Непростая та старушка, что живет в лесной избушке. стихи про бабу-ягу

Особенности характера сказочного героя

Обратите внимание на важные качества характера нашего главного героя. Все русские сказки про Ивана-дурака описывают его не просто глупым, а именно наивным

Для него каждый новый день — это возможность жить заново, то есть не корить себя бесконечно за вольные и невольные предыдущие ошибки (да он и не помнит их!), а начинать все с нового листа. Разве не этого же добиваются последователи всевозможных философских и религиозных течений?

Говоря другими словами, Иван-дурак доказывает каждый раз, что от человеческих знаний и умений в жизни очень мало зависит, то есть они вторичны и не могут играть главную, решающую роль в судьбе человека. Вспомните изречение величайшего Лао-Цзы: «Умные — не учены, а ученые — не умны».

А Иван в сказках всегда абсолютно открыт для высшего знания. Он, даже отправляясь в путь, как правило, «идет, куда ноги несут» или «куда глаза глядят». Он, таким образом, сразу же отбрасывает здравый смысл (с которым так до конца сказки и не расстаются его старшие братья) и от этого остается только в выигрыше. Оказывается, не все в нашей жизни подчиняется этому самому здравому смыслу!

Баба Яга и её внучки Ягобабочки

При старой лесной дороге в избушке-поскрипушке жила-поживала Баба Яга.Жила, на житьё своё не плакалась.Дорога обочь избушки вилась хотя и лесная, но всё же проезжая. И к Бабе Яге нет-нет, да какой-нибудь щедрый гостенёк и завернёт.То, глядишь, в удачливый, базарный день купец-молодец тройку здесь остановит, от дорожной пыли-жары передышку сделает, и за эту передышку Баба Яга с него чаем, сахаром, баранками вознаграждение получит.То на ночь глядя шустрые ребятки-разбойнички в избушку заявятся, и курящая Баба Яга у них крепким табачком разживётся, сделает хороший запас для своей прокоптелой трубочки.А то вот и на Сивке-бурке, на славном каурке подвернёт к избушке бравый Богатырь-Витязь. Подвернёт, примется расспрашивать Ягу, не знает ли она, где ему поскорей отыскать раскрасавицу Марью-Моревну. И Баба Яга таких наплетёт ему побасенок, такую наобещает удачу, что и Богатырь-Витязь чем-нибудь старуху одарит. Либо каким-никаким платочком, либо заместо серьги запасным колечком для Сивки-буркиной уздечки…

В общем, возле всех этих заезжих да захожих Баба Яга поживала, забот не знала и даже всякую справу да пропитание себе добывать на иной-то манер разучилась совсем.Ну, а если разучилась, то рано ли, поздно ли — спохватилась.Сидит как-то раз на крыльце, на скрипучем пороге одна-одинёшенька, из-под ладони на пустую дорогу смотрит:— Эх! Что-то давненько уж никого нет… Даже колея на дороге стала осинником зарастать… Видно, все мои прежние знакомцы иные пути себе наторили; видно, у них ко мне, Бабе Яге, отчего-то весь антирес пропал! У них антирес ко мне кончился, а у меня — чай, сахар и даже табачок… Трубку теперь хоть сушёными, крошёными мухоморами набивай, так ведь — горько! Ох, горько! И скушно… Ваня-дурачок и тот перестал захаживать, не с кем от печали-тоски раз-другой даже перекинуться в картишки!И сидит Баба Яга, сокрушается, не знает, как поправить дела на старый лад. Глазками моргает, думает: «Поколдовать бы что ль? Колдовством своим хоть заманить бы к себе пусть и самого никудышного бродяжку-ротозея…»Но и колдовство у Бабы Яги не получается. Колдовать — напрягаться тоже надо. А за дармовой-то жизнью Баба Яга отвыкла и от любого напряга.И вот она в одиночестве на пороге охает, да тут совсем вдруг неподалёку, за тёмными ёлками, за седыми пихтами раздаётся тоненькое, претоненькое и горестное:— Ау-у…Затем ещё «Ау-у…» и ещё.Баба Яга так и встрепенулась:— Заблудился кто-то! А если заблудился, то, значит, мне пригодился! Причём голосов там, похоже, не один, а целых два! И оба, слыхать, девчоночьи… Если ж так, то девчонок мне сюда и надобно!Поначалу кинулась было Яга к деревянной, кряжистой ступе, которая летает сама собой, да вовремя спохватилась, решила притвориться простой старушонкой. Ступу спрятала под крыльцо, побежала в лес на голоса ходом своим.Бежит, видит: у дремучего пня-выворотня стоят с лукошками, полными ягод малины, две не шибко большенькие девчушки. Стоят, на все стороны смотрят испуганно.Яга к ним из-за густых ёлок крадучись выходит, этаким ласковым, участливым голосочком говорит:— Заплутали, миленькие? К дому дорогу потеряли?Девчушки, несмотря на то, что Яга косматая, страшноватая, так к ней и кинулись:— Ох, бабулечка, потеряли! Ой, пропадаем! Кружим, кружим, не знаем, в какую сторону податься! Если можешь, выручи нас, а то мы тут, в глухомани, так и погинем!— Не погинете, не погинете… — ещё ласковее утешает Баба Яга. — Поначалу идёмте ко мне в избушку, там и разберёмся, что делать, как быть.Девчушки, долго не думая, за Бабой Ягой вприпрыжку припустились. Даже за сарафан её держатся. Одни-то в дебрях лесных они такого страха натерпелись, что Баба Яга им теперь кажется чуть ли не родной мамушкой.А в избушке притворством своим Баба Яга их с толку сбила ещё больше.Разогрела медный, давно не чищенный самовар, поставила на стол, приглашает к нему девчушек, сама рядом садится.Рукой подперлась, говорит жалостно:— Я старушка бедным-бедная. Чаю, сахару, баранок у меня нету… Один голый кипяток… А вы, должно, голоднёхоньки…Девчушки отзываются дружно:— Ничего, бабушка, ничего! Мы кипяточком нашей малины заварим, сами этой заваркой подкрепимся и тебя угостим!Насыпали они из лукошек в чайные чашки малины, заварили кипятком, давай прихлёбывать, пить да Бабу Ягу угощать.Старуха от вкусной, горячей заварки разрумянилась, захотела, как бывало, подымить трубочкой.Полезла за трубкой в карман юбки, да вспомнила: табаку у неё — тоже ни крошки.И тут принялась девчонок оплетать совсем.

Кушайте на здоровье

«Знать, сестрицам поесть-покушать охота, что так раскричались!»-подумал дурачок. Выставил блюда с яствами наземь и начал потчевать:

— Сестрицы-голубушки! Кушайте на здоровье.

А сам все вперед да вперед подвигается.

Едет Иванушка перелеском; по дороге все пни обгорелые.

«Эх, — думает, ребята-то без шапок; ведь озябнут, сердечные!»

Взял понадевал на них горшки да корчаги. Вот доехал Иванушка до реки, давай лошадь поить, а она все не пьет.

«Знать, без соли не хочет!»— и ну солить воду. Высыпал полон мешок соли, лошадь все не пьет.

— Что же ты не пьешь, волчье мясо? Разве задаром я мешок соли высыпал?

Хватил ее поленом, да прямо в голову — и убил наповал. Остался у Иванушки один кошель с ложками, да и тот на себе понес. Идет — ложки назади так и брякают: бряк, бряк, бряк! А он думает, что ложки-то говорят: «Иванушка-дурак!»— бросил их и ну топтать да приговаривать:

— Вот вам Иванушка-дурак! Вот вам Иванушка-дурак! Еще вздумали дразнить, негодные! Воротился домой и говорит братьям:

— Все искупил, братики!

— Спасибо, дурак, да где ж у тебя закупки-то?

— А стол-от бежит, да, знать, отстал, из блюд сестрицы кушают, горшки да корчаги ребятам в лесу на головы понадевал, солью-то пойло лошади посолил; а ложки дразнятся — так я их на дороге покинул.

— Ступай, дурак, поскорее! Собери все, что разбросал по дороге!

Иванушка пошел в лес, снял с обгорелых пней корчаги, повышибал днища и надел на батог корчаг с дюжину всяких: и больших и малых. Несет домой. Отколотили его братья; поехали сами в город за покупками, а дурака оставили домовничать. Слушает дурак, а пиво в кадке так и бродит, так и бродит.

Чем образ Ивана так приглянулся людям?

Почему Иван-дурак — герой сказок? Отчего русский народ проникается такой любовью к нему? Не оттого ли, что славянам вообще свойственна симпатия к сирым и убогим, эдакая христианская жалость? Об этом можно долго рассуждать.

Ведь народ, который много веков жил в нищете и беспросветности, наверняка чувствовал себя тем же нелюбимым младшим сыном — Иваном-дураком, обманутым судьбой. Хотя, в пику этому, не только сказка, но и сама жизнь учила — не тот по-настоящему дурак, кто, сидя на печи, золу шапкой меряет, в потолок плюет или продает быка березе, а тот, кто, зазнавшись, не слышит мира вокруг себя, не связан с ним воедино. Гордыня — грех, и она будет наказана!

Экранизации

Иван-дурак нередко появляется в кино. В 1941 году сказку по мотивам произведения Ершова подарил советским детям Александр Роу. В главной роли выступил актер Петр Алейников.

Петр Алейников в роли Ивана-дурака

А годом ранее в кинотеатрах страны с успехом прошел показ фильма «Василиса Прекрасная» того же режиссера. В Ивана там перевоплотился Сергей Столяров.

Сергей Столяров в роли Ивана-дурака

Блестящей экранизацией народных сказок стал очередной русский фильм «Как Иванушка-дурачок за чудом ходил». В цветной картине 1977 года выпуска герой Олега Даля бьется за любовь к купеческой дочери Насте.

Олег Даль в роли Ивана-дурака

Режиссер Надежда Кошеверова в своей работе задействовала именитых актеров – Елену Проклову (Настенька), Татьяну Пельтцер (бабка Варвара), Владимира Этуша (Али-Баба).

Сергей Безруков в роли Ивана-дурака

Сравнительно недавно свет увидела еще одна экранизация с Иваном-дураком в главной роли – «Реальная сказка» (2011). Сказочный образ примерил Сергей Безруков.

На опушке есть избушка, там живет одна старушка

Стихи про Бабу-Ягу для детей прикольные смешные для детей начальной школы

Веселится Бабка Ёжка,
Обгоняя самолет.
И, играя на гармошке,
Песню радостно поет.
— Я скажу без церемоний –
Сказка круче, чем прогресс!
Бабку Ёжку не догонишь,
Несмотря на лишний вес!
Игорь Шандра

***

На опушке есть избушка,
В ней уже немало лет
Ждет друзей одна старушка,
Только их в помине нет.
Плачет бедная лет триста,
Костяной стучит ногой:
— Обещаю стать артисткой,
А не старою каргой.
Мне бы старые обноски
На обновы поменять,
С маникюром и прической
Не узнаете меня.
Мне бы бусы и румяна,
Да косынку посветлей,
Я тогда счастливой стану,
Брейк станцую на метле.
Стану краше и добрее,
Сбросив сотню лет долой.
Приходите поскорее,
Поделитесь добротой.
Елена Пономарева

***

У Бабы Яги отвратительный день:
С утра пригорела ватрушка,
На ножках куриных стоит набекрень
И вся покосилась избушка.
Поломана ступа, разорван сачок,
Не жизнь, а сплошное мученье.
А всё потому, что приехал внучок —
Гостит у нее с воскресенья.
Он скачет по лужам, плюётся, кричит,
С котом разодрался на крыше.
При этом имеет бессовестный вид
И бабушку будто не слышит.
Вздыхает Яга, мол, никак не пойму —
От рук совершенно отбился!
Но как ни крути , всё одно к одному —
В бабулю внучок получился.
Валериана

***

Погода опять нелетная,
Туман, мелкий дождь идет.
А я разбираюсь с метлами,
Готовлю одну на взлет.
Метла быть должна надежная,
Удобна, проста, легка.
Характером если сложная –
Легко сбросит седока.
Колдуй – не колдуй, а в воздухе
Заклятия не спасут.
Так…Как каску возьму, (я ж в возрасте),
Соломку… И парашют.
Павлина Фоминс

***

На опушке есть избушка,
Там живёт одна старушка
Уже много-много лет,
И друзей у неё нет.
Вот и вертится избушка
Как желает та старушка.
Повернётся к лесу задом
И старушка очень рада.
На метле каждую ночь
Полетать она не прочь.
Та метла тем знаменита,
Что стояла у корыта.
Тому корыту много лет
И замены ему нет.
В нём она готовит ужин,
Если ей он очень нужен.
В нём она бельё стирает,
Даже двери подпирает,
Чтоб случайный сквознячок
Не застудил её бочок.
Владимир Косов

***

Баба-Яга целый месяц в постели.
Хвори, недуги её одолели.
— Ах, я бедняжка! – вздыхает Яга, —
Ноет моя костяная нога,
Пальцы не гнутся, стреляет спина.
Нужен мне врач, я слаба и больна!
Видит она на пороге Грача:
— Где здесь больная? Впустите врача.
Вот Вам микстура, чтоб хворь победить.
Выпьете, станете снова ходить.
Баба-Яга улыбнулась врачу:
— Чем же, любезный, тебе отплачу?
Есть у меня сто мышиных хвостов,
Есть сто сушёных змеиных голов,
Сто лягушачьих завяленных лапок,
Сто шелковистых ондатровых шапок,
Сто самых гладких оленьих копыт,
Сто подорожников с дальней тропы,
Сто самых острых ежиных колючек,
Сто самых липких мушиных липучек,
Сто серых перьев сороки-вороны,
Сто лоскутков лошадиной попоны.
Ты выбирай, что по вкусу, дружище.
Вместе – получится целая тыща.
Грач почесал на затылке пером:
— Думаю, бабушка, сто комаров
Тех, что расселись рядком на стене,
Ваше леченье оплатят вполне.
Керстен Т.

***

Одиноко Бабке Ёжке.
Рядом с ней – сова да кошки,
И не радуют её
Даже курьи ножки.
Все боятся с нею встреч,
Не хотят садиться в печь.
Призадумалась бабуля,
Чем гостей завлечь?
Не водиться бы ей с чёртом,
А заняться бы ей спортом,
И соседей пригласить
Выпить чаю с тортом.
И тогда бы у дорожки
Заплясали курьи ножки,
Подпевали бы гостям
И сова, и кошки.
Константин Стрельник

Ну ругать

Братья ну его ругать, бить, колотить; отколотили и заставили овец пасти, а сами ушли на деревню обедать.

Принялся дурачок пасти; видит, что овцы разбрелись по полю, давай их ловить да глаза выдирать. Всех переловил, всем глаза выдолбил, собрал стадо в одну кучу и сидит себе радёхонек, словно дело сделал. Братья пообедали, воротились в поле.

— Что ты, дурак, натворил? Отчего стадо слепое?

— Да почто им глаза-то? Как ушли вы, братцы, овцы-то врозь рассыпались, а я и придумал: стал их ловить, в кучу сбирать, глаза выдирать — во как умаялся!

— Постой, еще не так умаешься! — говорят братья и давай угощать его кулаками; порядком-таки досталось дураку на орехи!

Ни много ни мало прошло времени, послали старики Иванушку-дурачка в город к празднику по хозяйству закупать. Всего закупил Иванушка: и стол купил, и ложек, и чашек, и соли; целый воз навалил всякой всячины. Едет домой, а лошаденка такая, знать, неудалая: везет — не везет!

«А что, — думает себе Иванушка, — ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит».

Взял стол и выставил на дорогу. Едет-едет, близко ли, далеко ли, а вороны так и вьются над ним да все каркают.

Вера в чудо рождает чудеса

Иван в своих поступках руководствуется не логикой, а только интуицией. Откуда же взять интуицию человеку, всегда знающему, что, где и почем? Как развиться ей в тесных рамках приличий и канонов? Дураку же закон не писан, а если писан, то не читан, и так далее… Значит, наш Иван из всех вариантов выберет самый нелогичный, самый «дикий», но обязательно, как выяснится впоследствии, приводящий к удаче. Ведь ему ничто не мешает прислушиваться к интуиции, и главное, слышать ее!

Помните сказку, где Иван батрачил три года на попа, а когда ему предложили за труд на выбор мешок монет или мешок песка, наш герой, исходя из только ему понятной логики, выбрал песок? Дурак, да и только!

Но вот по дороге домой ему встретился в лесу костер, в котором горела девица-красавица, тут-то и пригодился песок! Иван засыпал им огонь, спас девицу, и она, оказавшись колдуньей, стала его преданной женой и помощницей.

Кстати, а как вы думаете, почему колдунья выбрала себе Ивана? Да, наверное, все по той же причине: этот человек умеет действовать не по правилам, а слушая сердце. Кто, как не колдунья, может оценить такой талант!

Образ Ивана-дурака в детской психологии

Говоря о столь неоднозначном образе в русской культуре, важно отметить, что сказки про Ивана-дурака — это еще и действенный метод детской психотерапии. Ведь ребенок естественно чувствует робость перед будущим: как он впишется во взрослую жизнь? Ведь и знает, и умеет он так мало! А сказка успокаивает его: «Не боись, и не такие вверху оказывались!» Сказка говорит: «Главное — это сделать первый шаг, доверившись внутреннему голосу, и тогда получишь даже больше, чем ожидаешь!». И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть

И ребенок, подталкиваемый успехом такого героя, как Иван-дурак, идет, уже не боясь, во взрослую жизнь, снабженный важным опытом: нет такого дна, откуда нельзя было бы подняться, нет такой беды, которую нельзя было бы преодолеть.

Кстати, и каждый ребенок, и сказочный Иван всегда открыты чуду. Может, поэтому чудеса с ними постоянно случаются? А сказка про Дурака на самом деле — еще и о том, как забывать излишнюю «умность», если стремишься выиграть.

Сказка Иванушка-дурачок

Был-жил старик со старухой; у них было три сына: двое умные, третий — Иванушка-дурачок. Умные-то овец в поле пасли, а дурак ничего не делал, все на печке сидел да мух ловил.

В одно время наварила старуха аржаных клецок и говорит дураку:

— На-ко, снеси эти клецки братьям; пусть поедят.

Налила полный горшок и дала ему в руки; побрел он к братьям. День был солнечный; только вышел Иванушка за околицу, увидел свою тень сбоку и думает:

«Что это за человек? Со мной рядом идет, ни на шаг не отстает: верно, клецок захотел?» И начал он бросать на свою тень клецки, так все до единой и повыкидал; смотрит, а тень все сбоку идет.

— Эка ненасытная утроба! — сказал дурачок с сердцем и пустил в нее горшком — разлетелись черепки в разные стороны.

Вот приходит с пустыми руками к братьям; те его спрашивают:

— Ты, дурак, зачем?

— Вам обед принес.

— Где же обед? Давай живее.

— Да вишь, братцы, привязался ко мне дорогою незнамо какой человек да все и поел!

— Какой такой человек?

— Вот он! И теперь рядом стоит!

Интересные факты

В русском народном творчестве живет близкий Ивану-дураку персонаж – Иван-царевич. Герой тоже третий сын в семье, нехватка ума заменена притеснениями со стороны братьев. Ивану-царевичу приходится искать молодильные яблоки, живую воду и Жар-птицу. Молодой человек так же проходит испытания и занимает в итоге трон. В сказочный мир современную детвору увлекает мультик «Иван-царевич и серый волк», который сняли в трех частях, последняя вышла на экраны в 2016 году.

Иван-царевич

До сих пор образ Ивана-дурака продолжают эксплуатировать режиссеры, писатели и поэты, а также доморощенные авторы. Современную интерпретацию сюжетов народного творчества представляет театральная постановка «Сказка про Ивана-дурака, Бабу-Ягу и летающий валенок», а на взрослых корпоративах любят разыгрывать сценку под названием «Как Иван-дурак решил жениться».

Жан-простак

В творчестве каждого народа имеется свой дурень. Французский аналог Ивана-дурака Жан-простак общается со статуей святого, в Нидерландах недалекий герой сказок торгуется с распятием. В сказках братьев Гримм появляется персонаж, который спорит с лягушками из-за денег.

А я – Бабушка-Яга, у меня крива нога…

Стихи про Бабу-Ягу для детей 3-4 лет короткие, несложные

В глухом лесу стоит избушка
На курьих ножках на опушке.
Стоит от леса в двух шагах
Живёт там Бабушка Яга.
Владимир Соркин

***

Бабка Ёжка,
Костяная ножка,
По улице шла,
Рубль нашла.
Побежала на лужок
И купила пирожок.

***

А я – Бабушка-Яга,
У меня крива нога.
Я вот этой ножкой
Топаю немножко!

***

Непростая та старушка,
Что живет в лесной избушке,
Варит зелье из лягушек,
Комаров и разных мушек.
В ступе бабушка летает,
В деревнях детей пугает.
Черный кот лишь друг ее,
Грустно бабкино житье.
Говорит, болит нога…
Кто же бабка та? Яга!
Галина Ключникова

***

Знаю я из сказок русских,
Что живет в лесу Яга,
Ездит на метле и ступе
Злая старая карга.
Повстречалась с ней однажды
Я на елке для детей.
А она была нестрашной,
Нет старушки веселей!
Поет песенки и пляшет.
Кто о ней такое скажет?
Лариса Есина

***

Ты, Яга моя, Яга,
Костяная ты нога,
По домам ты не летай,
Малых деток не пугай.
Будешь доброю, Яга, —
Дам ватрушки-пирога.

***

Я живу в лесу одна,
Волки, ветер, да луна…
Мне же скучно, даже вот
Не с кем встретить Новый год!
А у вас тут пахнет елью,
И подарки, и веселье!

***

Носит Бабушка Яга
Образ грозного врага.
А на самом деле Йога
Помогала детям много.
Беспризорных находила,
И кормила, и растила,
Чтоб своих секретов кладь
Им в наследство передать.
Ольга Бельзер

***

Бедная, бедная Баба-Яга!
Жизнь к ней, по-моему, очень строга.
Так одиноко старушке в домике на опушке.
Гости не ходят, кругом – ни души.
Всеми забыта в далекой глуши.
Тихо сидит на крылечке,
Ноет в груди сердечко.
Как тут сердитой, скажите, не стать?
Радость одна только –
В ступе летать.
Рита Зайцева

***

Баба-Яга — костяная нога
С печки упала. Ногу сломала.
А потом и говорит: » У меня нога болит».
Вышла на улицу. Задавила курицу.
А потом на петуха…. ха-ха-ха-ха!

История создания и образ

Происхождение героя русских сказок до сих пор остается загадкой. Исследователи народного творчества придерживаются мнения, что образ перекочевал из мифологии, и на то много причин. В преданиях разных народов мира живет свой Иван-дурак: везучий, но недалекий комичный герой встречается в африканских, европейских, североамериканских и даже китайских сказках. Правда, такую грандиозную славу и признание он получил только на русской почве – в славянских сказках Иван почти всегда главный действующий персонаж.

Иван-дурак

Причины народной любви просты и понятны. Иван-дурак играет роль скомороха, развлекающего публику нелепым поведением. В его арсенале волшебные штуки, призванные сделать образ еще смешнее: печь сама ездит по деревне, ведра ходят, даже дубина обладает интеллектом и волей – сама бьет гонцов царя. Гротескные ситуации, в центре которых дурак, – типичная история в народной смеховой культуре.

Исследователи также приписывают персонажу качества жреца. Иван-дурак является младшим из трех братьев, но он единственный из сказочной троицы говорит загадками и ломает голову над ними. Молодому человеку помогают тотемные животные. Да и печь, на которой дурак лежит, – предмет символичный: центр дома, семейный очаг, «портал» к духам умерших. Все это наталкивает на мысль, что истоки персонажа лежат в праздничных ритуалах, которые проводили жрецы на Руси. Иван считается человеком, который легко общается с высшими и потусторонними силами, получает от них поддержку.

Иван-дурак на печи

Персонаж относят к так называемым трикстерам – проказникам, обманщикам и балагурам, несущим людям полезное (например, огонь, моральные ценности, новые навыки), но в тоже время совершающим кучу глупостей, сулящих одни неприятности.

Дураком в прямом смысле слова Ивана трудно назвать. Наоборот, поступки персонажа сопровождаются исключительной хитростью и смекалкой. В любом испытании выходит победителем, взлетает на вершину славы, женится на деве царских кровей, за счет чего богатеет. По поводу происхождения эпитета тоже существуют свои версии. По одной из них «дурак» объясняется семейными традициями тех времен, когда возник герой: младшим отпрыскам не полагалось наследства, то есть, они оставались с носом.

Иванушка-дурачок

Возможно, приставка к имени служит оберегом, которым в древности наделяли новорожденных, чтобы уберечь от сглаза и темных сил (считалось, что злые духи попросту не найдут человека, у которого «ненастоящее» имя).

Образу смекалистого парня не мешают способности в стихоплетстве и музыке: в сказках Иван-дурак нередко отлично поет, играет на гуслях и дудке, мастерски умеет коверкать слова, сочинять шутки и прибаутки.

Есть еще варианты происхождения обидного прозвища Ивана

А может быть, и дураком Иван прослыл не из-за особенностей своего ума-разума? Просто не повезло парню — родился третьим в семье, а это значит, что все оставшееся от отца наследство заберут старшие сыновья, а младший останется ни с чем. Не потому ли Иван — дурак, что уже смолоду оказался обойденным?

Есть еще один вариант того, отчего Иванушка носит такое обидное прозвище. Дело в том, что в Древней Руси детям давали два имени. Одно, полученное при крещении, хранили в тайне (помните пословицу: «зовут зовуткою, а кличут уткою»?), а второе было нарочито неприглядным, даже пугающим, чтобы нечисти не захотелось забрать ребенка или сделать ему что-то плохое: ведь и так малыш уже негож! И жили в российских деревнях дети, носившие до 13 лет странные имена: Страшко, Хворь, Гнилозуб, Чернорот и т. п.

Часто детей называли и по порядку рождения: Первак (или Первой), Другак (Вторый, Другой), Третьяк, Четвертак и так далее, по количеству наследников. Так вот, некоторые исследователи считают, что Дурак — это преобразованное, видоизмененное имя Другак. Что ж, возможно, и были Дураки таковыми только по порядку рождения…

Пиво

— Пиво, не броди! Дурака не дразни! — говорит Иванушка.

Нет, пиво не слушается; взял да и выпустил все из кадки, сам сел в корыто, по избе разъезжает да песенки распевает.

Приехали братья, крепко осерчали, взяли Иванушку, зашили в куль и потащили к реке. Положили куль на берегу, а сами пошли прорубь осматривать.

На ту пору ехал какой-то барин мимо на тройке бурых; Иванушка и ну кричать:

— Садят меня на воеводство судить да рядить, а я ни судить, ни рядить не умею!

— Постой, дурак, — сказал барин, — я умею и судить и рядить; вылезай из куля!

Иванушка вылез из куля, зашил туда барина, а сам сел в его повозку и уехал из виду. Пришли братья, спустили куль под лед и слушают; а в воде так и буркает.

— Знать, бурка ловит! — проговорили братья и побрели домой.

Навстречу им, откуда ни возьмись, едет на тройке Иванушка, едет да прихвастывает:

— Вот-ста каких поймал я лошадушек! А еще остался там сивко — такой славный!

Завидно стало братьям; говорят дураку:

— Зашивай теперь нас в куль да спускай поскорей в прорубь! Не уйдет от нас сивко…

Опустил их Иванушка-дурачок в прорубь и погнал домой пиво допивать да братьев поминать.

Был у Иванушки колодец, в колодце рыба елец, а моей сказке конец.

Разбегайся, детвора, приближается Яга!

Стихи о Бабе-Яге для детей 5-6 лет

Прошла пора чудес,
Теперь кругом прогресс,
Глухих лесов уж больше не осталось.
И бабушка Яга
Из злостного врага
Нам другом стала, перевоспиталась.

Она теперь сдружилась с Бармалеем.
«Ребята, вас мы любим и жалеем.
Вы сказки старые про нас уж не читайте,
Мы не обидим больше вас, вы так и знайте».
Леонид Котов

***

Баба-Яга взяла выходной.
Быть надоело ей злюкой.
Хочется ей поиграть с ребятней
В парке в машинки и куклы.
Хочется ваты сладкой поесть,
На каруселях кататься.
Скушать пломбира порций так шесть,
В комнате смеха смеяться.
Пусть поскучает избушка пока,
Бабушка в парке гуляет.
Стала добрее Баба-Яга,
Больше детей не пугает.
Оксана Аистова

***

Мы с мамой ходили с утра на опушку.
И встретили там, у березы старушку.
Она олененка поила из кружки
И птиц угощала румяной ватрушкой.
Следила, чтоб каждой пичужке досталось.
И очень задорно и громко смеялась!
Я к ней подошел и спросил: «Ты – Яга?»
Она, улыбнувшись, кивнула: «Ага!»
Аркадий Млынаш

***

Суп варить Яга решила.
Змей сушеных накрошила.
Развела большой костер
И поставила котел.

Между сосен и полянок
Собрала ведро поганок.
Поскакала за бугор —
Отыскала мухомор.

Притащила свежей тины,
Волчьих ягод три корзины,
Для приправы бузины,
Для отравы — белены.

Супчик вышел — то, что надо:
Целых двадцать литров яда!
Андрей Усачев

***

Нет никого у Бабы Яги!
Нет ничего у Бабы Яги!
Кроме одной костяной ноги,
Только метла и палка.
Нету подружек,
Нету друзей,
Нету знакомых и близких людей,
Разве её не жалко?!
Бабе Яге невесело жить —
Всех ненавидеть,
Всех изводить
И никого никогда не любить
Ну хоть чуть-чуть,
Хоть немножко!
Жалко мне очень Бабу Ягу,
Бабу Ягу — костяную ногу,
Старую Бабушку Ёжку!
Татьяна Логачева

***

У Бабы Яги захромала Избушка —
Как Баба Яга, она тоже старушка.
Коленка с утра очень сильно болит,
Понятное дело — проклятый артрит!
Лечить начинает Бабуля Избушку:
Горячей воды наливает в кадушку,
И, зелья плеская туда понемногу,
Попарь-ка, — она предлагает ей, — ногу!
Что это за зелье — огромный секрет!
Хранит его Бабушка тысячу лет!
В нём сто мухоморов и почки берёзы,
Две шкуры змеиных, кукушкины слёзы,
Ещё паутина с окрестных кустов…
Но точный рецепт я сказать не готов.
Гетте Т.

***

Стук-стук!
Тарарам!
Это кто стучится к нам?
Это Баба-Яга,
Костяная нога.
— Что вам надо
От детсада? —
Отвечает нам Яга:
— Ой, белы в лесу снега,
Мочи нет одной мне жить,
С вами я хочу дружить.
Надоело
Мне летать
В этой старой ступке,
Надоело
Совершать
Скверные поступки.
У меня в избушке
Есть для вас игрушки.
На сто лет я сказок знаю —
Я сама
Их сочиняю.
Я расстанусь с помелом,
Ступу
Сдам в металлолом,
Полюбила я ребят,
К вам хочу я
В детский сад!
— Мы не знаем,
Как нам быть:
Не впускать?
Или впустить?
Владимир Татаринов

***

Есть в лесу одна избушка.
Нет в ней окон и дверей.
Там живёт одна старушка.
Любит, есть она детей.

Она умеет колдовать.
Умеет на метле летать.
Есть у неё большая ступа.
Детей крадёт она для супа.

Её боится детвора,
И не уходит со двора.
И костяная у неё нога.
Зовут её Баба-Яга.
Дмитрий Логинов

***

В лесу, проблем не зная,
Жила колдунья злая.
Плела косички елкам,
Вязала гетры пчелкам,
Лечила корь кунице,
Полола медуницы,
Учила петь лягушку…
Но звали злой старушку.
А та добро творила,
— Ну, что же, — говорила,
Баранку в чай макая,
Фамилия такая!
Наталья Карпова

***

Охи, ахи, напущу я страхи!
Разбегайся, детвора, приближается Яга!
Я жаркое из ребят просто обожаю,
На лопату посажу, в печку отправляю.
С перчиком, с приправами, с колдовскими травами…
Передать вам не могу, как я деточек люблю!
Охи, ахи, напущу я страхи!
Разбегайся, детвора, приближается Яга!

Иван-дурак и Яга-баба

(Записано в Усолье А. Вологдиным. Напечатано в «Пермских губернских ведомостях», 1863 г ., № 43. с. 218—219)

1. Жил-был старик да старуха. У их был сын Иван-дурак. Вот Иван-дурак стал отпрашиваться от отца да от матери рыбу удить: «Где, — говорит, — рыбка клюнет, тут и стану удить!» Старик да старуха подумали, подумали да и отпустили Ивана-дурака.

Вот он шол да шол, дошол до избушки; стоит избушка, на куричьей голяшке повертыватца. «Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом!» Избушка стала.

Вот Иван-дурак зашол в избушку, а в ей середе полу лежит Яга-баба: «Фу-фу-фу! рюска коска сама на двор зашла!» Взела да и заперла ево в голбец . «Я тибя завтре велю изжарить меньшой дочери».

Вот на другой день по утру растопелась печка. Меньша-та дочь вышла и говорит: «Выходи, Иван-дурак, из голбца-та!» Вот Иван-дурак вышол, она и говорит: «Садись, Иван-дурак, на лопату-ту!» Иван-дурак сел, а сам руки и ноги расшарашил. Она и говорит: «Стань, Иван-дурак с лопаты-то: я тибя поучу! Вот как, — говорит, — седь!» Сама с села на лопату-ту. Иван-дурак бросил ие в печку да заслонкой и припер. Маленько погодя вынял ие и положил на голбчик . А сам опеть в голбец ушол.

2. Яга-баба вышла и стала ись . Съела да и говорит: «Покататься бы мне, поваляться бы мне на Ивановых-то косточках». А Иван-дурак сидит в голбце да и говорит: «Покатайся-ко ты, поваляйся-ко ты на дочериных-то косточках!» — «Ах ты, варнак эдакой! завтре велю середней дочере изжарить тибя!»

Опеть на другой день печка истопелась. Середня-та дочь и говорит: «Выходи, Иван-дурак, из голбца-та!» Иван-дурак вышол. «Садись,— говорит, — Иван-дурак, на лопату-ту!» Иван-дурак сел, руки и ноги расшарашил. «Не так! — говорит, — да-ко я тибя поучу!» Села на лопату-ту; он ие взял да и бросил. Вот изжарил ие, вынял из печи, положил на голбчик, а сам опеть в голбец ушол.

3. Яга-баба наелась да и говорит: «Покататься бы мне, поваляться бы мне на Ивановых-то косточках!» А Иван-дурак сидит в голбце-то и говорит: «Покатайся-ко ты, поваляйся-ко ты на дочериных-то косточках!» — «Ах ты, варнак эдакой! Завтре велю большой дочере изжарить тибя!»

Ну вот и на третий день истопелась печка. Больша-та дочь вышла и говорит: «Вылезай, Иван-дурак, из голбца-та!» Иван-дурак вылез. Она и говорит: «Садись на лопату-ту!» Иван-дурак сел, руки и ноги расшарашил. «Не умиешь ты садиться-то! да-ко я тибя поучу!» И села сама на лопату-ту. Иван-дурак ие взял да и бросил в печку; изжарил и положил на голбчик, а сам опеть спрятался в голбец.

Вот пришла Яга-Егинишна, съела дочь-ту да сама и говорит: «Покататься бы мне, поваляться бы мне на Ивановых-то косточках!» А Иван-дурак и говорит: «Покатайся-ко ты, поваляйся-ко ты на дочериных-то косточках!» — «Ах ты, варнак эдакой! Завтре я тибя сама испеку!»

4. Вот на другой день печку истопила да и говорит: «Ну-ко, Иван-дурак, садись на лопату-ту!» Он сел и опеть такжо — руки и ноги расшарашил. «Ой ты, Иван-дурак, не умиешь садиться-то! Да-ко я тибя поучу!» Села сама Яга-Егинишна, а Иван-дурак бросил ие в печку; припер заслонку бадагом, а сам склал их-то именье на иху жо лошадь да и уехал домой.

…назад              далее…

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гостиной
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: