С днем ангела, сергей!

Обретение мощей

5.07.1422 года (по старому стилю) были обретены нетленные мощи прп. Сергия. Когда вскрыли гробницу, все увидели не только целое и нетленное тело, но и нетронутую временем одежду святого.

В 1427 году, ровно через 5 лет после обретения мощей, в честь прп. Сергия произошло основание Троице-Сергиева Варницкого монастыря.

Существует еще одна очень интересная информация о Сергии Радонежском, а точнее о его святых мощах. Ее раскрыл внук священника Павла Флоренского.

Перед Пасхой в 1919 году, в Лазареву субботу, советские власти должны были устроить вскрытие мощей прп. Сергия. Под вопросом оказалась безопасная сохранность мощей, по этому поводу собрались на тайное совещание отец Павел, отец Кронид, граф Ю. Олсуфьев, М. Шик и П. Мансуров, которые через время приняли священнический сан.

Память преподобного Сергея Радонежского почтут православные христиане 18 июля 2020 года

Христиане всего мира 18 июля 2020 года отметят важную дату – день памяти преподобного Сергия Радонежского. Сергий Радонежский — один из самых почитаемых русских святых. Церковь ежегодно 18 июля напоминает верующим о прижизненных деяниях и чудесах преподобного Сергия.

День памяти Сергия Радонежского ежегодно отмечается дважды

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422 год), 8 октября – его преставление (1392 год). Сергей Радонежский был человеком, ставшим основателем русской православной культуры и традиций русского иночества.

Сергий Радонежский внес настолько значимый вклад в христианскую культуру, что в 1940 году папа Римский признал допустимость почитания Сергия Радонежского и для католиков, а в 1969 году он вообще был внесен в календарь богослужений римско-католической церкви.

Сергий Радонежский не просто так считается просветителем и объединителем. Именно он основал явление, называемое «русским старчеством», именно он основал ряд монастырей, причем не только с целью духовного очищения, но и в целях просвещения народа. Все же не просто так монахи считались самыми образованными людьми своего времени.

Кроме того, он приложил огромные усилия для того, чтобы объединить несколько разрозненную православную культуру во что-то цельное и монолитное. Именно эти его деяния и определяют атмосферу празднования дня его памяти.

Традиции празднования Дня памяти преподобного Сергея Радонежского 18 июля 2020 года

Обязательное посещение монастыря является реально обязательным, причем не в одиночку, а с семьей. Этот день лучше провести с семьей и близкими, а если кому-то все еще не посчастливилось ими обзавестись, то в активных их поисках. Кроме того, к Сергию Радонежскому можно обратиться с молитвой о помощи в поиске любви.

Работать в этот день не полагается, а вот учиться – очень даже. Более того, считается, что молитва о помощи в учебе, обращенная к Сергию Радонежскому в этот день, особенно эффективна.

Если рассматривать особенности питания, то на них можно внимания особого не обращать – до поста еще далеко, так что можно употреблять в пищу практически все продукты питания. Кроме, конечно, алкоголя – все же Сергий Радонежский не одобрял среди своих монахов пристрастия к алкогольным напиткам. Те, дескать, разум затмевают и мудрость сокращают.

Что касается любимого православного запрета на веселье в дни памяти, то к Сергию Радонежскому это не относится. Столь велика его фигура и столь значимы деяния, что почитать их можно абсолютно любым способом. Стоит вспомнить, что православие люди против праздных развлечений, но иногда это вполне допустимо.

История празднования Дня обретения мощей Сергея Радонежского 18 июля 2020 года

Технически, это не совсем день памяти, а «день обретения мощей». Праздник был учрежден в честь чудесного явления Сергия мужчине, который жил около места, в котором хотели строить храм Троицы — недалеко от современной Троице-Сергиевой лавры. Сергий попросил мужчину известить о том, что тело святого покоится в воде, поэтому его необходимо переместить. Когда обнаружили тело Сергия, оно было абсолютно невредимым. Произошло это примерно через 30 лет после кончины преподобного отца. Через некоторое время был установлен праздник обретения мощей, который по новому стилю отмечается 18 июля.

Сам же Сергий Радонежский носит статус игумена русской земли. Это самый известный из всех монахов, живших на Руси. Святой стал полноценным хранителем нашей страны, символом веры и примером для верующих.

Жил Сергий в далеком 14 веке. Он открыл несколько монастырей, причем он мечтал сделать их такими, какими они и являются по сей день. Он не отвергал аскетичный образ жизни, но хотел, чтобы монахи жили в общинах. Сергий был одним из самых самоотверженных монахов, за что получил в 15 веке статус преподобного. Благодаря духовным наставлениям и наследию Сергий был канонизирован даже католической церковью. Католики тоже чтут деяния нашего преподобного отца Сергия.

wordyou.ru

Примеры молитвы

Просить Сергия Радонежского о помощи и заступничестве нужно, читая молитвы по молитвослову. Только таким речам внимает иеромонах и Господь Бог.

О прибавлении ума

В этой молитве св. отца Сергия просят услышать просьбы, к нему обращенные, донести их до самой Пренепорочной Богородицы. Ведь святой после смерти приблизился к Небесным Силам. Верующие уверяют отца Сергия в любви к Богу, поклонении его святым мощам. Просят помочь одолеть гранит науки, прибавить ума, снять пелену с глаз и открыть разум истине.

Перед экзаменом

В этом обращении к отцу Сергию верующие просят его возвести их к высоте небесной. Христиане молятся избавить их от малодушия, утвердить их в вере и преданности к Богу. Верующие просят молиться Преподобного Сергия от их имени самому Всевышнему. Христиане верят в заступничество святого на Страшном Суде и каются в прегрешениях.

Защита отечества от иноверцев

В этой молитве верующие просят Святого обратить на них внимание, посмотреть с высоты небесной вниз на грешный люд. Христиане уверят отца Сергия в любви к Богу, просят вразумить их в дни тяжелых испытаний, дать им силу и мужество выстоять в бою с врагами

Тропарь

В этой песне говорится, что с ранней юности отец Сергий всей душой полюбил Всевышнего. Он уединился от мирской суеты, ушел в далекую пустынь, чтобы молиться Господу Богу и жить по его законам. Отец Сергий основал монастырь, в котором молился Спасителю за грешные души. К нему отовсюду приходили за верой и исцелением люди, он всем помогал обрести душевный покой и укрепиться в вере в Бога.

Первая

В этой молитве верующие обращаются к отцу Сергию, называют его Святым, Преподобным, Богоносным. Христиане верят в его вознесение после смерти на небеса и в то, что он общается с самой Богородицей. Верующие просят их любить, молиться о спасении их грешных душ, ходатайствовать за них перед Всевышним и Девой Марией.

Вторая

Эту просьбу христиане обращают отцу Сергию. Они просят его не забывать несчастных, поминать в своих молитвах к Всевышнему. Верующие уверяют отца Сергия в любви и почтении. Просят передать их молитвы самому Господу Богу, не молчать об их просьбах и молиться за спасение грешных душ.

Третья

В этом прошении Преп. отца Сергия просят милостиво посмотреть вниз с небесной высоты и увидеть всех просящих. Верующие понимают, что им далеко до святого старца не только в прямом, но и переносном смысле. Ведь они грешны, поэтому просят вразумить их, направить на путь истинный, донести их молитвы самому Господу Богу, простить грехи и не оставить в трудную минуту.

References

Sedakova O. Stihi

2. Agapkina T.A. Les . Slavyanskie drevnosti: etnolingvisti4eskii slovar?: v 5 t. Institut slavyanovedeniya i balkanistiki RAN. T. 3. M.: Izd-vo «Mejdunarodnye otnosheniya», 2004, рр. 97-100.

3. Belyi A. Nachalo veka . M.: Soyuzteatr, 1990, 528 p.

4. Berman B. I. Chitatel? jitiya . Hudojestvennyi yazyk srednevekov?ya. Otv. red. V. A. Karpuwin. M.: Nauka, 1982, рр. 159-183.

5. Bulanin D. M. Jitie Sergiya Radonejskogo. Kommentarii . Pamyatniki literatury Drevnei Rusi. XIV — seredina XV veka. Podgot. teksta D. M. Bulanina, perevod M. F. Antonovoi i D. M. Bulanina, komment. D. M. Bula-nina. M.: Hudojestvennaya literatura, 1981, рр. 570-579.

6. Vinogradova L. N. Voda . Slavyanskie drevnosti… t. 1. M.: Izd-vo «Mejdunarodnye otnosheniya», 1995, рр. 386-390.

7. Gura A. V. Volk . Slavyanskie drevnosti… t. 1. M.: Izd-vo «Mejdunarodnye otnosheniya», 1995, рр. 411-418.

8. Gura A. V. Voron . Slavyanskie drevnosti… t. 1. M.: Izd-vo «Mejdunarodnye otnosheniya», 1995, рр. 434-438.

9. Dmitriev N. F. «Ya prishel i uhoju odin». K 60-letiyu Yuriya Kuznecova [«I come and go alone»/ To the 60th anniversary of Yuri Kuznetsov]. MoskvaMoscow, 2001, no. 2, рр.160-179.

10. Droblenkova N. F., Prohorov G. M. Epifanii Premudryi . Trudy Otdela drevnerusskoi literatury. Red. D. S. Lihachyov. L.: Nauka, 1985, t. 40, рр. 77-91.

11. Ivanov V. V. Chet i nechet: asimmetriya mozga i znakovyh sistem . M.: Sov. radio, 1978, 184 p.

12. Kling O. Mifologema «Ewige Weiblichkeit» (Vechnaya Jenstvennost?) v gendernom diskurse russkih simvolistov i postsimvolistov . Pol. Gender. Kul?tura: nemeckie i russkie issledovaniy./ Pod. red. E. Wore, K. Haider, G. Zverevoi. M.: RGGU, 2009, рр. 438-452.

13. Kolesov V. V. Drevnerusskii literaturnyi yazyk . L.: Izd-vo Leningr. un-ta, 1989, 295 p.

14. Kosareva P. A. Velikaya Otechestvennaya voina v poeticheskom soznanii poslevoen-nogo pokoleniya . M.: Sovetskii pisatel?, 1986, 200 p.

15. Kuznecov Yu. P. Skazanie o Sergii Radonejskom: stihi . Golos Rodiny, 1991, no. 7, рр. 7.

16. Mify narodov mira. Enciklopediya : v 2 t. Gl. redaktor S. A. Tokarev, t. 1. M.: «Sovetskaya Enciklopediya», 1987, 720 p.; t. 2. M.: «Sovetskaya Enciklopediya», 1988, 671 p.

17. Monah Lazar? (Afanas?ev). Bojiya pristan? . M.: Sibirskaya Blagozvonnica, 2011, 312 p.

18. Nevskaya L. G. Molchanie kak atribut sfery smerti . Mir zvuchatshii i molchatshii: semiotika zvuka i rechi v tradicionnoi kul?ture slavyan: sb. Otv. red. S. M. Tolstaya; Ros. akad. nauk, In-t slavyanovedeniya. M.: Indrik, 1999, рр. 123-134.

19. Nikulina S. O. Igumen zemli russkoi. Jitie prepodobnogo Sergiya Radonejskogo v stihah . Ryazan?: Izd. «Zerna», 2000, 32 p.

20. Propp V. Ya. Istoricheskie korni volwebnoi skazki . M.: Labirint, 2000, 335 p.

21. Ranchin A. M. Troinye povtory v «Jitii Sergiya Radonejskogo» . Makar?evskie chteniya. Monastyri v Rossii. Materialy VII rossiiskoi nauchnoi konferencii. Mojaisk, 2000, рр. 468-482.

22. Sedakova O. Stihi . Sost. A. Velikanovoi. M.: En Ef K?yu / Tu Print, 2001. 576 s.

23. Sergii Radonejskii — molitvennik zemli Russkoi . V. Afanas?ev. M.: Golos-Press, 2012, 438 p.

24. Sokolova V. K. O nekotoryh tipah istoricheskih predanii . Istoriya, kul?tura, fol?klor i etnografiya slavyanskih narodov. VI Mejdunarodnyi syezd slavistov. M.: Nauka, 1968, рр. 248-274.

25. Solov?yov S. M. Sobranie stihotvorenii . Sost., podgot. teksta i primech. V. A. Skripkinoi; posl. S. Gardzonio. M.: Vodolei Publishers, 2007, 856 p.

26. Tolstaya S. M. Dusha . Slavyanskie drevnosti… t. 2, M.: Izd-vo «Mejdunarodnye otnosheniya», 1999, рр. 162-167.

27. Toporov V. N. Svyatost? i svyatye v russkoi duhovnoi kul?ture . M.: Yazyki russkoi kul?tury, 1998, 902 p.

28. Fedorec A. I. Obraz Sergiya Radonejskogo v jivopisi Mihaila Vasil?evicha Nesterova . Nash sovremennikOur contemporary, 2012, no. 5, рр. 274-281.

29. Florenskii P. A. Troice-Sergieva Lavra i Rossiya v nachale XX v. . Florenskii P. Sochineniya: v 4 t. M.: Mysl?, 1996, t. 2, рр. 356-365.

30. Shevchenko A. K. Pis?mo o smerti, lyubvi i kotenke . Filosofskaya i sociologicheskaya mysl?, 1989, no. 9, рр. 109-114.

31. Shorygina T. A. Chas otkrovenii: stihotvoreniya i poemy . M.: Gnom i D, 2000, 140 p.

32. Shtyrkov S. A. Predaniya ob inozemnom nawestvii: krest?yanskii narrativ i mifologiya landshafta (na materialah Severo-Vostochnoi Novgorodchiny) . SPb.: Nauka, 2012, 228 p.

33. Epshtein M. Paradoksy novizny . M.: Sovetskii pisatel?, 1988, 414p.

Оставить комментарий

Copyright Завьялова Елена Евгеньевна
([email protected])

Обновлено: 10/11/2016. 53k.

Статья: Литкритика

Связаться с программистом сайта.

Сергий Радонежский. Ручной медведь

Сергий увидел раз у келий огромного медведя, слабого от голода. И пожалел. Принес из келии краюшку хлеба, подал — с детских ведь лет был, как родители, «странноприимен». Мохнатый странник мирно съел. Потом стал навещать его. Сергий подавал всегда. И медведь сделался ручным.

Юность преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Но сколь ни одинок был преподобный в это время, слухи о его пустынничестве шли. И вот стали являться люди, прося взять к себе, спасаться вместе. Сергий отговаривал. Указывал на трудность жизни, на лишения, с ней связанные. Жив еще был для него пример Стефана. Все-таки — уступил. И принял нескольких…

Построили двенадцать келий. Обнесли тыном для защиты от зверей. Келии стояли под огромными соснами, елями. Торчали пни только что срубленных деревьев. Между ними разводила братия свой скромный огород. Жили тихо и сурово.

Сергий Радонежский подавал во всем пример. Сам рубил келии, таскал бревна, носил воду в двух водоносах в гору, молол ручными жерновами, пек хлебы, варил пищу, кроил и шил одежду. И наверно, плотничал теперь уже отлично. Летом и зимой ходил в той же одежде, ни мороз его не брал, ни зной. Телесно, несмотря на скудную пищу, был очень крепок, «имел силу противу двух человек».

Был первым и на службах.

Труды преподобного Сергия (Сергий Радонежский). Нестеров М.В.

Так шли годы. Община жила неоспоримо под началом Сергия. Монастырь рос, сложнел и должен был оформиться. Братия желала, чтобы Сергий стал игуменом. А он отказывался.

— Желание игуменства,— говорил,— есть начало и корень властолюбия.

Но братия настаивала. Несколько раз «приступали» к нему старцы, уговаривали, убеждали. Сергий сам ведь основал пустынь, сам построил церковь; кому же и быть игуменом, совершать литургию.

Настояния переходили чуть не в угрозы: братия заявляла, что, если не будет игумена, все разойдутся. Тогда Сергий, проводя обычное свое чувство меры, уступил, но тоже относительно.

— Желаю,— сказал, — лучше учиться, нежели учить; лучше повиноваться, нежели начальствовать; но боюсь суда Божия; не знаю, что угодно Богу; святая воля Господа да будет!

И он решил не прекословить — перенести дело на усмотрение церковной власти.

Митрополита Алексия в то время не было в Москве. Сергий с двумя старейшими из братии пешком отправился к его заместителю, епископу Афанасию, в Переславль-Залесский.

Сергий возвратился, с ясным поручением от Церкви — воспитывать, вести пустынную свою семью. Он этим занялся. Но собственную жизнь, в игуменстве, не изменил нисколько: сам свечи скатывал, варил кутью, готовил просфоры, размалывал для них пшеницу.

В пятидесятых годах к нему пришел архимандрит Симон из Смоленской области, прослышав о его святой жизни. Симон — первый принес в монастырь и средства. Они позволили построить новую, более обширную церковь Св. Троицы.

С этих пор стало расти число послушников. Келии принялись ставить в некотором порядке. Деятельность Сергия ширилась. Сергий постригал не сразу. Наблюдал, изучал пристально душевное развитие прибывшего.

Несмотря на постройку новой церкви, на увеличение числа монахов, монастырь все строг и беден. Каждый существует собственными силами, нет общей трапезы, кладовых, амбаров. Было положено, что у себя в келии инок проводит время или за молитвой, или за размышлением о своих грехах, проверкой поведения, или за чтением св. книг, переписыванием их, иконописью — но никак не в разговорах.

Трудолюбие мальчика и юноши Варфоломея оставалось неизменным и в игумене. По известному завету ап. Павла, он требовал от иноков труда и запрещал им выходить за подаянием.

Биография Сергия Радонежского

Сергий Радонежский явился на свет в 1314 г. в семье бояр Марии и Кирилла на Ростовской земле. Свое обучение наукам он начал уже в возрасте семи лет, одновременно как и начали его старшие братья, однако первое время грамота ребенку не давалась. В один из дней отец отправил Варфоломея в поле привести лошадей, где ему встретился молящийся старец. Мальчик склонился около человека и замер в ожидании, пока тот не закончил чтение. После этого старец поцеловал и благословил Варфоломея, спросил его о том, чего он желает. Мальчик ответил, что очень хотел бы обучиться грамоте. Просьба ребенка была удовлетворена и монах произнес молитву о помощи. После этого старец достал сосуд и передал отроку частицу просфоры, которая должна была дать ему сил для обучения. Художник Михаил Нестеров спустя несколько веков посвятил этому событию целую картину.

Варфоломей пригласил старца посетить дом, где родители мальчика встретили гостя угощением. На это монах ответил, что прежде чем приступить к трапезе, Варфоломею необходимо прочесть Псалтырь и удовлетворить духовный голод. Когда мальчик вдруг зачитал, родителей постигло сильное удивление переменам, которые произошли. Уходя, монах сказал Кириллу и Марии о том, что их сын — избранная обитель духа святого. С тех пор Варфоломей мог читать любые книги и уже с раннего возраста наложил на себя пост, при котором не принимал пищу по средам и пятницам, в другое время пил и ел только хлеб и воду.

Когда родители Варфоломея умерли, он с братом Стефаном поселился в деревянной келье в лесу. Однако брат не выдержал сложностей лесной жизни и вскоре покинул дом. В 1337 году и Варфоломей принял монашеский постриг от игумена Митрофана и посвятил всю свою жизнь во славу Святой Троицы.

Со временем Сергий получал известность среди иноков, которые хотели находиться под его покровительством, и вскоре его лесная келья пополнилась двенадцатью братьями. Для них он собственноручно построил жилье, после – готовил им пищу и обеспечивал уходом. Свой труд Преподобный соединял с постом и молитвой. Впоследствии братство уговорило Сергия принять игуменство, и в 1354 году епископ посвятил его в иеромонахи.

Слава о подвигах игумена Сергия Радонежского доходила даже до Константинополя, где он и получил большую поддержку. По совету константинопольского Патриарха Филофея было построено и строгое общежитие. Однако иноки жаловались на излишнюю строгость, из-за чего Сергий вскоре покинул обитель и основал новый монастырь на реке Кижуч. В нем он оставил своего последователя, преподобного Романа, а сам смиренно отправился назад, в обитель, по просьбе братства, которое постепенно приходило в упадок без Преподобного.

День ангела Сергея по церковному календарю

Как известно еще с древних времен было принято отмечать не день рождения, а день ангела. Чтобы узнать какого числа почитается память святого с таким же именем по православному календарю. Дата, которая находится ближе всего ко дню рождения и будет днем ангела человека. И так, когда же день ангела у Сергея? На протяжении года таких дней несколько. Ниже представлена полная таблица почитаемых святых с этим именем.

Именины Сергея по церковному календарю припадают на такие даты:

Дата Святой покровитель
15 января Сергий, мч.
27 января Сергий Синайский, прач.
5 марта Сергий Валаамский, прмч.
2 апреля Сергий Савваит, прмч.
25 апреля Сергий II, патриарх, Константинопольский
1 июня Сергий Шухтомский (Шухтовский), схимонах
11 июля Сергий Валаамский, прп.; Сергий, прп.
18 июля Сергий Радонежский, игумен (Обретение честных мощей)
20 июля Сергий Радонежский, игумен
25 августа Сергий, прп.
24 сентября Сергий Валаамский, прп.
8 октября Сергий Радонежский, игумен (Преставление)
20 октября Сергий Обнорский, Нуромский, Вологодский, прп.; Сергий Печерский, Послушливый; Сергий Римлянин, Росафский, мч.
23 октября Сергий Зографский, прмч.
29 ноября Сергий Малопинежский, прп.
11 декабря Сергий, сщмч., пресвитер

Лучшая статья для Вас, переходите: Именины Михаила по церковному календарю — День Ангела

Пусть хранит Вас Господь!

Святые князья Борис и Глеб — прославленные святые Русской земли

Святые князья Борис и Глеб — прославленные святые Русской земли. Князь Владимир был их отцом, он также известная личность не только в истории, но в православии.

Именно при нем произошло Крещение Руси, то есть одно из знаменательных событий для русской церкви. Известная всеми княгиня Ольга первая русская святая, была его бабушкой.

Святые русской земли князья Борис и Глеб. Фото: 4.404content.com

Незадолго до того, как произошло Крещение Руси, князья Борис и Глеб были воспитаны в христианском благочестии и чистоте. Святой князь Борис получил очень хорошее образование, любил читать Священное писание.

Именно под влиянием святых, Борис имел горячее желание подражать каждому из угодников Божиих. Святой же Глеб не разделял взгляды своего брата. Но оба брата отличались милосердием и сердечной добротой. Они хотели подражать во всем своему отцу, равноапостольному князю Владимиру.

Когда Владимир скончался, на Русь напали печенеги.

Главным был избран святой Борис. Однажды Борис узнал, что его смерти хочет князь Святополк, и тот не стал сопротивляться. Борис помолился, и стал ждать своей участи. Так погиб святой Борис. Борис и Глеб были первыми русскими святыми.

Далее Святополк двинулся на Глеба. Глеб воспринял смерть брата так, как подобало православному христианину. Таким образом, и Глеб был убит собственным поваром, которого подговорили это сделать. Оба святых были канонизированы Русской православной церковью

О чем молятся святому

Верующие считают отца Сергия чудотворцем и святым. В молитвах они просят Преподобного старца помочь им в мирских делах, защитить от злого влияния, исцелить тело и душу.

Учеба

Отец Сергий помогает в учебе, перед сессией и экзаменами. Святой слышит молитвы всех, кто к нему молится и обращается. Нужно сказать перед иконой: «Преподобный отче Сергий, моли Бога обо мне!». Перед экзаменами желательно зайти в церковь, помолиться и поставить свечку святому.

Судебные тяжбы

К святому верующие обращаются накануне судебных разбирательств. Отец Сергий еще при жизни заступался за слабых, помогал им в борьбе за справедливость. Молитва к его божественному лику дает уверенность в собственных силах всем, кто борется в судах за правду.

Усмирение гордыни

Преподобный Сергий может помочь в молитвах о даровании смирения и укрощении гордыни. В обращении к Преподобному старцу нужно раскаяться в своих грехах и попросить его помолиться перед Богом за грешную душу.

Исцеление

К Преподобному старцу обращаются матери и просят исцелить ребенка. Святой является посредником между людьми и Всевышним. Православные верят в заступничество Сергия. Христиане молятся ему и просят даровать здоровье себе, детям, близким.

Защита

Молитва к святому Сергию защищает дом от недругов, а душу — от злых помыслов и страстей. Старец всю жизнь служил родной Отчизне, укреплял веру князей в Бога перед сражениями, отправлял иноков на защиту земли и борьбу с татарами. Сергий всегда уповал на помощь Бога и получал ее в трудную минуту. Его жизнь — пример для всех христиан.

Работа

Сергий Радонежский всю жизнь трудился. К нему обращаются верующие, чтобы в молитвах к Господу святой старец помог преодолеть жизненные трудности. Сергий дарует христианам веру в собственные силы, призывает не бояться никакой работы, помогает устроиться на новое место.

Душевный покой

Усердная молитва к святому старцу помогает избавиться от грешных помыслов, успокоить душу, обрести душевный покой. Сергий Радонежский верил, что вера в Господа Бога и соблюдение его заповедей помогают жить праведной жизнью и не грешить. Смирению и терпимости он учил своих учеников. Верующие обращают свои просьбы к Преподобному старцу в самые тревожные дни своей жизни.

Сергий Радонежский. Чудо

Теперь он — очень удрученный неудачами — нашел не то, чего искал. Под дубом встретил «старца черноризца, саном пресвитера». Очевидно, старец его понял.

— Что тебе надо, мальчик?

Варфоломей сквозь слезы рассказал об огорчениях своих и просил молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту.

Видение отроку Варфоломею. Нестеров М.В.

И под тем же дубом стал старец на молитву. Рядом с ним Варфоломей — через плечо недоуздки. Окончив, незнакомец вынул из-за пазухи ковчежец, взял частицу просфоры, благословил ею Варфоломея и велел съесть.

— Это дается тебе в знак благодати и для разумения Священного Писания. Отныне овладеешь грамотою лучше братьев и товарищей.

О чем они беседовали дальше, мы не знаем. Но Варфоломей пригласил старца домой. Родители приняли его хорошо, как и обычно странников. Старец позвал мальчика в моленную и велел читать псалмы. Ребенок отговаривался неумением. Но посетитель сам дал книгу, повторивши приказание.

Тогда Варфоломей начал читать, и все были поражены, как он читает хорошо.

А гостя накормили, за обедом рассказали и о знамениях над сыном. Старец снова подтвердил, что теперь Варфоломей хорошо станет понимать Св. Писание и одолеет чтение.

[После смерти родителей Варфоломей сам отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.

Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.]

Преподобный Сергий Радонежский. Нестеров М.В.

Совершив обряд пострижения, Митрофан приобщил Сергия Радонежского св. Тайн. Сергий же семь дней не выходя провел в «церквице» своей, молился, ничего не «вкушал», кроме просфоры, которую давал Митрофан. А когда пришло время Митрофану уходить, просил его благословения на жизнь пустынную.

Игумен поддержал его и успокоил, сколько мог. И молодой монах один остался среди сумрачных своих лесов.

Возникали пред ним образы зверей и мерзких гадов. Бросались на него со свистом, скрежетом зубов. Однажды ночью, по рассказу преподобного, когда в «церквице» своей он «пел утреню», чрез стену вдруг вошел сам сатана, с ним целый «полк бесовский». Они гнали его прочь, грозили, наступали. Он молился. («Да воскреснет Бог, и да расточатся врази Его…») Бесы исчезли.

Выдержит ли в грозном лесу, в убогой келии? Страшны, наверно, были осени и зимние метели на его Маковице! Ведь Стефан не выдержал же. Но не таков Сергий. Он упорен, терпелив, и он «боголюбив».

Так прожил он, в полном одиночестве, некоторое время.

Строительство монастыря


Икона Сергия Радонежского

Вскоре семья переезжает в город Радонеж. Старшие братья выросли и женились, а Варфоломей дал Богу обет девства. Он мечтал о монашестве, но его родители уговорили его сначала дождаться их смерти, потом идти в монастырь. Послушный сын так и сделал. Скоро родители преставились, приняв перед смертью монашество. И Варфоломей, раздав наследство братьям, отправился в монастырь.

К тому времени овдовел его брат Стефан, и оба брата ушли в Хотьковский монастырь, где похоронены их родители. Там Стефан принял монашество. Варфоломей пока не стал принимать постриг, а уговорил брата уйти в пустынное место на подвиг. Тот согласился, и они нашли себе место в глухом лесу, стали строить там келию. Потом они срубили небольшую церковь, которую митрополит Феогност в дальнейшем освятит в честь Святой Троицы.

Стефану показалось пустынное житие не под силу, и он ушел, оставив брата одного. Тогда Варфоломей попросил игумена Митрофана подстричь его в монашество с именем Сергий. После пострига и причастия храм наполнился благоуханием.

Приход монахов

Некоторое время Сергий жил в одиночестве. Днем он работал, а ночью молился. Бесы пугали его и приказывали покинуть это место, но монах их не боялся. Вскоре про одиноко живущего инока пошла молва, и около него стали селиться монахи. Их было вначале двенадцать человек.

Предполагаемая дата образования обители пр. Сергия – 1342 год. Первым игуменом стал Митрофан, но после его смерти Сергий ходил к Переяславскому архиерею с целью выпросить нового игумена. Тот благословил Сергия самому стать игуменом и священником.

Каждый день он служил литургии, много работал в пример братии. Он вечером обходил келии и если слышал, что кто-то разговаривал, а не молился, то стучал в окно. Однажды в монастыре не стало еды, но игумен запретил просить милостыню. Братья сильно роптали по причине голода, и тогда Ангел принес им хлеб. В другой раз все возмущались, что поблизости нет воды. Преподобный помолился, и рядом забил источник. Он существует до сих пор, куда едут верующие за исцелением.

%POINT_SCORE%

Иконы

Первое изображение Преподобного было выполнено на шитом покрове в начале 15 ст. и сейчас хранится в Троице-Сергиевой лавре. Там же находится древнейшая поясная икона с 15-ю клеймами по краям, описывающими фрагменты жития святого. Она датируется концом 15 ст.

Первые ростовые иконы появились на рубеже 15-16 веков. На них изображён старец с узким лицом и длинной клиновидной бородой. Волосы густые, зачёсаны назад. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой он держит свиток с молитвенным текстом. На большинстве икон вокруг лика Преподобного находится от 10 до 20 прямоугольных клейм с изображением сцен жития.

На одной из ростовых икон Преподобный изображён с Серафимом Саровским, хотя они жили в разное время. Над их головами Иисус Христос. На другом лике старцы молятся у Божьего Престола.

На некоторых ликах Преподобный изображен с медведем. Это животное является символом веры и святости: того, кто сумел приручить такого зверя, считали Святым. Даже говорили, что медведь, а не синод, возводит в святые.

Существуют иконы, связанные с событиями земной жизни святого Сергия: явление Богородицы в келью игумена и Куликовская битва.

Почитание Преподобного

Почитание игумена всея Руси началось сразу после его кончины и продолжается по сей день. Строятся храмы и церкви его имени, возводятся памятники, о нём пишут книги и картины, снимают фильмы.

О силе любви русского народа к этому святому свидетельствует то, что его имя знают 72% россиян, а Троице-Сергиев монастырь был и остаётся местом паломничества.

14 сентября 2011 г. состоялись праздничные мероприятия по случаю 700-летия Преподобного. РПЦ учредила медаль и орден Сергия Радонежского, а правительство Московской области – Знак отличия.

Богослужения

В Дни памяти святого Сергия во всех церквях и храмах проходят праздничные богослужения. 18 июля проводятся водосвятные молебны, крестный ход.

Службу в этот день в храмах и соборах проводят священнослужители высших рангов.

Храмы

В Москве находятся несколько храмов с главным престолом во имя святого Сергия Радонежского. Среди них (в скобках дата строительства):

  • в Бибирёво (1893-1894);
  • в Бусиново (середина 19 ст.);
  • в Зеленограде (1997);
  • в Новоспасском монастыре (1787);
  • в Крапивниках (1678).

За рубежом храмы находятся в Гомеле, Йоханнесбурге (ЮАР), Киеве. Кафедральные соборы действуют в Курске, Чебоксарах, Москве, С.-Петербурге, Уфе и др. городах России.

Церкви

Церквей и часовен во имя преподобного Сергия (включая приделы в других церквях), в мире более 1000. Вот краткий список (в скобках указано количество):

  • Москва (71);
  • С.-Петербург (24);
  • Московская область (180);
  • Грузия (1);
  • Йоханнесбург (ЮАР);
  • Украина (21);
  • Белоруссия (12);
  • Казахстан (7);
  • Латвия (5);
  • Узбекистан (4);
  • Китай (1);
  • США (3).

В Черногории (г. Румия) действует монастырь св. Сергия Радонежского.

Памятники

Скульптуры, изображающие святого Сергия, в мире много. Они есть в Сергиевом посаде (2000 г), в селе Радонеж (1988 г.), в Москве, Самаре, Ростове-на-Дону, Симферополе, Минске, Элисте и многих других городах.

Памятник в Нижнем Новгороде.

Скульптурные изображения святого есть в составе многофигурных композиций.

Фильмы

Об игумене земли Русской снято 7 документальных фильмов и 1 художественный – «Просите, и будет вам» (1991), в постановке Н. Бондарчук.

Художественные полотна

Кроме богатой иконографии Сергия Радонежского, много красочных полотен, написанных в разные годы и столетия. Они хранятся в музеях и храмах Преподобного.

Картины о жизни святого писали Рерих, Репин, Глазунов, Васнецов, Фаюстов, советские художники Рыженко, Ефошкин.

Преподобный Сергий за свою жизнь совершил немало подвигов. Святого называют воином, хотя его оружием были слово и вера. Он привёл к Богу тысячи людей, объединил князей русских на борьбу с монголо-татарами, за что его любят и преклоняются перед ним потомки.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гостиной
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: