Двенадцать. а. а. блок

Композиция

Поэма «12» состоит из двенадцати глав, каждая из которых рисует отдельный фрагмент мозаики, где мы угадываем черты изуродованного зимнего Петрограда, пламенеющего от крови, знамен и пожарищ.

  • Экспозиция воплощается в первой главе, где автор погружает читателя в атмосферу того времени, чтобы последующее убийство уже никого не удивило. Кругом раздаются проклятия и упреки новому режиму, все обитатели старого, разрушенного мира недоумевают и предрекают России смерть от рук большевиков. Тут же появляется патруль из красноармейцев, который запугивает все на своем пути.
  • Завязка происходит во второй главе, где герои вспоминают Ваньку (бывшего друга, предателя) и Катьку (девушку одного из двенадцати, которая также предала его). Они осуждают поступки парочки, упоминая об их недостойной связи. Теперь их власть дает им полное право отомстить обидчикам.
  • Далее происходит развитие действия. Читатель узнает историю этих людей, их тяжелую и горькую долю. Теперь их жажда мщения находит оправдание.
  • Кульминация происходит в шестой главе, где отряд натыкается на Ваньку с Катькой и открывает огонь на поражение. Катька погибает, Ванька спасается бегством.
  • Развязка длится все последующие главы. Читатель видит внутренний конфликт бывшего ухажера Катьки и его выбор в пользу служения революции.
  • Эпилогом можно считать двенадцатую главу, где выясняется, что убийц ведет за собой Иисус Христос.

Пехота

Пехота серой ленточкой пошла
Спеша, закутавшись в седом тумане.
От страха сжалась, скомкалась душа,
Её смерть поджидала на кургане.

Траву примяли тысячи сапог,
Ковыль посеребрил степные дали.
Ждёт каждого солдата сто дорог,
Не всем маршруты лёгкие раздали.

Летят, туман пронзая, трассера;
Хрипя со стоном, падают солдаты.
Застыло в небе громкое “Ура!”,
“За Родину!”, “За нас, за всех, ребята!”

А над курганом солнечный восход.
И помирать кому же, брат, охота!
Солдатам знать судьбу бы наперёд…
Застыв, сереет на земле пехота.

Растаял не спросясь седой туман
И оголил сердца солдатам, души.
Растаял, словно зыбкий талисман,
Покров от смерти для солдат разрушив.

И. Мордовина

***

Война — игрушка. Но в руках кого?

Рукой стирая слезы у окна,
Она глазами провожает мужа.
Ведь где-то там опять идет война.
Скажите: ну кому все это нужно?
Почувствовав ее взгляд на спине,
В последний раз несмело обернулся
И будто взглядом он сказал жене:
«Ты жди, любимая, ты жди. Вернусь я».
Что наша жизнь? Жестокое кино,
Безжалостная, дикая воронка.
И в дверь звонок… Письмо? Нет, не письмо…
И сжалось сердце: это похоронка!
Война — игрушка. Но в руках кого?
Кому же в радость новая могила?
Кому же стало легче от того,
Что мать не встретится с погибшим сыном,
Что мальчик с синевою на глазах
Забудет, что такое слово «папа»,
А та, что его держит на руках,
Навек останется вдовой солдата?
О матери и жены тех ребят,
Чьи жизни унесли войны рассветы!
Пред вами на коленях вся земля,
Пред вами на коленях вся планета!

Т. Опанасенко

***

На лицах детей
Только страхи и боль,
Они, к сожаленью,
Знакомы с войной.
По бледненьким щёчкам
Катятся слёзы.
Несчастье и боль близко-близко ходят.
Война беспощадно весь мир обнимает,
А дети страдают,
А дети не знают,
Что где-то рядом бродит смерть,
Боятся они на неё посмотреть.
И страшные люди в военной форме
Вон там, на ходу,  стреляют по окнам…
И тут вдруг солдат  заходит в дом,
Весь грязный, в крови, а в руках – пулемёт.
А дети чуть дышат,
Боясь умереть,
Солдат-то их слышит,
Да не смеет смотреть.
Он знает прекрасно,
Что им тяжело.
Зачем, ну зачем не опустит ружьё?
Ведь знает прекрасно, что
Дети – святое,
Убить ребёнка –
Аду подобно.
Но отдан приказ –
«Уничтожить село!»…
В глазах у солдата
Слёзы давно.
Он стоит и не знает,
Что делать ему.
Теперь сам как ребёнок
У чувства  в плену.
А бедные детки,
Прижавшись друг к другу,
Лишь верят в детство…
Лишь верят в чудо…

Этьен

Тема

Тематика произведения весьма разнообразна и нетипична для автора. Блок – идеалист. После событий 1917 года в его творчестве наступает перелом. Реальная жизнь оказывается более жестокой и грубой, чем его идеальные представления о ней. Из-за болезненного столкновения с действительностью он стал работать по-новому, произведения уже выражали надрыв в его восприимчивом сознании, а не абстрактные идеалы юности.

  • Тема революции. Переворот в понимании поэта — разрушительная стихия (образы ветра, вьюги). Представители старого мира мечутся и не знают покоя, оказываясь лишними в новом мире. Характерно сравнение «буржуя» с плешивым бездомным псом. Этих людей буря лишила крова, имени, положения, они разметались, как снежные хлопья. Анархический характер поступков двенадцати и их идеологии подчеркивает стихийность, необузданную и неуправляемую энергию общественного движения октябрьской революции.
  • Антиклерикальная направленность (рефрен «Эх, эх, без креста!»). Христианство в поэме – часть выродившейся культуры, которая подлежит уничтожению. Герои высмеивают традиции и догмы старой веры, надругаясь над заповедями. Но в финале двенадцать человек идут «без имени святого», а ведет их Иисус Христос. Противоречие объясняется по-разному. Во-первых, Блок, по мнению многих исследователей, имел в виду антихриста, дабы показать, как люди ошиблись, как отдаляются они от истины, приняв инфернальную силу за миссию (это лишь одна трактовка образа Христа). Отрицая веру, народ отрицал себя. Однако автор, как бы он к этому не относился, не мог закрыть глаза на повальный и демонстративный атеизм. Во-вторых, уже была озвучена версия о том, что Христос воспринимается народом отдельно от лицемерной церкви, которая поддерживала царский режим. Его учение было исковеркано и использовано против людей. И теперь он пришел в мир снова, чтобы сделать его, наконец, справедливым.
  • Смена нравственных ориентиров. В поэме всерьез обсуждается собрание проституток, которые решают установить единые расценки на обслуживание клиентов. Обсуждается, но не осуждается. Для русской литературы эта тема – вообще табу, а уж тем более ее оправдание. Однако новая эпоха диктует свои правила, и первое из них – честность. Сняты оковы цензуры, можно и нужно говорить о том, что волнует людей.
  • Тема мести. Она раскрыта в действиях отряда, который вспоминает старые счеты с Ванькой и Катькой. Расправа продиктована личными мотивами ревности и обиды. Пока герои предательски приспосабливались к режиму, красноармейцы терпели нищету и несправедливость. Пришла пора старому миру расплатиться по этим счетам, народ восстал и не мог строить справедливое государство без праведного возмездия.
  • Тема невежества. Она прослеживается на уровне стилистики поэмы, которая вобрала в себя блатные песни, уличный жаргон и даже частицы фольклора.

