает героям меняться в лучшую сторону.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гостиной
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: