Стих Повесть Вредные советы 1. Часть седьмая читать
Послушным детям читать запрещается!
Недавно ученые открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые все делают наоборот. Им дают полезный совет: «Умывайтесь по утрам» – они берут и не умываются. Им говорят: «Здоровайтесь друг с другом» – они тут же начинают не здороваться. Ученые придумали, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они все сделают наоборот, и получится как раз правильно.
Эта книжка для непослушных детей.
Если острые предметы
Вам попались на глаза,
Постарайтесь их поглубже
В самого себя воткнуть.
Это самый лучший способ
Убедиться самому,
Что опасные предметы
Надо прятать от детей.
——
Требуют тебя к ответу?
Что ж, умей держать ответ.
Не трясись, не хнычь, не мямли,
Никогда не прячь глаза.
Например, спросила мама:
«Кто игрушки разбросал?»
Отвечай, что это папа
Приводил своих друзей.
Ты подрался с младшим братом?
Говори, что первый он
Бил тебя ногой по шее
И ругался как бандит.
Если спросят, кто на кухне
Все котлеты искусал,
Отвечай, что кот соседский,
А, возможно, сам сосед.
В чем бы ты ни провинился,
Научись держать ответ.
За свои поступки каждый
Должен смело отвечать.
——
Если вы решили твердо
Самолет угнать на Запад,
Но не можете придумать,
Чем пилотов напугать,
Почитайте им отрывки
Из сегодняшней газеты, —
И они в страну любую
Вместе с вами улетят.
——
Дразниться лучше из окна,
С восьмого этажа.
Из танка тоже хорошо,
Когда крепка броня.
Но если хочешь довести
Людей до горьких слез,
Их безопаснее всего
По радио дразнить.
——
Когда роняет чашку гость,
Не бейте гостя в лоб.
Другую чашку дайте, пусть
Он пьет спокойно чай.
Когда и эту чашку гость
Уронит со стола,
В стакан налейте чай ему,
И пусть спокойно пьет.
Когда же всю посуду гость
В квартире перебьет,
Придется сладкий чай налить
За шиворот ему.
——
Если вас по телефону
Обозвали дураком
И не стали ждать ответа,
Бросив трубку на рычаг,
Наберите быстро номер
Из любых случайных цифр
И тому, кто снимет трубку,
Сообщите – сам дурак.
——
Адрес школы, той в которой
Посчастливилось учиться,
Как таблицу умноженья
Помни твердо, наизусть,
И когда тебе случиться
Повстречаться с диверсантом,
Не теряя ни минуты,
Адрес школы сообщи.
——
Не расстраивайтесь, если
Вызывают в школу маму
Или папу. Не стесняйтесь,
Приводите всю семью.
Пусть приходят дяди, тети
И троюродные братья,
Если есть у вас собака,
Приводите и ее.
——
Если вы сестру решили
Только в шутку напугать,
А она от вас по стенке
Убегает босиком,
Значит шуточки смешные
Не доходят до нее,
И не стоит класть сестренке
В тапочки живых мышей.
——
Если ты сестру застукал
С женихами во дворе,
Не спеши ее скорее
Папе с мамой выдавать.
Пусть родители сначала
Замуж выдадут ее,
Вот тогда расскажешь мужу
Все, что знаешь про сестру.
——
Если гонится за вами
Слишком много человек,
Расспросите их подробно
Чем они огорчены?
Постарайтесь всех утешить.
Дайте каждому совет,
Но снижать при этом скорость
Совершенно ни к чему.
——
Не обижайтесь на того,
Кто бьет руками вас,
И не ленитесь каждый раз
Его благодарить,
За то, что не жалея сил,
Он вас руками бьет,
А мог бы в эти руки взять
И палку, и кирпич.
——
Если друг на день рожденья
Пригласил тебя к себе,
Ты оставь подарок дома —
Пригодится самому.
Сесть старайся рядом с тортом.
В разговоры не вступай.
Ты во время разговора
Вдвое меньше съешь конфет.
Выбирай куски помельче,
Чтоб быстрее проглотить.
Не хватай салат руками —
Ложкой больше зачерпнешь.
Если вдруг дадут орехи,
Сыпь их бережно в карман,
Но не прячь туда варенье —
Трудно будет вынимать.Остер Г.
ДЕМОН УЧЁБЫ
Один шестиклассник шёл из школы мимо помойки и нашёл там толстую старинную книгу про то, как надо вызывать демонов на дом. Родители шестиклассника ещё не вернулись с работы, и мальчик подумал, что, пока дома никого нет, надо вызвать на минуточку какого-нибудь демона, а то мама с папой придут и не разрешат. Сначала шестиклассник хотел вызвать демона огня, но оказалось, что для этого надо поджечь на полу шестнадцатиконечную звезду, сложенную из шестисот шестидесяти шести спичек. Спичек у мальчика не хватило, и он стал перелистывать страницы книги, чтобы узнать, как вызывать каких-нибудь других демонов. К сожалению, все способы были очень трудные: надо было иметь под рукой всяких сушёных змей и варёных жаб. Кроме того, нужны были скелеты чёрных кошек, черепа белых крокодилов и разные настои ядовитых трав. Ничего этого у мальчика не было. Только учебники и тетради. К счастью, на последней странице мальчик нашёл один не очень трудный способ. Надо было положить на пол стопочкой шесть никем ещё не читанных учебников для шестого класса, на них шесть чистых тетрадей, а сверху шесть незаточенных карандашей. И когда из шести учебников, шести тетрадей и шести карандашей сложится магическое число 666, воскликнуть:Откройся, бездна, книг полна!Ученья демон, встань со дна!
Шестиклассник, не долго думая, так и сделал. И мгновенно в полу его квартиры открылась мрачная дыра. Но не к нижним соседям, а в потусторонний мир знаний. И из этого кошмарного мира по пояс высунулось чудовищное существо. Демон учёбы. Глаза его пылали жаждой знаний, а когтистые пальцы тянулись к шестикласснику.— А! — раздался хриплый голос чудовища. — Так это ты меня вызвал?! Ну что ж, хорошо! Я сделаю тебя лучшим учеником в твоей школе, а ты за это отдашь мне свою душу. Согласен?В тот же миг раздался железный скрежет, и двери квартиры стали медленно открываться. Скрежетал ключ в замке, потому что пришли родители. С работы. Шестиклассник побледнел. Он испугался, что папа с мамой увидят, чем он тут занимается, замахал на демона руками и зашептал:— Берите! Берите всё, что хотите, только исчезайте скорей.И демон учёбы исчез. Провалился в пол. Бездна знаний тут же закрылась, и родители ничего не заметили. А буквально на следующий день их сын стал круглым отличником. И до самого окончания школы учился на одни пятёрки. Не то что тройки, у него даже ни одной четвёрки до самого последнего класса никогда не было. За это на выпускном вечере ему вручили золотую медаль. Сын принёс своё золото домой папе с мамой, положил перед ними на стол и упал бездыханный. Он лежал на полу как живой, но не дышал.Вызвали «скорую помощь», но доктор сказал родителям, что их сын уже не сможет жить, потому что в его теле больше нет души, а жить без души невозможно.
Григорий Остер
КУЛАК, ЯЗЫК И ОТОРВАННЫЙ КАБЛУК
Оп.: Остер Г. Дети и эти. М.: Малыш, 2013. С. 94-96. См. миротворчество.
Папа одного мальчика и одной девочки пошёл на войну. Мальчик с девочкой не хотели его отпускать, но папа кричал, что так не честно, что всех других пап всегда отпускают. И дети не стали спорить:
— Ладно, иди.
Папа пошёл. А у мальчика и девочки осталось неприятное предчувствие. Вот сидят они дома, ждут папу с войны и думают: «Не надо было его отпускать. Ничем хорошим это не кончится».
Вдруг слышат за окном крик, шум, возмущённые возгласы. Выбежали во двор, а там собралась крупная толпа соседских детей. В середине толпы стоят какие-то чужие дети, держат за рукав их папу, спрашивают, чей это папа и где он живёт.
Соседские дети увидели мальчика с девочкой, кричат:
— Идите сюда, тут дети врагов вашего папу привели.
— А, — говорят дети врагов, — так это ваш папа?
— Наш. А что такое?
— Вот. Полюбуйтесь на его художества. Как он наших пап изукрасил. На них теперь ни одного живого места нет.
И действительно, на папах, которых чужие дети с собой привели, не так уж много невредимых мест осталось. Всюду ссадины, царапины от пуль, а один вообще еле на ногах держится, потому что ему осколком гранаты каблук от ботинка оторвало.
Папа мальчика и девочки тоже, конечно, не в лучшем виде. Стоит весь взъерошенный, ни на кого не смотрит и землю ногой ковыряет. Потому что не знает, что ему теперь будет.
— Имейте в виду, — говорят мальчику и девочке дети врагов. — Если вы своего папу унять не можете, мы сами меры примем.
Девочка сразу на всякий случай взяла папу за руку, а мальчик говорит:
— Прежде чем меры принимать, давайте сначала разберёмся. Кто вам сказал, что это наш папа во всём виноват?
— Нам, — говорят дети врагов, — наши папы сказали. Мы своим папам верим.
— Мы, — говорит девочка, — своему папе тоже верим. И сейчас у него спросим, как дело было.
— Пожалуйста. Спрашивайте. Послушаем, как он будет всё отрицать. Только имейте в виду, мы сами своими глазами видели, как он в наших пап гранатами кидался.
— Это правда? — спрашивает мальчик. — Ты кидался гранатами?
— Вот видите, — говорят дети врагов. — Молчит. Даже не отрицает.
— Как же ты мог? — огорчилась девочка.
— Так у нас, — всхлипнул папа, — война была. А они враги.
— Ну и что, что враги? Если враги, так уже и не люди, что ли? Это надо до такого додуматься — гранаты в людей кидать!
— Я же не нарочно. Я их просто победить хотел. А они первые начали не сдаваться.
— Кто начал? — ахнули вражеские папы. — Мы начали? Да он сам первый начал. Мы бежим, а он: «Врагу не сдаюсь! Врагу не сдаюсь!» И гранатами кидается.
— Вот видите, — говорят дети врагов. — Наши папы от него бежали, а он — гранатами.
— Не бежали мы от него, — обиделись вражеские папы. — Мы наоборот. Шли. Бегом.
— Что-то мы ничего не поняли, — говорят мальчик и девочка. — Как это вы бегом шли? Куда шли?
— В атаку шли. На него.
— Ах вот оно что! — говорят дети врагов своим папам. — Ну, ну, дальше рассказывайте.
— Бежим, ведём огонь из всех видов вооружения. Обошли с флангов. А он не сдаваться начал. И гранаты кидал.
— Вот теперь, — говорит мальчик детям врагов, — мне почти всё понятно. Только одно непонятно. Зачем ваши папы на нашего папу в атаку шли?
— Как «зачем»? — удивились вражеские папы. — Мы же враги. У нас война. На войне всегда в атаку ходят. Не верите — сами у своего папы спросите.
— Ну да, — говорит папа мальчика и девочки. — Это правильно. Ты, сын, уже не маленький. Да и тебе, дочка, пора бы запомнить. Я вам сколько раз говорил: без атаки на войне победы над врагом не бывает. Если бы их дети не прибежали, я бы их обязательно победил.
— Ты — нас? — возмутились вражеские папы. — Ага! Сейчас! Это мы бы тебя победили!
Тут дети врагов извинились перед мальчиком и девочкой, крепко взяли своих пап за руки и повели домой. Быстрым шагом. Все вражеские папы шли более или менее спокойно, только тот, который был с оторванным каблуком, всё время оглядывался, показывал язык и обидно грозился кулаком.
Папа мальчика и девочки тоже хотел было напоследок крикнуть врагам что-нибудь очень обидное, но его тоже домой увели. За ухо. И с тех пор уже никогда ни на какую войну больше не пускали.
СМЕРТЬ ПО УВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ
Как-то раз директор одной школы заглянул во время урока в третий класс и увидел, что некоторые дети отсутствуют.Он вызвал к себе заведующего учебной частью и спросил, почему эти отсутствующие дети не пришли в школу.— Не волнуйтесь, — спокойно сказал директору завуч, — все эти третьеклассники отсутствуют по уважительным причинам.На другой день директор снова заглянул в третий класс и обнаружил, что отсутствует уже почти половина детей. Он стал заходить в другие классы и всё больше удивлялся, потому что во всех классах было очень мало учеников.«Нет ли у меня в школе какой-нибудь эпидемии?» — забеспокоился директор. Он снова вызвал к себе в кабинет заведующего учебной частью. Но завуч опять спокойно сказал, что дети отсутствуют по уважительной причине. Можно не беспокоиться.На следующее утро директор проснулся с мрачными предчувствиями. Он поспешил в школу и увидел, что там растерянные учителя бродят по пустынным школьным коридорам, а в классах никого нет. Вся школа совершенно пустая.— А где наш заведующий учебной частью? — спросил директор.Оказалось, что завуч тоже в школу не пришёл.Директор стал звонить завучу домой. Сначала никто долго не брал трубку, а потом завуч каким-то не своим, загробным голосом спросил:— Ну что, что такое? Кто посмел нарушить мой вечный покой?— Какой покой? — рассердился директор. — В нашей школе семьсот двадцать два ученика учатся, а сегодня ни один не пришёл. Вы мне можете объяснить, что с ними случилось?— А ты съезди на кладбище и всё узнаешь, — грубо сказал завуч и бросил трубку.Директор поехал на кладбище и увидел, что там появились семьсот двадцать две свежие могилы с памятниками, и на каждом памятнике написаны имена и фамилии учеников его школы.Директор немедленно вызвал подъёмный кран и спасателей из Министерства по чрезвычайным ситуациям. Памятники подъёмным краном стащили с могил, могилы раскопали, и оказалось, что все похороненные в могилах школьники, к счастью, ещё живы, только спят как убитые.Когда школьников разбудили, они встали, сходили домой за портфелями и вместе со своим директором вернулись в родную школу. А завуча директор велел в школу вообще не пускать. Но тот и сам больше не приходил. Ни разу.
Григорий Остер «Будем знакомы»
Эти слонёнок, попугай, удав и мартышка жили в Африке. Каждый день они собирались вместе и придумывали что-нибудь интересное. Или просто разговаривали. Или мартышка пела смешные песенки, а удав, слонёнок и попугай слушали и смеялись. Или слонёнок задавал умные вопросы, а мартышка, попугай и удав отвечали. Или слонёнок и мартышка брали удава и крутили, как скакалку, а попугай прыгал через него.
И всем было весело, особенно удаву. Слонёнок, попугай, удав и мартышка всегда радовались, что они знакомы друг с другом и играют вместе. Поэтому все удивились, когда мартышка однажды сказала:
— Ах, как жаль, что мы знакомы друг с другом!
— Разве тебе не интересно с нами? — обиделся попугай.
— Нет, вы меня не поняли! — замахала руками мартышка. — Я совсем не то хотела сказать. Я хотела сказать: как жаль, что мы уже знакомы. Вот было бы интересно нам всем ещё раз познакомиться. Я бы с удовольствием познакомилась с тобой, слонёнок, ты такой вежливый, с тобой, попугай, ты такой умный, с тобой, удав, ты такой длинный.
— И я, — сказал удав, — с удовольствием познакомился бы с тобой, мартышка, с тобой, слонёнок, и с тобой, попугай.
— И я, — сказал слонёнок. — С удовольствием.
— Но ведь мы уже знакомы! — пожал плечами попугай.
— Вот я и говорю, — вздохнула мартышка. — Как жаль!
— Друзья! — вдруг сказал удав и взмахнул хвостом. — А почему бы нам не познакомиться ещё раз?
— Два раза подряд знакомиться нельзя! — сказал попугай. — Если с кем-нибудь знаком, то это уже навсегда. Ничего тут не поделаешь.
— А мы, — предложил слонёнок, — давайте возьмём и познакомимся сначала!
— Правильно! — сказал удав. — Давайте разойдёмся, а потом случайно встретимся и познакомимся.
— Ой! — заволновался слонёнок. — А вдруг мы случайно не встретимся?
— Ну, это-то как раз не беда! — сказал попугай. — Если мы не встретимся случайно, мы потом встретимся нарочно.
Мартышка закрыла руками глаза и закричала:
Раз, два, три, четыре, пять!
Начинаю вас не знать!
Расходитесь, разбегайтесь,
Чтобы встретиться опять!
Когда мартышка открыла глаза, никого не было. Потом из-за дерева вышел слонёнок. Из травы выполз удав. А из-под куста вылез попугай. Все доброжелательно посмотрели друг на друга и стали знакомиться.
Мартышка пожала попугаю крылышко. Попугай пожал слонёнку хобот. Слонёнок пожал удаву хвост. И они все сказали друг другу: «Будем знакомы!» А потом сказали: «Очень приятно было познакомиться!»
И это действительно было так приятно, что с тех пор они каждый день знакомились по два раза. Утром, когда встречались, и вечером на прощание, перед тем как отправиться спать.
Повесть: Вредные советы
Если вы по коридоруМчитесь на велосипеде,А навстречу вам из ваннойВышел папа погулять,Не сворачивайте в кухню,В кухне – твердый холодильник.Тормозите лучше в папу.Папа мягкий. Он простит.——Если вас навек сплотили,Озарили и ведут,Не пытайтесь уклонитьсяОт движенья к торжеству.Все равно на труд подниметИ на подвиг вдохновитВас великий и могучий,И надежный наш оплот.——Главным делом жизни вашейМожет стать любой пустяк.Надо только твердо верить,Что важнее дела нет.И тогда не помешаетВам ни холод, ни жара,Задыхаясь от восторга,Заниматься чепухой.——Бейте палками лягушек.Это очень интересно.Отрывайте крылья мухам,Пусть побегают пешком.Тренируйтесь ежедневно,И наступит день счастливый -Вас в какое-нибудь царствоПримут главным палачом.——Девчонок надо никогдаНигде не замечать.И не давать прохода имНигде и никогда.Им надо ножки подставлять,Пугать из-за угла,Чтоб сразу поняли они:До них вам дела нет.Девчонку встретил – быстро ейПоказывай язык.Пускай не думает она,Что ты в нее влюблен.——Начиная драку с папой,Затевая с мамой бой,Постарайся сдаться маме, -Папа пленных не берет.Кстати, выясни у мамы,Не забыла ли она -Пленных бить ремнем по попеЗапрещает Красный Крест.——Если ты весь мир насильяСобираешься разрушить,И при этом стать мечтаешьВсем, не будучи ничем,Смело двигайся за намиПо проложенной дороге,Мы тебе дорогу этуМожем даже уступить.——Не соглашайся ни за чтоНи с кем и никогда,А кто с тобой согласен, техТрусливыми зови.За это все тебя начнутЛюбить и уважать.И всюду будет у тебяПолным полно друзей.——Если в кухне тараканыМаршируют по столу,И устраивают мышиНа полу учебный бой,Значит, вам пора на времяПрекратить борьбу за мир,И все силы ваши броситьНа борьбу за чистоту.——Если вы собрались другуРассказать свою беду,Брать за пуговицу другаБесполезно – убежит,И на память вам оставитЭту пуговицу друг.Лучше дать ему подножку,На пол бросить, сверху сестьИ тогда уже подробноРассказать свою беду.——Если ты пришел к знакомым,Не здоровайся ни с кем.Слов: «пожалуйста», «спасибо»Никому не говори.Отвернись и на вопросыНи на чьи не отвечай.И тогда никто не скажетПро тебя, что ты болтун.——Если что-нибудь случилось,И никто не виноват,Не ходи туда, иначеВиноватым будешь ты.Спрячься где-нибудь в сторонке.А потом иди домой.И про то, что видел это,Никому не говори.——
В началоНазад2ВпередВ конец
Литература
Дебютным произведением Остера стала книга стихов, написанных еще в 16-летнем возрасте. Они предназначались для взрослых читателей и претендовали на статус серьезной лирики. Сборник издали в 1974 году, когда Григорий Бенционович еще служил в армии. Редакторы при публикации сильно «порезали» книгу и выбросили из нее значительную часть стихотворений, что расстроило начинающего автора.
Писатель Григорий Остер
К концу учебы в институте Остер окончательно решил, что писать для взрослых не будет: необходимость постоянно вплетать в стихи и романы коммунистическую пропаганду ему претила, к тому же пробиться в этой среде и зарабатывать на творчестве тогда было очень сложно.
Широкую известность писателю принес детский сборник «Как хорошо дарить подарки». Именно в нем впервые появились 4 героя – Удав, Слоненок, Попугай и Мартышка, которые потом стали персонажами мультфильмов «38 попугаев» и «Бабушка удава». Вскоре пришло и признание в сфере драматургии: пьеса «Человек с хвостом» в 1976 году с успехом прошла в кукольных театрах.
Григорий Остер и персонажи сказки «38 попугаев»
Через 2 года Остер написал знаменитого «Котенка по имени Гав». Сказка легла в основу полюбившегося советским детям мультипликационного фильма.
Серия «Вредные советы» начиналась как отдельные небольшие стихотворения, предназначенные для публикации в журналах. Первый совет «Храбрый повар» опубликовали в «Колобке» в 1983 году. Идея давать советы «наоборот» очень понравилась маленьким читателям, а вот родители оценили их не сразу – потребовалось время, чтобы шутки «дошли» до взрослой аудитории. Позже «Вредные советы» превратились в отдельный литературный жанр – у Остера появилось множество последователей и подражателей.
Григорий Остер и его «Вредные советы»
Лучшим своим произведением Григорий Бенционович считает «Сказку с подробностями», написанную в духе гипертекстуального романа, но, как он однажды посетовал в интервью, издатели «не спешили рвать ее из рук».
Важной частью творческой биографии Остера является работа в кино и мультипликации. С 1980-х годов он работает сценаристом детского кино и сказок
Первыми работами в этой сфере стали «Мальчик и девочка» и «Как гусенок потерялся». В анимации писатель работал с именитыми режиссерами – Вячеславом Котеночкиным, Львом Атамановым, Майей Мирошкиной, Владимиром Пекарем.
Григорий Остер
Сюжеты его рассказов легли в основу полноценных спектаклей, например, «Школа современной пьесы» создала постановку на основе «Вредных советов». Также Остер писал сценарии сюжетов для киножурнала «Ералаш».
В 1996 году автор получил первую награду – приз конкурса читательских симпатий «Золотой ключик». В 2002-м ему достались Государственная премия России в области литературы и искусства и престижная литературная премия имени Корнея Чуковского, а в 2007-м Григорий Остер стал Заслуженным деятелем искусств Российской Федерации.
Григорий Остер и его книги
С 2004 года писатель входит в команду разработчиков специального государственного сайта для детей. Ресурс под названием «Президент России – гражданам школьного возраста» в доступной форме рассказывает о работе органов власти в стране. По словам писателя, он делает эту работу добровольно и бесплатно, а все, что он написал для ресурса, Владимир Путин и Дмитрий Медведев одобрили лично.
В 2008-2009 годах Остер вел телепередачу «Детские шалости» вместе с певицей Глюкозой. Это был игровой проект, главным призом которого, несмотря на юную аудиторию, стала денежная сумма.
Григорий Остер в передаче «Детские шалости»
Григорий Бенционович – автор серии шутливых учебников по физике и математике, которые он сам называет «ненаглядными пособиями». Цель этих произведений – развитие не столько умения считать и решать задачи, сколько чувства юмора и фантазии. Остер придумал для детей новые науки, например, «Конфетоедение», «Вритература», «Ничеговедение», и выпустил по ним задачники.
Писатель заставляет героев мастерски отображать и пародировать поведение маленьких детей, умеет правдоподобно воспроизводить атмосферу школы и домашнюю обстановку («Школа ужасов», «Дети и Эти»). Книги Остера полны загадок, словесных находок, интересных фактов. Они не только развлекают, но и учат сочинять, помогают развитию речи.
Писатель Григорий Остер
ЗАКОЛДОВАННЫЙ СНАРЯД
В одной школе учительница по физкультуре была ведьмой. Тайком от остальных учеников она учила некоторых девочек летать по спортивному залу на метле и заколдовывать других учителей так, чтобы они ставили только одни пятёрки, даже если совсем ничего не знаешь.Учитель по пению узнал про учительницу физкультуры правду, пришёл к директору и всё ему рассказал. Ведьму выгнали, но она поклялась отомстить тому, кто её выдал.Однажды у учителя пения дома случился ремонт, и директор разрешил ему переночевать в школе. Три ночи.В первую ночь учитель пения лёг спать в кабинете директора. На диване. Когда висевшие на стенке часы пробили полночь, раздался жуткий скрип, дверь распахнулась, и в кабинет вошёл учебный скелет. Скелет растопырил кисти рук и стал бродить по кабинету, нашаривая учителя пения. Учитель понял, что скелет без глаз и не видит его
Тогда учитель осторожно перебрался с дивана на директорский стол и стоял там до тех пор, пока не раздался крик петуха, который жил в этой школе в живом уголке. В тот же миг скелет упал на пол и замер, как неживой.Во вторую ночь учитель пения лёг спать в учительской
На стульях. Ровно в полночь раздалось грозное шуршание, и из всех хранящихся в учительской классных журналов стали выползать разные отметки: тройки, двойки, пятёрки, четвёрки и единицы. Отметки быстро бегали по полу, по стенам, по потолку и бросались в разные стороны. Учитель пения понял, что отметки ищут его, чтобы защекотать насмерть, и, подпрыгнув, схватился за люстру. На люстре ему пришлось висеть до тех пор, пока в живом уголке не закричал петух. Тут же всё исчезло, как будто ничего и не было.На третью ночь учитель пения решил устроиться спать в спортзале. На мягких матах. Когда пробило полночь, он быстро привстал и прислушался. Но ничего не услышал. Во всей пустой школе стояла мёртвая, гробовая тишина. Учитель пения успокоился и заснул. А утром его не нашли. Нигде. Сколько ни искали.Зато вместо учителя пения в школьном спортзале появился новый спортивный снаряд — козёл. И новая учительница физкультуры учила детей прыгать через него. А на боку у этого нового козла мелкими буквами было написано: «То же самое будет с каждым, кто ябедничает. Ку-ку!»
Каннибальские мотивы: откуда ноги растут?
Что ж, теперь становится понятно, что оральности в Григории Остере нет, зато есть зрение – высокоразвитое, реализованное зрение, которое с успехом воспитывала советская культура. Его зрительный вектор иронизирует, шутит (иногда с оттенком грусти), дает «вредные» советы (гениальная педагогическая находка), благодаря которым дети очень эффективно учатся и развиваются от противного (кто – послушанию, кто – сообразительности и ловкости и так далее). И, конечно, развитая и реализованная анальность с ее преданностью идее обучения подрастающего поколения.
Тогда откуда берутся каннибальские мотивы, откуда все эти рассказы о приготовлении непослушных мальчиков и девочек?
Покупая книгу, мы нередко начинаем читать само произведение, оставив без внимания предисловие автора. Между тем, именно в предисловии могут содержаться очень важные вещи.
Уважаемые родители! Перед вами кулинарная книга домашнего воспитателя. Это жуткое произведение. Не вздумайте читать его детям на ночь! Только с утра! И только в том случае, если все равно решили с утра читать им нотации, бросать упреки, колоть укорами, а также пилить их, шпынять, жучить и тыкать носом в содеянное до самого обеда. Тогда уж лучше читайте им книгу о вкусной и здоровой пище людоеда. В конце концов, перебирая разные методы воспитания, нетрудно прийти к мысли: «Самое простое и не смешное, что может сделать человек с человеком — это его съесть!»
Ответ на мой вопрос содержится именно здесь, в предисловии: эта книга – попытка автора вразумить родителей, привыкших шпынять и пилить своего ребенка за содеянное.
Возможно, где-то Григорий Бенционович Остер и переоценил догадливость взрослого читателя насчет предназначения книги. И в предисловии стоило отметить, что она все же для взрослых и довольно повзрослевших детей. И, возможно, именно поэтому она не пользуется у населения большим спросом.
Что касается злополучной темы каннибализма, с точки зрения системно-векторной психологии это можно трактовать следующим образом
Если смотреть на проблему узко, можно увидеть крик о помощи зрительного вектора, попытку достучаться до родителей, сказать им, что их невнимание и придирки к ребенку – сродни самому страшному, что может случиться со зрительником…. Если смотреть на текст и проблему глобально, то напрашивается еще один вывод: пока «каннибал» в культуре и обществе не был так очевиден, его зрение шутило легко и остроумно
Однако времена поменялись, а культурная среда человека интеллигентного сменилась на среду человека вечно жующего и гогочущего. Неразвитый оральный вектор пробивает культурный слой с телеэкранов, мониторов компьютеров, газетных полос. Происходит публичное пожирание друг друга в прямом и переносном смысле
Если смотреть на текст и проблему глобально, то напрашивается еще один вывод: пока «каннибал» в культуре и обществе не был так очевиден, его зрение шутило легко и остроумно. Однако времена поменялись, а культурная среда человека интеллигентного сменилась на среду человека вечно жующего и гогочущего. Неразвитый оральный вектор пробивает культурный слой с телеэкранов, мониторов компьютеров, газетных полос. Происходит публичное пожирание друг друга в прямом и переносном смысле.
«Людоедские» рассказы Григория Остера – это реакция зрительного вектора на уничтожение культуры юмором на уровне гениталий, тупой сатирой, массовой неприязнью, ненавистью всех ко всем, транслируемой по всем телеканалам страны. Реакция на образование глобальных прорех, зрительных дыр в душах соотечественников. Это ряды типичных для зрения страхов, воплощенных в виде простой и ненавязчивой прозы для детей, страхов из-за того, что творится вокруг. Отражение окружающей «оральности». Попытка реанимировать отошедшую в мир иной элитарную культуру…
Поэтому мой вердикт таков: «Читать! Нельзя выбрасывать!». А «людоедские» вещи изучать для самообразования. Ну, или читать детям без зрительного вектора.
Статья написана по материалам системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Интересные факты
- Остер – единственный детский писатель, входящий в список «Кто есть кто в русском постмодернизме», хотя сам он никогда не считал себя ни постмодернистом, ни литературным диссидентом.
- В исходном варианте сказки Остера котенок по имени Гав – рыжий и беспородный. Колоритные черты модной в то время сиамской породы ему придал режиссер мультфильма Леонид Шварцман.
Кадр из мультфильма «Котенок по имени Гав»
- В антологии детской литературы, изданной в Канаде, Григорий Бенционович оказался самым многотиражным писателем: его произведения издали в объеме 12 млн экземпляров, в то время как прочим авторам отвели не более 300-400 тысяч.
- В сети упоминается, что одно время писатель творил под псевдонимом Остёр, но это просто давнее недоразумение: в свое время редактор «Веселых картинок» поставил в фамилии две точки над буквой е по ошибке.