1

    Черный вечер.    Белый снег.    Ветер, ветер!На ногах не стоит человек.    Ветер, ветер — На всем Божьем свете!    Завивает ветер    Белый снежок.Под снежком — ледок.    Скользко, тяжко,    Всякий ходокСкользит — ах, бедняжка!    От здания к зданию    Протянут канат.    На канате — плакат:«Вся власть Учредительному Собранию!»    Старушка убивается — плачет,    Никак не поймет, что значит,    На что такой плакат,    Такой огромный лоскут?Сколько бы вышло портянок для ребят,    А всякий — раздет, разут…    Старушка, как курица,Кой-как перемотнулась через сугроб.    — Ох, Матушка-Заступница!    — Ох, большевики загонят в гроб!    Ветер хлесткий!    Не отстает и мороз!    И буржуй на перекрестке    В воротник упрятал нос.    А это кто? — Длинные волосы    И говорит вполголоса:        — Предатели!        — Погибла Россия!    Должно быть, писатель —        Вития…    А вон и долгополый —     Сторонкой — за сугроб…    Что нынче невеселый,    Товарищ поп?    Помнишь, как бывало    Брюхом шел вперед,    И крестом сияло    Брюхо на народ?    Вон барыня в каракуле    К другой подвернулась:— Ужь мы плакали, плакали…    ПоскользнуласьИ — бац — растянулась!    Ай, ай!    Тяни, подымай!    Ветер веселый    И зол, и рад.    Крутит подолы,    Прохожих косит,    Рвет, мнет и носит    Большой плакат:«Вся власть Учредительному Собранию»…    И слова доносит:    … И у нас было собрание…    … Вот в этом здании…    … Обсудили —    Постановили:На время — десять, на ночь — двадцать пять…    … И меньше — ни с кого не брать…        … Пойдем спать…    Поздний вечер.    Пустеет улица.    Один бродяга    Сутулится,Да свищет ветер…    Эй, бедняга!        Подходи —    Поцелуемся…    Хлеба!    Что впереди?    Проходи!    Черное, черное небо.    Злоба, грустная злоба    Кипит в груди…Черная злоба, святая злоба…    Товарищ! Гляди        В оба!

12

… Вдаль идут державным шагом…
— Кто еще там? Выходи!

Впереди — сугроб холодный,
— Кто в сугробе — выходи!..
Только нищий пес голодный
Ковыляет позади…

Пёс

— Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались — поколочу!

… Скалит зубы — волк голодный —
Хвост поджал — не отстает —
Пес холодный — пес безродный …
— Эй, откликнись, кто идет?

— Кто там машет красным флагом?
— Приглядись-ка, эка тьма!
— Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?

— Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
— Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!

Трах-тах-тах! — И только эхо
Откликается в домах…
Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах…

Трах-тах-тах!
Трах-тах-тах…

… Так идут державным шагом —
Позади — голодный пес,
Впереди — с кровавым флагом,
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз —
Впереди — Исус Христос.

Рукопись поэмы Блока «Двенадцать»

Благодарим за прочтение произведения Александра Александровича Блока «Двенадцать»!
Читать все произведения Александра БлокаНа главную страницу (полный список произведений)

«Онлайн-Читать.РФ», 2017-2022Обратная связь

2

    Гуляет ветер, порхает снег.    Идут двенадцать человек.    Винтовок черные ремни,Кругом — огни, огни, огни…    В зубах — цыгарка, примят картуз,    На спину б надо бубновый туз!    Свобода, свобода,    Эх, эх, без креста!        Тра-та-та!Холодно, товарищи, холодно!— А Ванька с Катькой — в кабаке…— У ей керенки есть в чулке!— Ванюшка сам теперь богат…— Был Ванька наш, а стал солдат!— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,Мою, попробуй, поцелуй!    Свобода, свобода,    Эх, эх, без креста!    Катька с Ванькой занята —     Чем, чем занята?..        Тра-та-та!Кругом — огни, огни, огни…Оплечь — ружейные ремни…Революцьонный держите шаг!Неугомонный не дремлет враг!Товарищ, винтовку держи, не трусь!Пальнем-ка пулей в Святую Русь —     В кондовую,    В избяную,    В толстозадую!Эх, эх, без креста!

7

И опять идут двенадцать,
За плечами — ружьеца.
Лишь у бедного убийцы
Не видать совсем лица…

Все быстрее и быстрее
Уторапливает шаг.
Замотал платок на шее —
Не оправиться никак…

— Что, товарищ, ты не весел?
— Что, дружок, оторопел?
— Что, Петруха, нос повесил,
Или Катьку пожалел?

— Ох, товарищи, родные,
Эту девку я любил…
Ночки черные, хмельные
С этой девкой проводил…

— Из-за удали бедовой
В огневых ее очах,
Из-за родинки пунцовой
Возле правого плеча,
Загубил я, бестолковый,
Загубил я сгоряча… ах!

— Ишь, стервец, завел шарманку,
Что ты, Петька, баба что ль?
— Верно, душу наизнанку
Вздумал вывернуть? Изволь!
— Поддержи свою осанку!
— Над собой держи контроль!

— Не такое нынче время,
Чтобы няньчиться с тобой!
Потяжеле будет бремя
Нам, товарищ дорогой!

И Петруха замедляет
Торопливые шаги…

Он головку вскидавает,
Он опять повеселел…

Эх, Эх!
Позабавиться не грех!

Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!

Разведка

Вдали татакал злобно пулемёт,
От гари наждаком тянуло глотку.
Разведка шла без отдыха вперёд,
Не вытоптав травы, не тронув ветку.

Проход найти и вывести солдат,
Дорогу отыскать из окруженья.
Война – тяжёлый труд и сущий ад.
Чтоб не сойти с ума, где взять терпенье?

Размеренный, холодный сердца стук.
Деталь любая – словно фант в копилку.
Сомнений нет и нет душевных мук,
И рановато думать про могилку.

Найти бы в окружении проход
И выполнить еще одну работу.
Зависит от разведчиков исход:
Сумеют ли они спасти пехоту…

И. Мордовина

***

Оборванного мишку утешала
Девчушка в изувеченной избе:
«Не плачь, не плачь… Сама недоедала,
Полсухаря оставила тебе…
… Снаряды пролетали и взрывались,
Смешалась с кровью черная земля…
Была семья, был дом… Теперь остались
Совсем одни на свете — ты и я…»
… А за деревней рощица дымилась,
Поражена чудовищным огнём,
И Смерть вокруг летала злою птицей,
Бедой нежданной приходила в дом…
«Ты слышишь, Миш, я сильная, не плачу,
И мне дадут на фронте автомат.
Я отомщу за то, что слезы прячу,
За то, что наши сосенки горят…»
Но в тишине свистели пули звонко,
Зловещий отблеск полыхнул в окне…
И выбежала из дому девчонка:
«Ой, Мишка, Мишка, как же страшно мне!..»
… Молчание. Ни голоса не слышно.
Победу нынче празднует страна…
А сколько их, девчонок и мальчишек,
Осиротила подлая война?!..

Л. Тасси

***

Приснилось мне, приснилось мне
Как будто я на той войне.
Вдруг вижу – папа молодой,
Тогда еще не папа мой,
Такой смешной, такой худой,
И совершенно не седой.
Среди разрывов и огня
Идет, не зная про меня.
Приснилось мне, приснилось мне,
Я папу видел на войне.
Идет куда-то в сапогах
Не на протезах.
На ногах.
 
Петр Давыдов

***

Вот и кончилась война,
И домой вернулся я,
И вернулся я домой,
Что увидел, Боже мой!
Нету дома, нету крыши,
Нет детей и нет жены,
Под камнями скребут мыши,
Все деревья сожжены.
Все проклятые фашисты,
Дом и счастье отняли,
Ну а я то был танкистом,
А в награду получи…
И не зная, что мне делать,
Я побрел куда-то вдаль,
Были дом, семья и дети,
А осталась лишь медаль…

Флерка

***

Война приходит в каждый дом,
И даже к тем, кто ищет мира,
Кто не боец и не задира.
Война приходит в каждый дом.
Сегодня слезы на глазах
Не только там, где боль ужасна,
Но даже тут, где не опасно,
Сегодня слезы на глазах.
Минута долгая кричит,
Она со всех сторон нависла.
Страшны печальные те числа.
Минута долгая кричит.
Война приходит в каждый дом,
Она уносит наших близких.
Предвестница желаний низких –
Война – приходит в каждый дом.

О. Козырев

***

Если завтра была война,
я бы просто так не сдавался
в руки взял автомат
и с друзьями бок-о-бок сражался
и отправился я на линию фронта
защищать границу страны
и уснул бы навеки под слоем грунта
похороненый с честью свиньи
душу бы Дяде Ване продал
что бы стропы в огню запылали
молча летел и на замлю камнем упал
или с криком «Родину-мать не бросаем!»
Окопы бы рыл голой рукой
Ел песок, выгразая траншеи
Лишь бы враг не прошел,
пусть велики будут наши потери
РГД сжал в руке и на танки, которые
одному никогда не взорвать
но нас таких много, готовые
за Родину жизни отдать.
Свою жизнь я терял в этих строках,
попадая под пули зверей,
не один раз,а много
и всё лишь для вас, для детей…
Что бы память жила о солдатах,
внесших флаг на крышу Рейхстага,
профашистским эстонцам на пальцах нужно разъяснить:
гитлеровскую жажду одной русской кровью было не утолить…

С. Стронций

Горящее лето 41го

Земля вокруг дышала тишиной,
Трава росой упавшей умывалась.
Спала страна — июньский выходной,
Но до войны мгновение осталось.
Мистически задуманный блиц-криг,
Взревели танки, взвыли самолеты.
Земли родной протяжный жуткий крик,
Под сапогами вражеской пехоты.
Сжимается пружина до конца,
Видна Москва в немецкие бинокли.
Но все — от старика и до юнца
Увидев смерть, не распустили сопли.
И машинист с Заставы Ильича,
И школьники, что жили на Таганке,
Тушили зажигалки по ночам
Шли в полный рост на вражеские танки.
Уходит время — 7 десятков лет
Прошло с того пылающего лета.
И пусть уже сегодня с нами  нет
Героев тех, чьи подвиги воспеты.
Мы помним их — и память не стереть.
В израненной земле лежат солдаты.
За жизнь других они пошли на смерть,
Ложась под танк с последнею гранатой.

Ю. Шмидт

Стихи к 9 мая для детей детского сада

Не случайно, вначале поста, я сказала, что нельзя забывать об этом празднике и просвещать детей, даже самых маленьких.

Уже дошкольники понимают серьезность данного мероприятия и с удовольствием заучивают строки о Великой Отечественной Войне.

«День Победы»

Рисовал Иван в альбоме Флаги красные на доме. Ордена надели деды. Нынче праздник день Победы!!

Поздравляю с Днем Победы Родину большую. Славлю наших ветеранов И страну родную. Всем желаю мира я, Радости и счастья, Пусть не будет больше войн, Слез, потерь, ненастья.

***************

«День памяти»

День памяти – Победы праздник, Несут венков Живую вязь, Тепло букетов Красок разных, Чтоб не терялась С прошлым связь. И плиты скорбные согреты Цветов дыханьем полевым. Прими, боец, Как дар, всё это Ведь это нужно Нам, Живым.

***************

«На радио»

Письмо я старался Писать без помарок: «Пожалуйста, сделайте Деду подарок…» Был долго в пути Музыкальный привет. Но вот подошёл И обнял меня дед – Пришла к нему в праздник 9 Мая Любимая песня его Фронтовая.

***************

«Пусть будет мир!»

Пусть пулемёты не строчат, И пушки грозные молчат, Пусть в небе не клубится дым, Пусть небо будет голубым, Пусть бомбовозы по нему Не прилетают ни к кому, Не гибнут люди, города… Мир нужен на земле всегда!

***************

«День Победы»

День Победы 9 Мая – Праздник мира в стране и весны. В этот день мы солдат вспоминаем, Не вернувшихся в семьи с войны. В этот праздник мы чествуем дедов, Защитивших родную страну, Подарившим народам Победу И вернувшим нам мир и весну!

***************

«Что за праздник»

В небе праздничный салют, Фейерверки там и тут. Поздравляет вся страна Славных ветеранов. А цветущая весна Дарит им тюльпаны, Дарит белую сирень. Что за славный майский день?

***************

«Пусть дети не знают войны»

Войны я не видел, но знаю, Как трудно народу пришлось, И голод, и холод, и ужас – Всё им испытать довелось.

Пусть мирно живут на планете, Пусть дети не знают войны, Пусть яркое солнышко светит! Мы дружной семьёй быть должны!

Я в солдатики играю.
У меня есть пистолет.
Есть и сабля, есть и танки.
Я большой и мне 5 лет!
Я в солдатики играю.
Это детская игра.
Но я это знаю твердо –
Создан Мир наш для Добра!
Чтоб войну не знали дети!
Чтоб был мирным небосвод.
И остался чтоб игрушкой
Навсегда пехотный взвод.

Если ваши дети еще плохо запоминают строки, то просто читайте им сами и обсуждайте.

Весна победы

Весна пришла и День Победы
Встречает снова вся страна.
Давно не слышно канонады,
Но не забыта та война.
Бои тяжелые под Брестом
И отступленье до Москвы.
Разгром врага под Сталинградом
Победы первые ростки.
Весна Победы, гром салютов
И слёзы на глазах солдат.
Как долго ждали мы Победы
И майский праздничный парад.
На фронте и в глубоком тыле,
Ковал Победу весь народ.
Не все вернулись с поля брани,
Их подвиг в памяти живёт.
Уходят в вечность ветераны
Но сохраним мы навсегда.
Бессмертный ваш Великий подвиг
И не забудем никогда

Алекс

***

Что мы знаем о войне?! – Немного…
По рассказам бабушек и мам
Знаем, что надежда и тревога
Об руку ходили по домам.
Слухи зависали, как знамена.
Дымом застилался горизонт.
Многоверстный и многоименный
Жаждал крови ненасытный фронт.
А из тыла за волной волна
Шла латать верховные промашки:
Всасывала мальчиков война –
И выплевывала мертвые бумажки.
Каждый шаг – к победе ли, к беде, –
Сводки измеряли расстояньем.
Даже самый распобедный день
Был кому-то вечным расставаньем.
Годы возвращающий экран,
Очевидцев честные романы –
Все равно останутся обманом:
Ссадины не заменяют ран.
Только изредка за толщей дней
Вдруг всплеснёт сирены голос лютый,
Замирая криками детей –
И застынет сердце на минуту…

М. Галин

История создания

Блок однажды гулял по революционному Петрограду, и, как он сам выразился, «слушал музыку революции». Он хотел воплотить это ощущение в словах, вдохновившись атмосферой бунта и триумфа новой власти. История создания поэмы «12» шла в одном темпе с историей России, однако до самого момента написания у автора не было однозначного отношения к переменам. Оно не сложилось и в процессе работы над книгой, которую он сочинил быстро, находясь под свежим впечатлением. Когда его спросили: «Это сатира на революцию или слава ей?» — он не смог ответить, так как сам не знал. Творец так и не определился, что он думает по этому поводу. Он описал впечатление, а не рассуждение, интуитивный порыв, а не трезвый анализ ситуации. Может быть и так, что поэт не хотел разрушать интригу, созданную произведением, и не пояснил, что скрывается за образами-символами.

Процесс создания, как известно, занял всего лишь несколько дней, а окончательная редакция длилась около месяца. Поэт ощущал феноменальный творческий подъем, чувствуя, что из под его пера выпорхнуло нечто гениальное, неожиданное, принципиально новое. Поэма «Двенадцать» была издана в газете левых эсеров «Знамя труда», а через два месяца вышла в формате книги. По свидетельству Блока, он еще несколько месяцев после написания заключительных стихов физически улавливал шум «от крушения старого мира». Именно он вкупе с звоном разбитых стекол, грохотом ружейных выстрелов и потрескиванием уличных костров составлял музыку революции, поглотившую и потрясшую автора. Позже он разочаруется в новой власти, уедет в эмиграцию, но напишет, что не раскаивается в своем творении и не отрекается от него, ведь тогда радость переменам была стихией, а не политической игрой (об этом он написал в сборнике «Поздние статьи»).

Проблемы

Трагизм мироощущения Блока в тот период – последствие его прозрения. Поэту становится ненавистна и омерзительна пошлая, бездуховная жизнь толпы обывателей, которые всегда и везде в большинстве. Спасение от нее он видит в разрушительной стихии, которая разрушила мирный сон «толстозадой» Руси и привела ее в движение. Поэтому проблематика в поэме «Двенадцать» так драматично отразила социальные катаклизмы того времени.

  • Аморализм (убийство Катьки, равнодушное отношение двенадцати к убийству, вездесущее оружие и угрозы его применения). Герои враждебны к общепринятой традиционной морали, они намеренно идут против нее. Что подразумевает Блок под убийством Кати? Есть две трактовки: 1. Катька символизирует порок, который в ее лице искореняют двенадцать во главе с Христом. 2. Гибель Катьки — символ первой крови невинной жертвы, мрачное пророчество кровавой гражданской войны, где пострадают тысячи мирных жителей.
  • Гибель старого мира (дама в каракуле, буржуи, Ванька). Все эти персонажи подвергаются яростному преследованию, они теперь поменялись местами с бывшим угнетенным классом. Бабка — символ старого мира, который отжил свое. В то же время, многие критики считают, что этот образ символизирует здравый смысл, который не признают революционеры в своем стремлении швыряться лозунгами.
  • Проблема нигилизма и разрушения нравственных основ. Постепенно внутренняя катастрофа Блока находит теоретическое обоснование в философии Ницше, которой увлекались многие символисты. Немецкий мыслитель утверждал, что цивилизация развивается циклично, как и культура. На смену обветшалой выродившейся системе придет разрушение и полное отрицание всех прежних ценностей и всех старых устоев. Варварские орды уничтожат все нравственные и моральные принципы былой эпохи, ею созданные и навязанные людям, но тем самым «расчистят место» для возникновения новой культуры и новой цивилизации.
  • Нищета и запустение страны. Истощенная катаклизмами Русь пуста, как заснеженная улица. Вокруг разрушения, холод и ужасающая неприкаянность народа. Перемены символизирует вьюга, от описаний которой уже бьет озноб. Но метель одновременно и символ чистоты, глобального процесса и болезненного очищения страны от скверны.

7

    И опять идут двенадцать,    За плечами — ружьеца.    Лишь у бедного убийцы    Не видать совсем лица…    Все быстрее и быстрее    Уторапливает шаг.    Замотал платок на шее —     Не оправиться никак…— Что, товарищ, ты не весел?— Что, дружок, оторопел?— Что, Петруха, нос повесил,    Или Катьку пожалел?— Ох, товарищи, родные,    Эту девку я любил…    Ночки черные, хмельные    С этой девкой проводил…— Из-за удали бедовой    В огневых ее очах,Из-за родинки пунцовой    Возле правого плеча,Загубил я, бестолковый,Загубил я сгоряча… ах!— Ишь, стервец, завел шарманку,    Что ты, Петька, баба что ль?— Верно, душу наизнанкуВздумал вывернуть? Изволь!— Поддержи свою осанку!— Над собой держи контроль!— Не такое нынче время,Чтобы няньчиться с тобой!    Потяжеле будет бремя    Нам, товарищ дорогой!    И Петруха замедляет    Торопливые шаги…    Он головку вскидавает,    Он опять повеселел…        Эх, Эх!    Позабавиться не грех!    Запирайте етажи,    Нынче будут грабежи!    Отмыкайте погреба —     Гуляет нынче голытьба!

В нашем крае не было войны

Зелень пробудившейся весны,
Щебет птиц, заливистый и звонкий…
В нашем крае не было войны,
Только приходили похоронки.
Вестник смерти, почтальон-старик,
Опустив глаза, конверт протянет, –
Полетит над полем бабий крик,
Ясный день мгновенно черным станет.
В сизой дымке скроются леса,
Стаи молний горизонт охватят,
Русские заплачут небеса
О погибшем на войне солдате.
Видятся детей и юных вдов
Тонкие страдальческие лица,
Срубы заколоченных домов,
Враз осиротевших без кормильца,
Яблони в заброшенных садах,
Темные фуфайки в изголовье,
Белые бинты в госпиталях
С красной проступающею кровью…
Подвигу людскому нет цены.
Памяти навеки нет покоя.
В нашем крае не было войны.
Разве можно говорить такое?!

В. Стоянцева

Мы в той войне победили

Историей стала Война.
Всё меньше в живых ветеранов,
Лишь в праздник видны ордена,
Всё реже идут на экране
Сюжеты Второй мировой.
Уже современные дети
И вовсе не знают, порой,
Что всё это было на свете.
О тех временах «знатоки»,
Которые лиха не знали,
Вещают, что наши полки
Неправильно, мол, воевали.
Что маршалы наши – дерьмо,
Ведь русских-то больше убили.
Глядишь, и собою само
Окажется, что победили
Союзные силы, не мы.
То скрытно, а то и открыто
Внедряется в наши умы,
Что карта российская бита.
На нашей земле проросло
Фашизма звериное семя.
Как это случиться могло?
Что с нами? Что с нами со всеми?
Да, ныне не те времена,
Другие уж приоритеты.
Уходит в былое война,
Советское кануло в лету.
Враги нам уже не враги,
Пускай не друзья, но партнёры.
Мы первые видим шаги
Свободы по нашим просторам.
Но помнить мы твёрдо должны
Свои и легенды, и были.
Мы дети Великой Страны,
И Мы в той Войне победили!

Ю. Вайн

Смысл и идея поэмы

Поэма «12» — глубочайшее истолкование действительности. В произведении отражены реальные события, свидетелем которых был Блок (суровая зима 1918 года, костры на улицах, красногвардейцы, которые патрулировали улицы, разговорная речь тех времен с характерными жаргонизмами и сокращениями). Главная мысль поэмы «Двенадцать» заключается в том, что автор выразил свои взгляды на историю, сущность цивилизации и культуры на языке символов. Революционный посыл заключается в том, что поэт воплотил впечатления очевидца революции, которая определила историю России. А вот каковы эти впечатления, сказать сложнее. Их эмоциональную окраску определяет финал, который можно трактовать по-разному. От этой трактовки зависит разбор текста. Мнение самого Блока читайте под заголовком «критика».

Смысл финала поэмы «12» неоднозначен, есть две основные интерпретации:

  1. Во главе процессии Иисус Христос, как первый революционер, который пошел против традиции. Как и христианство, новая эра требует жертв, поэтому Двенадцать взяли на себя миссию инквизиторов или же князя Владимира, который кровью и мечом крестил Русь. Без насилия мир не изменить, как показывает история насаждения религии, например. Поэтому новые апостолы (которых тоже было 12, это еще одно доказательство: отсылка к Библии) берут на себя крест, чтобы изменить мир к лучшему.
  2. Во главе процессии Антихрист, как последний вестник апокалипсиса, который ведет людей к погибели духовной и физической. Революция — крах мира, она ведет к братоубийственной войне и полному упадку в благополучной стране. Двенадцать — символ разрушительной силы революции, которая уничтожает все на своем пути. Человек в толпе теряет лицо, становится слепым орудием типа винтовки, которое используют сильные мира сего, чтобы водрузить на пьедестал свою элиту.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гостиной
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: