Если поблизости только костёл
Самый распространённый вопрос православных, оказавшихся в Европе: можно ли православным ходить в католическую церковь? На первый взгляд, понять такой вопрос несложно. Когда поблизости нет никакого православного храма, не лучше посещать хотя бы католический, нежели не посещать никакого? Что ж, вынужден вас разочаровать: не лучше. Основа храмового богослужения – Евхаристия. И люди, приходящие на Литургию, прежде всего являют собой евхаристическое собрание. То есть в таком собрании нет просто «предстоящих и молящихся», поскольку Евхаристия совершается всем собранием, то все его участники – сослужащие. Безусловно, возглавляется собрание священником или епископом, но Литургия – общее дело, поэтому стоять в стороне невозможно, ибо каждый присутствующий непосредственно участвует в общем деле. С учётом всего сказанного зададим всё тот же вопрос: может ли православный участвовать в собрании конфессии, не относящейся к той христианской общности, к которой он принадлежит? Может ли он быть участником общего дела чужой для него общности? Ответ очевиден: там, где я не могу причащаться, я не могу и молиться за богослужением.
Далее вполне логичным видится вопрос: а можно ли православным просто молиться в католическом храме? Когда нет богослужения, просто приходить в костёл для общения с Богом? Как мне кажется, на него целесообразно будет ответить вопросом же: а нужно ли? Разве такая молитва даст больше, чем молитва домашняя? Едва ли. Исключением, пожалуй, может случить только факт нахождения в костёле общехристианской святыни, как, например, мощей Святителя Николая в Бари. В этом случае молиться в католическом храме православному можно и ничуть не предосудительно. Кроме того, существует ещё одна цель, с которой православным можно ходить в католические храмы. Эта цель – ознакомительная. Католические храмы могут быть интересны с исторической точки зрения, как, например, Нотр-Дам-де-Пари или храм Святого Креста в Варшаве, где хранится сердце Фредерика Шопена. Да и концерты органной музыки, нередко проводимые в костёлах, также зачастую бывают небезынтересны.
Но ведь католикам ходить в православную церковь можно, скажут мне иные, вон в советские времена католиков даже в крёстные брали, и православные священники не возражали. Может, и не возражали. А зря. Крёстный, как известно, – это поручитель перед Церковью за нового её члена, а ручаться может только свой. Так что вышеописанная практика никак не заслуживает того, чтобы приводиться в качестве примера. Напротив, она достойна прямого порицания как недопустимое и неоправданное нарушение. Впрочем, католикам молиться в православных храмах не запрещено. Ведь католиков, которые в костёле с момента крещения не бывали, весьма немало. Они зачастую и отличие между католическим и православным храмом видят только в наличии лавок. Пришёл такой католик в православный храм, привёл его Господь – и хорошо, пусть себе молится, может, появится интерес, а там и до присоединения к православию недалеко.
Армянская апостольская церковь: отличие от православной. Основные аспекты
Одной из самых древних христианских общин считается армянская церковь. Её истоки начинаются еще в 4-м веке. Именно Армения является первой страной, где христианство было признано государством. Но шли тысячелетия, и сейчас уже видны те противоречия и различия, которые имеют русская и армянская апостольская церковь. Отличие от православной церкви стало проявляться в 6-м веке.
Отделение апостольской армянской церкви произошло по следующим обстоятельствам. В христианстве неожиданно возникла новая ветвь, которую отнесли к еретичеству, — монофизитство. Сторонники этого течения считали Иисуса Христа Богом.
С той поры апостольская армянская церковь оказалась в одиночестве, так как она до сих пор смотрит на происхождение Христа не так, как обычные православные христиане.
Основные различия
Русская православная церковь с почтением относится к армянской апостольской, но не допускает многих ее аспектов.
- Признание соборов. Так как из-за военных действий армяне не могли попасть на Халкидонский Собор, они полностью проигнорировали и не поддержали христианские постулаты, которые там принимались. В итоге армянская церковь признает только 3 собора (всего их 7).
- ААЦ считает Христа этаким эфирным, нетленным существом, которое не нуждается в еде, питье и выполнении других потребностей. А РПЦ основывается на том, что Иисус имел такое же тело, как и простые люди.
- Святые образа. Если посетить армянскую церковь, можно увидеть практически полное отсутствие икон. Лишь в уголке в некоторых храмах стоит небольшой иконостас с образами. Бытует мнение, что раньше армянское православие выступало на стороне иконоборцев. Так это или нет, точно не известно. Но правильно одно — армянские христиане не молятся перед иконами. В частных домах верующие обращаются с молитвой к распятию.
- Календарное различие. Русские православные традиционно отмечают все основные христианские даты по юлианскому численнику, а армянские — по григорианскому. Соответственно, Пасха или Рождество наступают у всех в разные дни.
- Наложение креста. Армяне осеняют себя крестным знамением, так же как и русские, тремя перстами, но отличие состоит в том, что крест накладывается слева направо, а не наоборот.
- Духовные степени и саны. В армянской апостольской церкви 5 ступеней. Высшая — это католикос, далее идут по степени значимости — епископ, священник, дьякон и чтец. А в русской церкви всего 3 главных сана — епископы, пресвитеры и дьяконы.
- Матах. Этот обряд совершается только в армянской церкви. Дословно он означает «поднести соль». Согласно этому обычаю, любой желающий может дать матах, то есть накрыть стол для всех нуждающихся: бедных, больных и пр. Запрещено приглашать за этот стол родных и богатых людей.
- Арачаворк. Это пост у армян, который начинается за 70 дней до Пасхи и продолжается 5 дней.
- В песнях и молитвенных словах армянской апостольской церкви превозносится только одно из лиц триединого Бога, а русская православная церковь славит всю Божественную Троицу.
- В четыредесятницу в Великий пост армянам не возбраняется по воскресеньям пробовать сыр и яйца.
Взаимоотношения церквей
Русская православная церковь считает армянскую конфессией, поэтому людей этой веры нельзя хоронить по православным обычаям, совершать все таинства, которые проводит русское христианское православие, нельзя просто поминать и молиться за них. Если вдруг православный человек посетит службу в армянском апостольском храме — это повод для его отлучения от русской христианской церкви.
Некоторые армяне посещают храмы по очереди. Сегодня апостольский армянский, на другой день христианский. Этого делать нельзя, следует определиться в своей вере и придерживаться лишь одного учения.
Несмотря на противоречия, армянская церковь формирует в своих учениках веру и сплоченность, с терпением и почтением относится к другим религиозным течениям. Вот такие аспекты имеет армянская апостольская церковь. Отличие от православной ее видимое и ощутимое. Но каждый человек сам вправе выбирать, за кого ему молиться и какой веры придерживаться.
Можно ли православным посещать мечеть
Что касается посещения мечети, тут все немного сложнее с точки зрения мусульманской религии:
заходить в мечеть иноверцу можно только на определенных условиях;
важно соблюдать принятые обычаи внутри мечети;
во время совершения молитвы нельзя посещать мечеть;
нельзя посещать Запретную мечеть в Мекке. В мусульманском храме важно соблюдать строгие правила посещения. Важно! Никто не может запретить входить человеку в дом Божий, к какой бы религии он ни принадлежал
Важно соблюдать законы, принятые в этой вере. Бывать в храмах других конфессий желательно устоявшемуся в своей вере человеку, который не будет сравнивать обычая своей церкви с другими
Важно! Никто не может запретить входить человеку в дом Божий, к какой бы религии он ни принадлежал. Важно соблюдать законы, принятые в этой вере
Бывать в храмах других конфессий желательно устоявшемуся в своей вере человеку, который не будет сравнивать обычая своей церкви с другими.
Совместные браки католиков
Католический обряд венчания отличается торжественностью, святостью, поскольку он совершается только один раз и навсегда. Жених и невеста должны поклясться друг другу в верности, пообещать поддерживать супруга в любых жизненных ситуациях. Будущие муж и жена заключают своеобразный договор с церковью, что они будут вместе навсегда.
Как правило, этот условный договор не может быть расторгнут ни при каких обстоятельствах. Согласно католическому обряду, именно отец ведет невесту к алтарю. Он передает свою дочь в надежные руки жениха, чтобы тот заботился о ней.
Нужно обратить внимание, что существует несколько шагов, предшествующих заключению брака между католиком и католиком:
- в первую очередь пара, которая собирается заключить брак, должна связаться со своим священником. Необходимо запланировать разговор со священнослужителем за полгода до предполагаемой даты свадьбы. Это позволит иметь время, необходимое для разрешения различных споров и конфликтных ситуаций;
- обязательно следует встретиться со священником, чтобы определиться с датой свадьбы и временем бракосочетания. После выполнения всей исходной бумажной работы для католической церемонии бракосочетания, рекомендуется запланировать прохождение теста на веру и готовность, а также зарегистрироваться перед вступлением в брак на прохождение курсов или семинара;
- далее рекомендуется удостовериться в том, что жених и невеста имеют право на католическую свадебную церемонию. Церковь требует, чтобы хотя бы один из вступающих в брак был представителем католической веры;
- обязательно следует предоставить свидетельство о браке и всю сопутствующую документацию, в том числе и различные добрачные формы о крещении, подтверждение сертификатов и всевозможных распоряжений или разрешений. Дополнительно при необходимости следует получить копии заявлений об аннулировании документа или свидетельство о смерти предыдущего супруга;
- также следует попросить у своего священника копию «Обряда Брака», а также справочник для планирования богослужебных чтений;
- далее требуется испытать собственную веру для готовности к католическому браку перед священнослужителем. Последний будет основываться на личных оценках устных и письменных ответов со стороны жениха и невесты. Так как брак в католической церкви — это священное таинство, то священник должен убедиться в том, что вы являетесь верующим человеком. Это обязательное условие, предшествующее браку. Если у священнослужителя возникнут сомнения относительно веры конкретного человека, то он может не допустить его к браку;
- далее жениху и невесте следует пройти устный или письменный тест на совместимость, если священник попросит их об этом. Это помогает служителю церкви и подтверждает решение конкретной пары вступить в брачный союз;
- будущие муж и жена могут выбрать и посетить одну из утвержденных приходских консультативных программ до вступления в брак, также известных, как предсвадебные программы. Они могут быть в виде отдыха на выходные дни или двухчасовых семинаров. Последние охватывают временной промежуток до нескольких недель. Утвержденная добрачная консультативная программа охватывает такие темы, как роль молитвы и веры, а также финансов и планирования семьи. По завершении курса обучения пара получает соответствующий сертификат о венчании священником;
- далее рекомендуется проконсультироваться со своим священником после выполнения всех требований. Ему необходимо сообщить о собственных литургических чтениях и выборе музыки для предстоящей церемонии. Священнослужитель также сообщит, что жених и невеста обязательно должны исповедаться перед принятием собственных обетов.
Нужно обратить внимание, что католическая церковь потребует отмены в случае, если невеста или жених ранее состояли в браке с другими людьми и развелись, когда бывшие супруги живы.
В некоторых случаях детали процесса венчания в католической церкви могут существенно отличаться. Священник имеет право отказаться от любых требований, которые основаны на индивидуальных условиях. Например, пары, которые овдовели, не нуждаются в дополнительном добрачном консультировании.
Также стоит учитывать такой момент: если жених и невеста принадлежат к разным католическим церквям, то следует посоветоваться со священнослужителем о последующих действиях. Дополнительно следует обратиться в мэрию или ратушу, чтобы получить соответствующее разрешение на заключение брака.
Венчание в церкви: правила
Правила вступления в брак, установленные гражданским законодательством, существенно отличают от тех, что являются церковными канонами. Возможно с уверенностью заявить, что далеко не все домашний альянс, оформленный в соответствии с всем государственным нормам, возможно допущен для освещения в Таинстве брака.
Православная церковь запрещает:
- четвёртое и последующие венчания
- в случае если новобрачные (либо один из них) считают себя убеждёнными атеистами, но решили благословить свой брак в храме по требованию второй половины либо родственников
- в то время, когда юные являются родными родственниками вплоть до четвёртого поколения, т.е. троюродные брат и сестра
- вступать в брак, не пройдя перед этим обряд крещения
- в случае если один из вступающих в брак по документам пребывает в домашних отношениях с другим лицом
- разрешение на женитьбу крестных своих родителей и крестников возможно взять лишь от правящего архиерея. То же самое касается домашнего альянса между двумя восприемниками одного и того же ребёнка
- тем, кто взял священный сан либо совершил монашеский постриг.
В случае если юные не взяли родительского благословения на проведения Таинства брака это, непременно, прискорбный факт. Но в то время, когда жених и невеста являются совершеннолетними, то это не станет преградой с целью проведения бракосочетания.
Обручение молодых разной веры
Наиболее частой является ситуация, когда оба супруга принадлежат к католической церкви. В этом случае для брака нет никаких канонических препятствий. Но бывает, что один из них является представителем другой религии. В таком случае при венчании существует ряд особенностей.
Католика и православной или протестантки
Если один из нареченных принадлежит к другой христианской конфессии (православию, протестантизму), то разрешение на такой брак дает епископ соответствующей епархии.
Важно! Католицизм также признает законным брак, совершенный в православной церкви. Молодожены дают обещание о воспитании будущих детей в католической вере
Сведения о супружеской паре и подписи супругов под таким обещанием заносятся в специальный формуляр
Молодожены дают обещание о воспитании будущих детей в католической вере. Сведения о супружеской паре и подписи супругов под таким обещанием заносятся в специальный формуляр.
Венчание с некрещеным
Если один из супругов является некрещеным (атеистом, иудеем, мусульманином, буддистом), то есть не принадлежит к христианству, то получить разрешение епископа становится намного труднее.Канонического запрета к такому браку не существует, но каждый случай рассматривается индивидуально. С нареченными священнослужитель беседует о разнице культур и о возможных сложностях подобного союза. Окончательное решение остается за епископом.
Можно ли венчаться в церкви, будучи беременной или нет
Для каждого обряда каноны церкви прописывают свой порядок действий, и в особенности, если это касается скрепления брачного союза. В идеале, пара должна зарегистрировать брак в ЗАГСе и после повенчаться, а далее – рожать детей. Но как смотрит церковь на то, если в роли невесты выступает беременная?
Католическая церва
Католический обряд венчания в своей подготовке к церемонии длится как минимум 3 месяца и при обязательном условии, что пара расписана в ЗАГСе официально. А в отношении беременности – католическая вера не считает это преградой для отказа в проведении церемонии венчания.
Греко-католическая
Греко-католическая церковь более демократична в своих канонах и также говорит о том, что венчание беременной дозволено в храме. Единственное отличие от православной церемонии венчания – вся процедура состоит из 3 ритуалов, а именно обручение, подготовка к церемонии и сам ритуал. В отношении запрета на венчание беременной – такого нет, главное чтоб пара была зарегистрирована официально как муж и жена.
Православная
Православная церковь также разрешает венчание беременной, единственное условие – это наличие свидетельства о регистрации брака в ЗАГСе. Ведь если человек, мужчина или женщина, не может юридически взять на себя ответственность за другого, то о каком браке, духовной и личной ответственности может идти речь.
Как проходит обряд католического венчания?
Начинается католическое венчание с того, что жених ждет невесту у алтаря. Подвести ее к жениху может отец либо ближайший родственник. Этот момент – один из самых трогательных в католическом венчании. Позаботьтесь о наличии фотографа, фото получатся просто волшебными.
Проведение самого обряда венчания зависит от священника. Как такового сценария не существует. Есть определённые молитвы, которые священник должен прочитать во время венчания. И есть вопросы, которые он будет задавать молодоженам:
- Добровольно ли вы явились и хотите заключить этот союз?
- Будете ли уважать друг друга и любить до конца своих дней?
- Обещаете ли воспитывать своих детей по правилам и законам католической церкви?
Если хоть на один из заданных вопросов кто-то из молодоженов ответит «нет», то венчание немедленно будет прекращено. Ну, а если ответы положительные, то далее руки молодоженов священник перевязывает ленточкой. В этот момент пара поворачивается друг к другу лицом и произносит слова специальной клятвы. Обычно ее не нужно учить наизусть, священник сам будет ее читать, а вам нужно будет только повторять.
Затем пара обменивается венчальными кольцами, читается молитва «Отче наш». Стоит отметить, что в костеле кольца не являются обязательными. Если вы не хотите обмениваться кольцами, то просто заранее предупредите об этом. Затем священник благословляет молодоженов, на этом таинство заканчивается. Обычно вся церемония венчания у католиков от начала и до конца занимает не более получаса.
армянского Отличия крестика
Оригинальностью религиозной трактовки от знака христианского разнится и армянский крест. Благодаря использования исключительности растительных элементов, его трудно каким с спутать-либо другим. Отказавшись от помещения тела изможденного Христа и христограмм, армяне преобразили пытки инструмент в символ возрождения.
Квадратные или форме по вытянутые кресты обильно украшены резными Это. фигурами и лучи, отходящие от самого центра и хвост «образующие ласточки», и множество декоративных нюансов, и виноградными с ленты лозами. Именно поэтому именовать иначе крест как «Цветущий» нельзя и иногда неуместно даже.
Церемония в костеле
Не существует строго регламентированного порядка обряда, единого для всех епархий. Он может отличаться в зависимости от местности и священника, который проводит венчание. Однако ряд характерных деталей все же существует.
Обряд проводит священнослужитель. В особенных случаях его может заменить благочестивый мирянин.
Начало
Обычно церемония венчания проводится в костеле. Как правило, невесту к алтарю подводит отец или другой мужчина, взявший на себя обязанность заботы о ней (дядя, старший брат). За ними идут маленькие девочки, которые разбрасывают цветочные лепестки из корзины. В это время жених со свидетелями и остальными гостями ожидает свою будущую супругу в храме.
Реже молодожены заходят в костел вместе, держась за руки. Невеста не обязана надевать свадебное платье, а жених – костюм. Требуется лишь соблюдение опрятности, соответствующей торжественности таинства. У алтаря нареченные стоят или сидят на специальных стульях с подушечками.
Католическая традиция предполагает обязательное участие свидетелей (до трех человек с каждой стороны). Свидетели могут принадлежать к любой христианской конфессии. Подружки невесты часто одеты в одинаковые платья. Особая роль отводится маленькой девочке из числа приглашенных, которую наряжают в свадебное платье. Она символизирует чистоту, непорочность и духовность будущего брачного союза.
Литургия
Церемонии венчания предшествует литургия, после которой священник читает небольшие фрагменты из Библии и произносит проповедь, посвященную важности церковного брака, роли каждого из супругов в семье, необходимости внимательного воспитания детей. Затем происходит беседа венчающихся со священнослужителем, во время которой он задает будущим супругам вопросы о наличии каких-либо препятствий для вступления в брак:
Затем происходит беседа венчающихся со священнослужителем, во время которой он задает будущим супругам вопросы о наличии каких-либо препятствий для вступления в брак:
- Пришли ли вы в храм добровольно, и является ли ваше желание вступить в законный брак искренним и свободным?
- Готовы ли вы хранить верность друг другу в болезни и здравии, в счастье и в несчастии, до конца своей жизни?
- Имеете ли вы намерение с любовью и благодарностью принимать детей, которых пошлет вам Бог, и воспитывать их согласно учению церкви?
Эти вопросы позволяют удостовериться в искреннем и свободном желании молодых, их христианском взгляде на таинство венчания и семейные узы.
Клятвы и обручение
Если молодые ответили на все вопросы утвердительно, священник просит Святого Духа снизойти на супругов. Они подают друг другу руки, которые священник связывает между собой ленточкой. Затем молодожены, стоя лицом к лицу, читают супружеские клятвы, дают обет верности. Сначала это совершает жених, следом за ним – невеста. Часто они дополняют их своими словами о любви, благодарности родным и близким.
Интересно! Ранее в католической церкви существовал обычай украшать ворота храма металлическими звенящими предметами для привлечения удачи будущей семье.
После клятвы главный свидетель жениха подает ему обручальные кольца, жених надевает кольцо на безымянный палец невесте, а она – жениху. Священник произносит молитву «Отче наш», Заступническую молитву и благословляет новобрачных. Новоиспеченные супруги расписываются в учетной церковной книге.
Обручальные кольца не являются обязательным атрибутом венчания в католичестве. При их наличии священнослужитель проводит обряд освящения. Кольца – это дополнение к самой церемонии, которое символизируют верность молодоженов и получение ими благодати.
В большинстве католических стран: Франции, Словении, Хорватии, Чехии, Италии, Словакии, — кольцо традиционно принято носить на безымянном пальце левой руки. На правой руке обручальное кольцо носят в Польше, Австрии, Испании, Аргентине.
Все таинство венчания занимает по продолжительности около получаса.
Зачем православные посещают католические храмы
Во-первых, отметим, что специальных указаний о посещении православными католических храмов в православных церковных правилах нет. По общецерковному мнению, католический храм можно посещать лишь в некоторых случаях.
Ради поклонения святыням, которые почитаются, как в католицизме, так и в православии. К таковым к примеру, относятся мощи святых апостолов Петра и Павла, Иоанна Златоуста, Амвросия Медиоланского, равноапостольной Елены, великомученицы Варвары и др., которые находятся в католических храмах.
«Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого» (Евр. 4, 12). Так выглядит статуя Апостола Павла перед входом в римскую базилику
Ради познавательной цели, то есть ради знакомства с искусством — архитектурой, живописью, скульптурой, лепниной.
Однако ходить в католический храм, чтобы помолиться и причаститься Церковь запрещает согласно Документу РПЦ «Основные принципы отношения Русской Православной Церкви к инославию».
В соответствии с 45 и 65 Апостольскими Правилами и с 33 Правилом Лаодикийского Собора евхаристическое общение (совместное участие в богослужении и в Таинстве причастия) между католиками и православными запрещено. Правда совместные моления православных и католических иерархов и священников иногда, как икономия (исключение) иногда проводятся у мощей святых которые почитаются, как католиками, так и православными.
Конечно это вопрос дискуссионный, поскольку по вышеупомянутым правилам таких молений быть не должно. Да и миряне такие моления проводить не должны. Однако есть такие католические храмы, в которых отведено место для православных, например, в Бари у мощей святителя Николая Мирликийского для паломников служат молебнов и даже литургии служат православные священники. В таких богослужениях православному не только можно, но и весьма желательно участвовать.
3 октября 2007 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II поклонился Терновому венцу Господа Иисуса Христа, хранящемуся в соборе Парижской Богоматери. Тогда православная общественность горячо обсуждала совместное православно-католическое служение. Позже Русская Православная Церковь опровергла совместное служение, заявив, что Патриарх провел лишь краткий совместный молебен
Посещение католических храмов ради молитвенного созерцания святынь может принести православному духовную пользу, если он не будет проявлять простое любопытство к самому храму, как к чуждому молитвенному зданию и сохранит свои религиозные чувства в незамутненности.
В других случаях разрешается помолиться про себя при поклонении святыне и скромно перекреститься на православную икону (если таковая в храме имеется).
Может ли православный ходить в католический храм, если там, где он живет нет православных храмов?
Священники в этом случае советуют создавать молитвенное место у себя в доме, а еще лучше создавать православную общину и отдельный молитвенный дом для совместных молений.
По церковным правилам миряне могут сами служить краткую литургию, так называемую обедницу, текст которой есть во многих молитвословах. А для причастия приглашать священника с запасными Святыми Дарами. Даже издалека, поскольку отказывать нуждающимся в причастии священники не должны.
Правила венчания в армянской церкви
Как известно, армяне тоже православные. Однако традиции венчания немного отличаются. Вкратце о них расскажем.
Венчание в армянской церкви состоит из нескольких этапов. Первый – неформальная встреча, проходящая за некоторое время до церемонии и, по сути, является помолвкой. Событие – дань традициям, когда молодые получают благословение родителей. На помолвке жених и невеста обмениваются кольцами. Одевают их на правую руку, а после венчания на левую. Обряд венчания случается позже помолвки. Молодым даётся время лучше узнать друг друга и родственников и друзей с обеих сторон. Это связано с тем, что, следуя народным традициям, в Армении часто жених и невеста знакомились на помолвке и раньше друг друга не знали. В наши дни это сохранилось как дань древним обычаям. Празднование торжества проходит три дня. Первый день супруги проводят вместе, принимая подарки, второй день каждый проводит со своей семьёй и друзьями, а на третий невеста приходит в дом к мужу, чтобы остаться навсегда со своим избранником.
Венчание во всех церквях является красивым и торжественным обрядом!
Как правильно креститься православным справа налево или слева направо
Время от времени у православных возникают разногласия на предмет правильного способа крещения – начинать с правой стороны и переходить на левую либо наоборот. Способ окрещивать себя, объединив 3 пальца, дотрагиваясь поочерёдно к челу, чреву, плечам с правой стороны на левую перекачивал к нам из Византии. Используя 3 перста, православный христианин обращается к Тройственности Божественной природы. А 3 пальца, располагаясь вместе на равном уровне символизируют равновесие трёх начал. Этим самым мы, христиане, стремимся приблизиться к Божьей Радости.
Все этапы крещения имеют глубокий сакральный смысл:
- дотрагиваясь до лба, православный освящает ум
- дотрагиваясь до живота, освящает внутренние органы
- плечи символизируют всё тело
В православии принято совершать крещение правой рукой. В случае недуга, либо каких-то иных причин, мешающих задействовать правую руку, не будет грехом перекреститься левой.
Мы, православные христиане, всегда совершаем крестное знамение, начиная с правой стороны на левую. Правой стороне мы отдаём предпочтение – ведь именно за правым плечом находится наш ангел-хранитель и по правую сторону от верующего располагается вход в Рай. Напротив, левая сторона означает ад, прибежище несчастных грешников. Крестясь с правого плеча на левое, православный всякий раз просит Господа уберечь от греха, надеясь на его милость и поддержку, устремившись мыслями в Рай.
В католическом христианстве, напротив, принято накладывать крест с левого плеча на правое. Это означает движение души из ада в рай, преображение материальной природы людей и становление её на более высокую ступень развития.
Как правильно ставить свечи в церкви последовательность
В другой интерпретации
- лоб символизирует небо
- живот – землю
- плечи – Святой Дух, объединяющий всё сущее.
Трижды повторив крестное знамение, православный низко кланяется, благодаря Бога за его бесконечную любовь к нам.
Когда необходимо перекрестить другого, то крестим его таким способом, как если бы он делал это сам. Например, когда человек находится к Вам спиной, то крестим справа налево, когда лицом – от левого плеча к правому.