Русские народные игры и забавы

Ручеёк

В давние времена ни одни праздник не обходился у молодежи без веселой, мудрой и весьма многозначительной игры «Ручеек», в который переплеталась такие важные для молодых людей чувства как выбор симпатии, борьба за свою любовь, испытание силы чувств, ревность, волшебное прикосновение к руке свой избранницы.

Участники игры становились друг за другом парами, брались за руки и поднимали их высоко над головой, образуя длинный коридор из сцепленных рук. Игрок, которому пара не досталась, проходил внутри своеобразного коридора-ручейка и, разбивая пару, уводил в конец коридора своего избранника или избранницу. Человек, оставшийся один, шел в начало, выбирая себе новую пару. Таким образом «ручеек» постоянно находится в движении, чем больше людей, тем игра веселее и увлекательнее.

«Палки»

А начнем с игры под названием «Палки». Слышали о такой? Я о ней узнала от своей бабушки. Она рассказывала, что когда она была маленькой, то жилось им трудно, еда не всегда была в доме, что уж говорить про игрушки. Поэтому они и играли на улице в палки. Есть у этой забавы и другое название — «Малечена-калечина».

Играть можно во дворе большой компанией. Большой компанией играть всегда веселее! Для игры потребуются палки. Обычные такие палки длинной примерно сантиметров 30 — 40, которые легко найти в близлежащих окрестностях. Такие палочки должны быть у всех игроков, кроме ведущего.

По сигналу ведущего дети ставят палочки к себе на ладошку или на пальчик, именно ставят, а не кладут. И пытаются удержать палку в таком вот стоячем положении, не придерживая ее другой рукой. Палка, естественно, стоять не хочет и так и норовит упасть. Для того, чтобы ее удержать, необходимо совершать движения не только рукой, но и ногами шевелить.

Ведущий может «подлить масла в огонь» и предложить игрокам поприседать или постоять на одной ножке, тут все на его усмотрение. Выигрывает тот, кто продержит палку дольше остальных. А проигравшим становится тот, кто уронит палочку первым. Он же становится новым ведущим.

Приглашение

Конечно, в русском народном стиле – имитация древнеславянского шрифта и обращения князь-княжна или боярин-боярыня, синонимы вечеринка – гуляния, конкурсы – забавы, танцы – пляски под частушки.

А можно и так:

В гости к нам душевно просим,
Приходи, честной народ!
Петь-плясать до ночи будем
Аль до утрА, как пойдет! (время, место и дресс-код на обороте).

Вариантов оформления пригласительных масса. Например, можно распечатать основу для открытки под гжель, хохлому или другой вид русской народной росписи. Сделать картонную балалайку, печь, лапоть. Или баян: два прямоугольника с гармошкой бумаги внутри. Только сначала напишите текст приглашения, а потом складывайте листик.

Забавна открытка-матрешка, состоящая из нескольких страничек (открывается как книжка, обычно). Текст разбит на части: чтобы его прочесть, нужно пролистать «матрешку» до конца.

Кубарь

Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.

Обязательный элемент игры – веревочка на коротенькой палке (кнут). С ее помощью «деревяшку» раскручивали до быстрого вращения. Для запуска кубаря использовали разные методики. Иногда его раскручивали в ладошках, но чаще всего останавливались на веревочке.

С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.

«Рюхи»

Прежде чем объяснить вам правила этой старинной игры, расскажу, что же такое рюха. Рюха — это кусок дерева. Для того, чтобы сделать рюхи нужно распилить тоненькое бревно на кусочки длинной сантиметров 20. Чем больше будет рюх, тем интереснее.

Так же для игры потребуется хотя бы две палки в диаметре примерно 5 см и длиной примерно 1 метр.

Все желающие поиграть делятся на две команды. Каждая команда рисует на песке или асфальте квадрат размером 1,5 Х 1,5 метра. И в этих квадратах каждая команда строит свой город. Фигурки разные из рюх делает

Важно, чтобы квадраты располагались в одной стороне, это для безопасности

Так же проводится линия кона. Это та линия, за которой будут находится команды, и из-за которой они будут кидать длинные палки пытаясь разгромить город противника и выбить все рюхи за пределы нарисованных квадратов. Такая эко-игра получается. Весь инвентарь экологически чистый! Да и на воздухе дети время проводят.

Опять же вопрос возникает: «Где взять рюхи?» Есть шанс обзавестись ими у жителей сельской местности, им везет. А что делать городским детишкам? Ну, конечно же, заменить игру в «рюхи» на игру в «городки».

Все просто и доступно

У наших прабабушек или прадедушек во времена их детства не было такого разнообразия приборов, техники или игрушек, поэтому игровой инвентарь у них был простым и доступным: в ход шло все, что имелось под рукой — платок, палка, скакалка… Ничего особенного приобретать или мастерить обычно не требовалось. Так что играть в такие игры можно без труда и сегодня – они вне времени, имеют простые и понятные всем правила, доступные принадлежности, подходят для ребятни любого возраста – хоть младших дошкольников, хоть старшеклассников. Еще один несомненный плюс – пополнение словарного багажа детей, поскольку многие народные игры сопровождаются текстовой частью.

Это относится не только к русским народным играм, но и к играм других народов мира. Изучая таким образом культурные основы других народов, ребенок расширяет кругозор, обогащается духовно, учится толерантности, что в нынешних реалиях становится все актуальнее

Закладывать основы толерантности важно с самого раннего детства. В современных детских садах и школах все чаще обучаются дети многих национальностей, а такие игры способствуют налаживанию дружеского взаимодействия между представителями разных народностей и наций

Все перечисленные навыки привить проще всего именно в игровой форме, ведь игра – самый близкий, доступный, полезный и понятный ребенку вид деятельности.

Лапта

Старинная командная потеха, в которой применяли биту и мяч. Игру проводили на открытом пространстве, которое делили на две условные области «город» и «кон». Каждая команда занимала свой участок.

Суть развлечения заключалась в том, что игрок одной из команд должен лопатообразной битой ударить по мячу в сторону, принадлежащую соперникам. Главная задача – запустить его как можно дальше. За это время необходимо наведаться в «стан врага» и вернуться «домой»

Важно, чтобы игрока не осалили мячом, который поймали противники

Удачная вылазка приносила команде очко, у кого их наберется больше, тот и побеждает. Игра сплачивала людей, вырабатывала внимательность и ловкость.

Веревочка

Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.

В середину получившейся фигуры становится сват или сваха. Обходя всех присутствующих, игрок должен каждому что-то сказать, спеть, чтобы поделиться знаниями о характере будущих родственников. На слова, причем порой обидные, нужно отвечать улыбкой и похвалой.

Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.

Виды игр

Старинные игры принято делить на три большие группы: дидактические (настольные), подвижные (в том числе хороводные) и театрализованные (ролевые, обычно по мотивам народных сказок). Эту классификацию можно расширить важными параметрами, выделив, например:

  • игры с участием взрослого или без него;
  • игры для разного количества игроков (к примеру, для пары или для 3–4 ребят);
  • игры с определённым реквизитом, например, марблс;
  • игры разных народов.

Приняв во внимание все эти характеристики, составим подборку самых интересных старинных игр

Старинные игры являются важной частью культурного наследия, поэтому знакомство с ними имеет ключевое значение для изучения истории страны и мира

Что такое народные игры

Народные игры — уходящие корнями в древность забавы, в основе которых лежат этнические традиции (хороводы, манипуляции с народной игрушкой и т. д.). Эти традиции — источник мудрости, помогающий подрастающим поколениям усваивать общечеловеческие ценности. Раздел общероссийской программы детских садов содержит набор рекомендаций «Введение в русскую традиционную культуру», подразумевающий воспитание в детях почитания Родины и преданности своему народу. Народная игра является одним из лучших способов реализации этой задачи.

Национальные игры способствуют воспитанию мужества у мальчиков и женственности у девочек

Цели, задачи и принципы работы с народными играми

Для правильного использования народных игр в образовательном процессе нужно чётко представлять цели этого вида деятельности:

  1. Расширение культурных границ.
  2. Активизация мыслительной деятельности ребёнка.
  3. Развитие памяти, речи, воображения.
  4. Воспитание бережного отношения к культурному наследию своего народа.

Для реализации этого теоретического базиса необходимо выполнение следующих методических задач:

  • пробуждение интереса детей к народной культуре различных этносов (русской, башкирской, крымско-татарской и т. д.), истории своего народа, традициям;
  • развитие познавательных способностей детей при помощи фольклорных произведений (закличек, сказок, считалок и пр.);
  • развитие чувств эстетического характера при помощи различных художественных образов;
  • воспитание чувства партнёрства в совместной деятельности.

Реализовать поставленные задачи помогает соблюдение следующих принципов введения игр в процесс воспитания и обучения:

  1. Наглядность в достаточном объёме. Необходимо помнить, что лучше всего дети воспринимают информацию зрительно.
  2. Демонстрация должна быть последовательной, нужно также предусмотреть возможность вариативного сочетания её элементов. То есть, например, сначала дети учатся выбирать ведущего с помощью считалочек, а потом это становится неотъемлемой частью начала большинства игр.
  3. Обязательно включение детей в анализ наблюдений за теми или иными объектами игры (например, пересказ действий ведущего в игре «Дятел»).
  4. Необходимость соблюдения культуры показа и оформления наглядности (аккуратность, подходящий размер и т. д.).

Правила проведения игр

На успех игровой деятельности влияет ряд факторов:

  1. Возраст. Чем младше дети, тем проще правила, которые усложняются постепенно за счёт новых элементов. А также первые игры должны быть с песенками, стихотворениями и обязательным примером, который показывает взрослый в роли ведущего, так как малышам ещё сложно полностью координировать все свои движения без наличия модели поведения.
  2. Место проведения. Это может быть зал, комната группы, коридор или улица. Помещение перед игрой должно быть хорошо убрано и тщательно проветрено.

  3. Количество игроков. Включать в игру сразу всех детей необязательно, тем более, если комната небольшая. Лучше разделить малышей (играющие и судьи, мальчишки и маленькие леди и т. д.).
  4. Инвентарь. Мячики, скакалки и всё, что может потребоваться в процессе игры, должно быть подготовлено заблаговременно.

Классификация народных игр

Для реализации дидактических задач для каждой возрастной группы создаётся своеобразный каталог подходящих забав, которые можно разделить:

  1. По сюжетной тематике. Для младших групп — игры детей, связанные с вечной борьбой добра со злом. Для средней группы — с отношением к природе. Для старшей и подготовительной — с бытовыми темами.
  2. По интенсивности двигательной активности. В целях безопасности стоит придерживаться правила: чем выше подвижность, тем старше дети.
  3. По типу движений. Этот параметр определяется предыдущим. Игры могут быть с мячом, с бегом, с метанием в цель и т. д.
  4. По сложности содержания. Чем проще, тем младше дети.

Забавы могут быть разделены на группы по этническому составу народов России, то есть:

  • русские;
  • башкирские;
  • татарские;
  • чувашские и пр.

А также игры отличаются принципом проведения:

  • хороводные (к примеру, «Каравай»);
  • сидячие (например, «Кольцо»);

  • подражательные («Заинька»);

  • с преследованием («Селезень»);
  • с выбором (участник после определённых движений и слов выбирает следующего – «Ручеёк»);
  • с диалогом («Что ты делаешь, коршун»);
  • игры-забавы («Я змея»).

Для детей младшей группы (первой и второй) наиболее актуальными являются хороводные игры и с преследованием. Для средней группы интересны игры-забавы и игры с выбором. Для детей старшей и подготовительной группы — сидячие, игры с диалогом.

Костюмы

Пожалуй, это самая трудоемкая часть, если вы хотите не просто стилизации, а русского народного «историзма» в одежде. К вечеринке придется готовиться загодя, что-то шить, что-то выискивать по магазинам. Можно воспользоваться прокатом костюмов – обратиться в агентство или местный ДК.

Не забудьте подобрать обувь – закрытые туфельки, короткие сапожки. Парни пусть обувают простые туфли. Лапти и достать сложно, и ходить в них не всем удобно. Еще «кирзачи» подойдут, но в них ногам будет жарко, особенно если вечеринка пройдет в помещении (можно сделать несколько фото и переобуться).

Предлагаем наименее трудоемкие варианты:

Современная одежда с узорами или орнаментом в русском народном стиле. Платья, туники, сарафаны и даже комбинезоны с узнаваемым рисунком;

Длинные однотонные сарафаны свободного кроя. Цвет на выбор – синий, красный, зеленый, желтый;

Тот же сарафан, но на широких лямках, этнический орнамент (можно пришить поверх купленной одежды кант). Под низ туника с собранными резинкой на запястьях широкими рукавами.

Подчеркнут русский народный стиль крупные серьги и бусы, длинная коса (своя или искусственная), лента-ободок. Из картона-основы и яркой ткани легко сделать кокошники (украсьте вышивкой, орнаментом, бисером).

Одежда для парней – светлые летние или обычные темные/полосатые брюки, рубашка на выпуск, пояс или кушак, картуз. Подойдут льняные или хлопковые мужские туники. В конце статьи мы расскажем, как без труда сшить настоящую косоворотку для русской народной вечеринки.

Шьем мужскую рубаху-косоворотку

  • лен или хлопок, достаточно плотный;
  • пуговицы или шнурок на воротник;
  • тесьма с этническим узором. Если шьете несколько рубах, на всех мужчин, то купите разную тесьму, можно в цвет платьев их спутниц. Пояс – полоска ткани (той же, что идет на рубаху) или тесьма.

Рубаха свободная, но примерно размер представлять нужно. Главное – не прогадать с длиной рукавов. Шить можно и без машинки, обратным швом (если машинки нет).

Выкройка элементарная:

Деталь 1 – прямоугольник, «тело». Длина рубахи помноженная на два. Ширина по габаритам (талия в самом «пузатом» месте и припуск, чтобы рубаха сидела свободно). Сложите деталь пополам, отметьте горловину, вырежьте.

Детали 2 – рукава, прямоугольники. Желаемая ширина рукава, помноженная на два.

Линия 3 – разрез, чтобы можно было надеть рубаху через голову. Он должен быть обязательно сбоку (рубаха потому так и называется – косоворотка).

  • Пришейте рукава к детали 1;
  • Сложите рубаху по строчке, как на рисунке;
  • Сшейте по бокам «тело», потом рукава;
  • Украсьте все срезы (низ, манжеты, горловина) цветной тесьмой;
  • По разрезу на горловине (линия 3) пустите шнуровку или пришейте пуговицы.Но сначала украсьте все срезы (горло, рукава и низ) цветной тесьмой. Все! Ваши мужчины наверняка будут рады, что вы избавили их от необходимости поисков костюма для русской народной вечеринки!

Игры народов мира

У каждого народа есть свои колоритные игры, отражающие особенности быта, традиций, культурные ценности. Вот несколько примеров.

Липкие пни (игра башкирская)

Ведущих (собственно, это и есть «липкие пеньки») выбирают несколько (3–4). Они рассаживаются хаотично по всей игровой площадке. Вставать и сходить со своих мест им запрещено. Их задача – постараться дотронуться до кого-либо из пробегающих мимо игроков, которые резвятся вокруг них, стараясь не приближаться. Тот, к кому «пенек» «прилипнет» (до кого дотронется ведущий), тоже становится «пеньком».

Перетяну! (Игра народов Севера)

На земле проводят две черты на расстоянии 3–4 метра. Играющие делятся на две команды, каждая становится за одной из линий так, чтобы смотреть в лицо соперникам. Устанавливают очередность выхода участников. Согласно ей, каждый игрок выкрикивает: «Перетяну!». Затем бежит к соперникам, которые вытягивают вперед по одной руке. Подбежавший, схватив кого-либо за руку, старается перетянуть его за линию своей команды. Когда это удается, перетянутый игрок переходит в команду соперников, то есть команду игрока, который его перетянул. Если же перетягивают подбежавшего, то в команду соперников переходит он (то есть в ту команду, игрока которой он вызвался перетянуть). Игра заканчивается, когда какая-либо команда перетянет к себе всех соперников.

Угадай и догони (игра татарская)

Играющие садятся в ряд. Перед ними садится водящий, которому завязали глаза. Любой из игроков может подойти к нему, тронуть за руку или плечо и шепотом произнести его имя. Задача водящего — угадать, кто дотронулся. Если он игрока угадал – тот должен снова дотронуться до него. Тогда водящий снимает с глаз повязку и гонится за ним. Если же не угадал – к нему подходит другой игрок. Поймав игрока, водящий садится в конце ряда, а пойманный занимает место водящего. Если не поймал – снова надевает повязку, трогать его выходит другой игрок.

Шапку надень (игра дагестанская)

Активная роль здесь у двух участников, остальные сидят и считают шаги.

Одного игрока сажают на стул, второй отходит от него на 10 шагов. Затем ему надевают повязку на глаза, дают в руки головной убор (шапку, кепку), поворачивают один раз кругом. Теперь его задача – сделать те же 10 шагов и надеть шапку на сидящего игрока. Это получится, только если направление ходьбы он выбрал правильно. Водящему нельзя подсматривать, а остальным игрокам – помогать ему подсказками. Когда шапка будет надета, выбирают следующую пару играющих.

Народные игры – прекрасное средство не только для физического развития детей, но и для воспитания в них многих полезных качеств. Играя с детьми в такие игры, мы укрепляем связь поколений, передаем детям основы национального фольклора, учим любить и ценить свою историю, уважать культуру других народов.

Пятнашки

Играющие выбирают
водящего — пятнашку. Все разбегаются по площадке, а пятнашка их
ловит. Правила игры. Тот, кого пятнашка коснется рукой,
становится пятнашкой. Варианты.
Пятнашки, ноги от
земли
.
Играющий может спастись от пятнашки, если встанет на какой-то
предмет.
Пятнашки-зайки.
Пятнашка может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему
запрыгать на двух ногах — он в безопасности.
Пятнашки с домом.
По краям площадки рисуют два круга, это дома. Один из играющих —
пятнашка, он догоняет участников игры. Преследуемый может спастись
от пятнашки в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.
Если же пятнашка кого-то из игроков коснулся рукой, тот становится
пятнашкой.
Пятнашки с именем.
Все играющие, кроме пятнашки, выбирают себе названия цветов, птиц,
зверей. Пятнашка не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например,
лиса).
Круговые пятнашки.

Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый
свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором
расстоянии друг от друга, один из них — пятнашка, он догоняет
второго игрока. Если убегающий видит, что пятнашка его догоняет, он
просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по
имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу,
пятнашка догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который
начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и пятнашка,
тогда пятнашкой становится тот, кто остался без места. Игра
продолжается, пятнашка догоняет игрока, который вышел из круга.


Уличные подвижные игры

В любое время года большинство детских игр проводились на свежем воздухе. Ничего не могло загнать ребят в дом. Дети соперничали во всем, что только могли придумать.

Существовали и тихие, спокойные варианты игр. Они учили детей взаимодействовать, общаться между собой. Особое место занимали игры, показывающие способности игроков.

Лапти

Посередине игрового поля вбивается колышек. К нему прикрепляют веревку длиной несколько метров. Вокруг колышка проводят круг по длине веревки. Ведущий встает рядом с колышком и берет свободный конец веревочки. Игроки становятся за чертой круга. Игроки, стоя спиной к ведущему, перебрасывают через плечо какой-либо предмет. После этого, развернувшись к водящему, задают вопрос:
— Сплели лапти? — Нет!
Игроки задают вопрос снова:
— Сплели лапти? — Да.

Игроки сбегаются в центр и пытаются схватить свой предмет. Ведущий в это время следит: он старается запятнать игроков, сделать это он может только внутри круга. Тот, кого водящий запятнал, встает на его место. Игрок, который не смог схватить предмет, выбывает.

Огородник и воробей

По считалке выбирается воробей. 

Считалка: Тани, Вани, что за вами? Вы стоите все столбами?  Там за вами лавка есть, На неё надо присесть.  Поскорее все беги! А ты, мальчик, поводи! 

Дети становятся в круг. Воробушек влетает в огород (в круг). 

Огородник ловит воробья. Дети воробья выпускают и впускают в круг и из круга, а огородник может ловить только за кругом. 

Все поют: Воробей, воробей, не клюй конопепель  Ни своих, ни чужих, ни соседовых. 

Казаки-разбойники

Эта старая русская забава, правила которой назубок знают наши родители, бабушки и дедушки. Ее смысл заключается в том, что все участники делятся на две команды «казаки» и «разбойники». Казаки выбирают себе место, в котором будут обустраивать «темницу» и выбирают сторожа. Разбойники в этом время разбегаются и прячутся, оставляя на своем пути стрелочки и другие подсказки. Казаки должны найти каждого разбойника и привести в темницу. С каждым пойманным игроком остается сторож, однако, другие разбойники могут помочь партнеру по команде и, схватив сторожа, освободить пленника. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники будут пойманы.

Разбойники для того, чтобы их как можно дольше их не могли найти, вначале убегают все вместе, а затем разделяются.

По одной из версий этой игры, разбойники загадывают секретное слово-пароль, а казаки должны его узнать. Поэтому игра длится даже после поимки всех разбойников, пока не узнан пароль.

«Тише едешь»

Эта шумная и веселая игра требует не только сноровки, но и находчивости. Перед началом необходимо нарисовать на земле две линии на расстоянии 5 метров друг от друга. Перед одной из линий стоит «вода», перед другой — остальные игроки. Задача участников добежать до «воды». Кто первым это сделает становится на его место. Сложность заключается в том, что «вода» периодически говорит: «Тише едешь – дальше будешь. Замри!». После этой фразы все игроки должны замереть, а цель ведущего — постараться рассмешить каждого из участников, не дотрагиваясь до него. Можно строить гримасы, пристально глядеть в глаза, рассказывать смешные истории. Если кто-то из игроков рассмеялся или улыбнулся, он возвращается обратно к линии.

Медвежонок

Это очень подвижная и веселая игра. Вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой — дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.

Горелки

Эта игра была очень популярной в старину

Она прекрасно развивает внимание и скорость. Смысл ее заключается в том, что игроки в количестве 11 человек выбирают воду, а затем разбиваются на пары и образуют колонну

«Вода» становится спиной к участникам и не смотрит назад. Перед ним в двадцати метрах рисуется линия. 

Участники напевают следующую песню:

«Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. Глянь на небо: Птички летят, Колокольчики звенят!»

После ее окончания, последняя пара разъединяет руки и бежит по разные стороны от колонны к «воде». Поравнявшись с ним, они кричат: «Раз, два, не воронь, беги, как огонь!». После этого, «вода» начинает гнаться за этой парой и должен «засалить» одного из них, до того, как они добегут до линии и возьмутся за руки. Если ему это удалось, то он становится в пару с оставшимся участником, а тот, кого догнали выполняет обязанности «воды». Если догнать не удалось, то пара становится во главу колонны, а «вода» продолжает «гореть».

Эта игра отличается тем, что в нее можно играть очень долго, пока участники не устанут.

Старинные русские игры люди придумывали с заботой о своих детях, с мыслями о том, чтобы они не только весело и энергично проводили время, но и учились общаться друг с другом, узнавали цену дружбы и знали, что такое честность и взаимовыручка. Нет ничего лучше забав на свежем воздухе, которые помогают не только выбраться из знакомой духоты закрытых комнат, но и найти верных друзей, увидеть мир во всех его завораживающих красках, а также дать свободу собственной фантазии.

Современные дети считают старинными и игры, в которые с удовольствием играли мы — современные взрослые, в своем детстве. Это «Колечко», «Море волнуется», «Вышибалы», «Классики», «Резиночка» и другие.

Народные игры и забавы ряженых несли глубокий смысл

Современные маскарадные костюмы, в которые наряжаются дети и взрослые на Новый год – это дань памяти старинным славянским обычаям. Только тогда ряженные относились к своему облачению намного серьезнее и вкладывали него глубокий смысл.

Пугающие маски, вымазанное сажей лицо, вывернутая наизнанку одежда, странное поведение ряженных были призваны поскорее отправить в прошлое старый год, освободить место для рождения нового Солнца.

В обряде принимали участие все от мала до велика. Дети в масках носились по деревням днём, молодёжь веселилась вечерами, самая трудная ноша ложилась по ночам на взрослых ряженых.

Ритуальные русские народные игры и забавы сопровождались пением колядок и танцами. Не возбранялось в это время разыгрывать полноценные спектакли и просто озорничать.

Ляпка

Один из играющих —
водящий, его называют ляпкой. Водящий бегает за участниками игры,
старается кого-то осалить, приговаривая: «На тебе ляпку, отдай ее
другому!» Новый водящий догоняет игроков и старается кому-то из них
передать ляпку. Так играют в Кировской области. А в Смоленской
области в этой игре водящий ловит участников игры и у пойманного
спрашивает: «У кого был?» — «У тетки».- «Что ел?» — «Клёцки».- «Кому
отдал?» Пойманный называет по имени одного из участников игры, и
названный становится водящим. Правила игры. Водящий не должен преследовать одного
и того же игрока. Участники игры внимательно наблюдают за сменой
водящих.

Бабки

В качестве инвентаря для игры «Бабки» использовались очищенные кости нижних надкостных суставов копытных домашних животных (коров, свиней, овец) и одна большая кость, используемая в роли биты, обычно для тяжести залитая свинцом или чугуном. Участвовать в игре могли от двух до десяти детей, каждый со своей битой и несколькими бабками. На ровной поверхности расчерчивалось игровое поле, в специальном окне (линия кона) расставлялись кости (бабки) в определенной последовательности, каждую из которых нужно было выбить битой определенным образом

Это эмоциональная и увлекательная старинная русская игра, которая совершенствовала навыки метания, развивала силу, скорость, глазомер, воспитывала выдержку и внимание

Гуси-лебеди

Эта забава для тех, кто любит активные игры. Ее смысл состоит в том, что из всех участников выбирается два волка и один вожак. Все остальные становятся гусями. Вожаку нужно находиться на одной стороне площадки, а лебедям на другой. Волки стоят поодаль «в засаде». Вожак произносит следующие слова:

— Гуси-лебеди, домой!

— Зачем?

— Бегите, летите домой, стоят волки за горой!

— А чего волкам надо?

— Серых гусей щипать да косточки глодать!

Когда закончится песня, гуси должны добежать до вожака и постараться не быть пойманными волками. Те, кого поймали, выходят из игры, а остальные возвращаются обратно. Игра заканчивается тогда,когда будет пойман последний гусь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гостиной
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: