Поэзия как волшебство в творчестве бальмонта кратко

Темы, проблемы, настроение

В раннем творчестве К. Д. Бальмонта преобладает настроение любования, то есть просматривается постоянное стремление к Красоте

Автор обращает внимание читателя на мельчайшие детали, вздохи природы, которые находят отражение в душе человека, являясь едва уловимыми нотами, мотивами, которые определяют основное звучание жизни. Такова основная тема стихотворения «Мечта»

Настроение стихотворения «Мечта» меланхоличное, но не печальное и ранимое, а умеренно-медлительное и чувственное, тихо-оптимистичное, то есть не пышет яркими красками, не мажорное, но радостное и светлое.

Ранняя лирика поэта отличается стремлением уйти в мир неги, грёз, мечты. Этой философской теме принадлежат многие произведения автора, в том числе и данное стихотворение.

У раннего Бальмонта сложно найти стихотворения на «русскую» тему. Его не интересовал человек, как таковой, не интересовала его природа, как многих поэтов-современников. Он придавал большое значение неосязаемому, недосягаемому: небу, звездам, вечности, мимолётности, прозрачности, тишине, мечте. Проблематика его стихов вдохновляет читателя мыслить глубоко и широко.

Сам автор старался жить своими ощущениями и чувствами, к чему и призывал читателей.

Юность

Упомянем в биографии Бальмонта К. Д. период юношества, который также ознаменовался довольно бурной революционной деятельностью. Поэт поступил в Московский университет, но был отчислен уже через год за участие в студенческих волнениях, связанных с введением нового устава, который учащиеся посчитали реакционным

Важно отметить, что писателя не просто исключили, но и сослали в Шую

С высшим образованием у Бальмонта так и не сложилось — из Демидовского училища в Ярославле, куда он поступил позднее, его отчислили в 1890 году. Несмотря на это, он по праву считается образцом эрудиции и культуры. Он изучал самостоятельно такие науки, как история, философия, этнография и химия, каждый год читал огромное количество книг, знал, по рассказам современников, более 15 иностранных языков.

О, женщина. ст. Константин Бальмонт

«О, женщина, дитя, привыкшее играть. « 1919 Константин Дмитриевич Бальмонт О, женщина, дитя, привыкшее играть И взором нежных глаз, и лаской поцелуя, Я должен бы тебя всем сердцем презирать, А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя!

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю, Живу одной тобой в моих терзаньях страстных, Для прихоти твоей я душу погублю, Всё, всё возьми себе — за взгляд очей прекрасных,

За слово лживое, что истины нежней, За сладкую тоску восторженных мучений! Ты, море странных снов, и звуков, и огней! Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений! 1894

Рейтинг работы: 77 Количество отзывов: 8 Количество сообщений: 8 Количество просмотров: 393 Добавили MP3 в избранное: 1Добавили в избранное: 1 17.10.2015г. Владимир Свидетельство о публикации: izba-2015-1454505

Благодарю, Ольга. Искренне рад Вашей Оценке.

Марина Нежина 24.10.2015 18:30:10Отзыв: положительный Изумительные стихи, так бережно и чувственно исполнены Вами. Браво!

Марина! Приятна Ваша Оценка. Благодарю.

Татьяна ***** Дагаева 22.10.2015 13:54:15Отзыв: положительный Восхитительный романс получился!

Мне Приятно, Таня. Благодарю.

Натали 21.10.2015 11:20:04Отзыв: положительный Как верно сказано, прекрасные строки о женщине! Проникновенно исполнено Владимир, слушаю и получаю огромное удовольствие . Бесконечно благодарю мой друг, забираю твой романс в избранное!

С теплом души, Натали. Володя, я тут погрустила с осенью, посмотри. https://www.chitalnya.ru/work/1459207/

Натали. Искренне благодарю за Отзыв Души.

Татьяна Талызина ( Татиана ) 18.10.2015 16:55:16Отзыв: положительный » Ты,море странных снов,и звуков,и огней!» Замечательно. вдохновенно. Спасибо,Владимир!

Елена Ватолина 18.10.2015 15:44:31Отзыв: положительный Очень люблю это творение у Константина.

Люблю и рвусь к тебе, прощаю и люблю, Живу одной тобой в моих терзаньях страстных, Для прихоти твоей я душу погублю, Всё, всё возьми себе — за взгляд очей прекрасных,

За слово лживое, что истины нежней, За сладкую тоску восторженных мучений! Ты, море странных снов, и звуков, и огней! Ты, друг и вечный враг! Злой дух и добрый гений!

Неужели на самом деле так у вас, мужчин, бывает. :))) Аж до коликов под кожей. Мягкой чистой волной Ваш голос и исполнение. Укутывающей нежностью. Спасибо, Володя. Лена

Конечно бывает, но только у. Мужчин. Благодарю Елена за теплоту.

Лина! Рад. Благодарю.

Юлия Акатова 18.10.2015 00:46:28Отзыв: положительный ОООООООООООО. ЭТО ВЫ КРУТО ВЫСТУПИЛИ.

И КАКИЕ СТИХИ. КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ. ОЧЧЬИНЬ НРАВЯТСЯ.

Можно я Вам отвечу?!

. О, восхищайтесь, получайте От жизни легкие цветы, Лишь прах земной не принимайте За воробьиные мечты.

Когда увидите седины Среди печальной немоты, Вы снов припомните картины — Как воробьиные мечты..

Поверьте каждой встрече тайной,- Как мало их средь суеты! Везенье при игре случайной — Лишь воробьиные мечты.

Вы ищете расклад счастливый, Не набирая высоты! А счастье может миг единый, Как воробьиные мечты..

Имейте смелость увяданья, Имейте смелость состраданья, Увидеть мёртвые цветы, Имейте смелость в даре слова, Чтоб повторить любви основы И воробьиные мечты..

Отправляя любой текст через специальные формы на сайте, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности данного сайта. Все авторские права на произведения принадлежат их авторам и охраняются действующим законодательством. Перепечатка и копирование произведений возможны только с согласия их автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за содержание произведений закреплена за их авторами на основании правил публикации и российского законодательства. При нарушении правил сайта и официального судебного запроса Администрация сайта предоставит все необходимые данные об авторе-нарушителе.

Источник

Библиография

  • 1894 – «Под северным небом (элегии, стансы, сонеты)»
  • 1895 – «В безбрежности мрака»
  • 1898 – «Тишина. Лирические поэмы»
  • 1900 – «Горящие здания. Лирика современной души»
  • 1903 – «Будем как солнце. Книга символов»
  • 1903 – «Только любовь. Семицветник»
  • 1905 – «Литургия красоты. Стихийные гимны»
  • 1905 – «Фейные сказки (детские песенки)»
  • 1906 – «Злые чары (Книга заклятий)»
  • 1906 – «Стихотворения»
  • 1907 – «Песни мстителя»
  • 1908 – «Птицы в воздухе (Строки напевные)»
  • 1909 – «Зелёный вертоград (Слова поцелуйные)»
  • 1917 – «Сонеты Солнца, мёда и Луны»
  • 1920 – «Перстень»
  • 1920 – «Семь поэм»
  • 1922 – «Песня рабочего молота»
  • 1929 – «В раздвинутой дали (Поэма о России)»
  • 1930 – «Соучастие душ»
  • 1937 – «Светослужение»

Стихотворения Константина Бальмонта

1893Фантазия1894АвгустЧайкаЧелн томленьяГорный корольГрустьЛунный светМне ненавистен гул гигантских городов…Надгробные цветыНить АриадныО, женщина, дитя, привыкшее играть…Памяти И.С.ТургеневаРодная картинаСмертьТебя я хочу, мое счастье…Я мечтою ловил уходящие тени…У фьордаУходит светлый май…Зарождающаяся жизнь1895КамышиКовыльЛебедьВетерВоскресшийВсе мне грезится Море…1897В царстве льдовВенчаниеЯ вольный ветер, я вечно вею…1898Белый пожарДо последнего дняПламя1899Ангелы опальныеИзбранныйПроклятые глупостиРаненыйЯ не из техЯ заснул на распутьи глухом…1900Ad infinitumБезглагольностьФра АнджеликоIncubusОтпаденияПоэтыПред итальянскими примитивамиРиввейраТерциныВеликое ничтоЗачарованный грот1901Играющей в игры любовныеЕще необходимо любить и убивать…КострыЛесные травыМаленький султанВеласкес, Веласкес, единственный гений…Я — изысканность русской медлительной речи…1902Скорбь АгурамаздыЯ не знаю мудростиЗавет бытия1903Голубая розаК ЕленеЛинии светаЛюблю тебя, люблю…Меж подводных стеблейМои врагиМорская душаОна отдалась без упрека…ОзимандияПечаль луныПесня арабаСтарая песенкаЯ больше ее не люблю…Я буду ждатьЗолотая рыбка1905Бледная травкаДругуФейные сказки: ПосвящениеФеяЛоманые линииРешение ФеиТрудно ФееЯ с ужасом теперь читаю сказки…Я в этот мир пришел…1907Царь — ложьПолночь и свет1908Долины снаИсландияОсень. Мертвый простор…ПрощайВозглас болиЯ сбросил ееЗаглянутьЗемля1913ДовольноДурной сонТак скороВ адуВ тюрьмеЖенщина — с нами, когда мы рождаемся…1914Кто когоМолитва вечерняяОгоньОпричникиСквозь мир случайностей, к живому роднику…Слова любвиВ домах1915БеатричеФата МорганаКак ИспанецКолокольный звонЛесной пожарМолитваОжесточенномуПоспевает брусника…СкифВыше, вышеЯ откроюсь тебе в неожиданный миг…1916Красный цветСреди камнейСнежинкаПоследний лучОтцвелиВо власти всех вещейГолос дьяволаВоспоминание о вечере в Амстердаме1917БеладоннаХочу!К Гермесу ТрисмегистуМои звериПрощание с древомСознаниеВ глухие дниЗашумела волна, покачнулся челнок…1918АуБог создал мир из ничего…ДымК царице фейКинжальные словаК случайнойЛюбиМы убиваем гения стократно…РазлучностьСигурдСмерть Димитрия КрасногоСоперникиВерьте мне, обманутые люди…ВодаЯ люблю далекий след — от весла…Заколдованная деваЗатон1920БезрадостностьХвала сонетуНет дня, чтоб я не думал о тебе…Остров Вилиэ-ЛьяволаПохвала умуРазлукаСлово заветаСолнце удалилосьВ синем храмеУтопленники1921Фея за деломКрасныйМинутаНам нравятся поэты…От умершего к живомуРусалкаСумрачные областиВесь — веснаЯ Русский1922АнитаЧасыКак ночьКто?Молитва о жертвеНабатОпятьПо всходамПоединокПросветыСкорпионСкрижалиТолькоТончайший звук…В преисподнейУзникЗакрыв глаза…1924Дух волныГлушьКрик часовогоМой друг, есть радость и любовь…МолебенОтчего мне так душно? Отчего мне так скучно?..ПроповедникамРассветВ башнеВолна1925Близ пышной Мексики, в пределах Аризоны…БретаньКолокольчики и колоколаМоя душаОсеньПоздноПожарЗамок Джэн ВальморЗа то, что нет благословения…Жар-Птица1927Аромат СолнцаБабочкаБлаговещенье в МосквеИ плыли ониК дальнемуК людямЛестница любвиМорской разбойникМожно жить с закрытыми глазами…Он спросил меня: Ты веришь?..ОстровокРавнинаСознанье, Сила и Основа…1928Бог и ДьяволХлопья туманаКузнецPax hominibus bonae voluntatisУмер бедный цветок. На груди у тебя…Зеленый и черный1929К зимеНа мотив из Зенд-АвестыОтдать себяПод ярмомПосле балаСкифыСразуЯ ласкал ее долго, ласкал до утра…Зачем?1930Чем выше образ твой был вознесен во мне…Мои проклятияНежнее всегоВетер перелетный1932Что мне нравитсяЯ люблю тебя1933Смотри, как звезды в вышинe…Страна неволиУроды1934Закатные цветы1935В окрестностях Одессы1936Конец мира

Эмиграция

В начала следующего века Бальмонт отправился за пределы Российской Империи. Сказалось желание получить новые впечатления.

К 1905 году, когда было понятно, что царизм обречен, и это вопрос времени, мужчина спешно возвращается на родную землю.

Он с восторгом окунается в бунтарскую стихию. Участвует в строительства баррикад, пламенно читает стихи перед молодыми людьми. Однако очень скоро запал заканчивается и мужчина понимает, чем увлечение революционными идеями может плохо для него закончиться.

В начала 1906 года Бальмонт спешно собирает вещи и отправляется за пределы страны, опасаясь ареста и репрессий.

Начинается период первой эмиграции писателя и поэта. Временным пристанищем стал пригород Парижа.

Иван Шмелев с женой и русскими эмигрантами (К.Д. Бальмонт, М.К. Бальмонт, А.Н. Иванова, Ив. Жантийом-Кутырин, Е.К. Цветковская, О.А. Шмелева) в Париже

Здесь литератора застает творческий кризис. Он занимается самоповторами, его активно критикуют.

Несмотря на это, Бальмонт не теряет времени зря. Он путешествует по Египту, странам Азии.

В 1913 году царская власть объявляет амнистию. Наконец, Константин Дмитриевич получает возможность вернуться на родину. Что он и делает.

Приехав домой, литератор ездит с по стране, читает свои стихотворения. Но былой славы уже не имеет. Через несколько лет случается февральская революция.

Бальмонт, как и многие другие, принимает это событие с восторгом. Однако уже через несколько месяцев, к октябрю, после большевистского переворота, Бальмонт приходит в ужас от кровавых событий.

Коммунистов он презирает не меньше, чем царистов. Тотальный кризис приводит к тому, что работы у писателей и поэтов не остается. Начинается период нищенского существования на гроши.

В 1920 году большими усилиями, но писателю удается договориться о выезде из страны. Формальным поводом становится состояние здоровья мужчины, которому надо на лечение за границу.

К. Д. Бальмонт и И.С. Шмелев в эмиграции

Так началась вторая эмиграция поэта и писателя. Если первая продолжалась всего 7 лет. Эта — 22 года. Пристанищем литератора снова стала Франция. В итоге Бальмонт так и не сумел вернуться домой.

Дом в Париже, где останавливались Е. А. и К. Д. Бальмонты

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Мечта» является стансом. Пять строф объединены одной идеей, но каждая из них имеет свою законченную мысль, что является основной отличительной чертой данной жанровой формы.

Константин Дмитриевич принадлежал к течению старших символистов, хотя его можно было бы причислить и к импрессионистам, но стиль этот не перерос в отдельное направление в литературе, а стал неким бликом в произведениях авторов, принадлежащих различным течениям. Эти блики мы замечаем и в поэзии Бальмонта. Символисты своим творчеством стремились указать на прекрасное, идеальное в Мире, что замечается мимолетно, чем мгновенно вдохновляешься и уже забыть не имеешь возможности.

Данное стихотворения – это яркий пример импрессионистично-символистичного творчества Бальмонта. Стихи поэта отличаются музыкальностью, напевностью.

Размер стихотворения «Мечта» – шестистопный ямб. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифмы.

Творчество

Не считая совсем ранних проб пера, творческая биография Константина Бальмонта началась в 1890 году. В тот момент выходит первый сборник стихов поэта.

Писатель страдает психическим расстройством. Он пребывает в упадке и депрессии из-за тяжелого финансового и семейного положения. Пытается покончить жизнь самоубийством и в результате падения с третьего этажа получает сильную травму головы.

А после того, как более-менее приходит в себя, удрученный мнимой писательской неудачей, собственноручно уничтожает весь тираж первого сборника.

К. Д. Бальмонт. Открытка — портрет

Учитывая сложности творческого начала поэта, его реальным дебютом принято считать антологию «Под северным небом».

Вместе с еще двумя сборниками, «В безбрежности мрака» и «Тишина», он становится невероятно популярным и расходится огромными тиражами. А сам Бальмонт оказывается известным буквально в считанные годы.

В 94-95 г. мужчина знакомится с другими поэтами-символистами. В их числе оказываются такие литераторы, как Зинаида Гиппиус, Дмитрий Мережковский, а также Валерий Брюсов.

Следом в творчестве Бальмонта прослеживаются оккультные и почти религиозные темы, это особенно видно по произведениям из сборника «Злые чары», который вышел в свет гораздо позже. Его изъяли по соображениям цензуры.

К. Д. Бальмонт. 1912 г.

На поздние произведения литератора влияние оказывает зарубежная экзотика и иностранная культура.

Были в копилке поэта и стихи революционной тематики. Особенно активно это направление в творчестве Бальмонта стало развиваться после 1905 года. Хотя во время первой эмиграции литератор и находится в состоянии профессионального застоя, который длится не один год.

После возвращения из политической эмиграции в связи с амнистией, Бальмонт ездит по городам, по всей стране и читает свои стихи. Однако уже в 13-14 году его творчество теряет актуальность. Его воспринимают на так тепло и считают пережитком прошлого.

К. Бальмонт, фото 1928 г.

Второе дыхание у Бальмонта открылось уже в следующей эмиграции, после 1917 года. Помимо стихотворений, мужчина занялся изданием большого сборника сочинений в нескольких томах. Успел написать пару автобиографических книг, в том числе «Под новым серпом» и «Воздушный путь».

Последнее произведение Бальмонта, сборник «Светослужение» стал финальным в биографии поэта. С 1937 года литератор не написал ни строчки.

«Горящие здания»: движение от бинарности к целостности

«»Пик» признания поэзии Бальмонта читателями и критиками, — отмечает Н.А. Молчанова, — пришелся на начало 1900-х годов и закономерно совпал с интенсивным развитием русского символизма»1. Именно в этот период поэт создает лучшие свои книги. По сравнению с предыдущим периодом развития, «в движении от 90-х годов к 900-м символизм все настойчивее заявлял о себе как о новом миропонимании, которое стремится постичь мир как целое, во всей его бесконечности и глубине» . Наиболее ярко эти тенденции проявились в творчестве младших символистов, которые базировались на учении Вл. Соловьева о «всеединстве». Эволюционная смена творческой парадигмы, как мы убедились ранее, имела свои предпосылки и в творчестве Бальмонта, что и роднит его с младшими символистами.

«Жизнестроительного пафоса не был чужд и Бальмонт; что отразилось в его «Будем как Солнце»» . Как далее продолжает Н.А. Молчанова, обновление жизни в его поэтической системе связывается с сильным, свободным, гармонично-цельным человеком, который несет в себе «дары будущего». Эта идея Ф. Ницше, по мнению исследовательницы, преломленная сквозь русское миропонимание, логично сочеталась у Бальмонта с «верностью идее Красоте, которая, по Достоевскому, спасет мир»4. Еще одна ницшеанская идея нашла отражение в творчестве Бальмонта и других символистов. «В «Ессе Homo» Ницше писал о себе, что он не только декадент, но «еще и его противоположность» . Та же двойственность, — по свидетельству И.В. Корецкой, — была присуща большинству русских символистов» .

Итак, после сборника «Тишина» Бальмонт вступает в новый период своего творчества. Новые стихийные и бунтарские мотивы прозвучали в его первом сборнике второго периода творчества — «Горящих зданиях» (1900). Однако, по мнению И.В. Корецкой, «наносной ницшеанский аморализм в стихах Бальмонтовых «Горящих зданий» и «Будем как солнце» сравнительно быстро исчерпался на уровне темы, мотива».

Открывается сборник выдержкой из записной книжки (1899), в которой Бальмонт формулирует основной пафос книги: «У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей, и многие из этих людей, образующих одного человека, должны быть безжалостно ввергнуты в огонь. Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь. Что до меня, я сделал это в предлагаемой книге, и, быть может, тем, кто чувствует созвучно со мной, она поможет придти к тому внутреннему освобождению, которого я достиг для себя» (217-218). Стремление к цельности, сожжение «множества ликов» одного человека, преодоление расколото-сти на мужское и женское и движение к вожделенной андрогинности — вот основные задачи Бальмонта, поставленные им в этой книге перед собой, лирическим героем и читателем.

Совершенно естественно возникает вопрос о выражении этих двух начал на уровне текста. «Любой язык насыщен множеством импликаций и ассоциаций, в основе которых лежит тендерный фактор», — пишут А.В. Старикова и О.А. Буруки-на4. Они считают, что наиболее он «выражен в славянских языках, в частности, в русском»5 и самое яркое его проявление можно найти в поэзии. Поэтическое слово обладает образностью, и, соответственно, большую роль в нем играет внутренняя форма (символисты придавали большое значение учению А.А. Потебни о внутренней форме). Ниже исследователи продолжают свою мысль о том, что оно «приумножает свою образность — уже по законам словесного искусства и литературных традиций … Эстетическое воздействие поэтического слова объясняется тем, что оно творчески создается писателем и творчески воссоздается читателем. В связи с этим поэтический язык часто способствует восстановлению утраченного грамматического рода, что имеет огромное значение для тендерных исследований»1. В мужской и женской поэзии проявляются разные доминанты. Мужская культура: «Классицистические» лапидарность и простота, «Классицистические» упорядоченность, строгость и стройность, Полная ясность чувств, переживаний и средств их художественного воплощения. Женская культура: «Барочные» многословие, многообразность, усложненность. «Романтические» сбивчивость ритмики и характера повествования. Ассоциативный характер мышления, порождающий подчас неясные, смутные, тревожащие воображение образы.

Ошибочно утверждать, что женщине присуще писать только женские стихи, а мужчине — только мужские. Как ранее отмечали разные исследователи (П. Флоренский2, К.Г. Юнг3, А.В. Кирилина4, О. Рябов5), признаки женского начала всегда присутствуют в мужской культуре, а признаки мужского — в женской. Они находятся в отношениях дополнительной комплиментарно-сти друг к другу.

Личная жизнь

В 1889 году Константин Бальмонт женился на дочери иваново-вознесенского купца – Ларисе Михайловне Гарелиной. Познакомила их мать, но, когда он объявил о своем намерении жениться, высказалась против этого брака. Константин проявил свою непреклонность и даже пошел ради своей возлюбленной на разрыв с семьей.

Константин Бальмонт и его первая жена Лариса Гарелина

Как оказалось, его молодая супруга была склонна к неоправданной ревности. Они вечно ссорились, женщина не поддерживала его ни в литературных, ни в революционных начинаниях. Некоторые исследователи отмечают, что именно она пристрастила Бальмонта к вину.

13 марта 1890 года поэт решился на самоубийство – выбросился на мостовую с третьего этажа собственной квартиры. Но попытка не удалась – он год пролежал в постели, а от полученных травм на всю жизнь остался хромым.

Константин Бальмонт со второй женой Екатериной Андреевой и дочерью Ниной

В браке с Ларисой у них родилось двое детей. Первый их ребенок умер в младенчестве, второй – сын Николай – был болен нервным расстройством. В итоге Константин и Лариса разошлись, она вышла замуж за журналиста и литератора Энгельгардта.

В 1896 году Бальмонт женился во второй раз. Его супругой стала Екатерина Алексеевна Андреева. Девушка была из состоятельной семьи – умная, образованная и красивая. Сразу после венчания влюбленные уехали во Францию. В 1901 году у них родилась дочь Нина. Во многом их объединяла литературная деятельность, вместе они работали над переводами.

Константин Бальмонт и его третья жена Елена Цветковская

Екатерина Алексеевна не была властной особой, но образ жизни супругов диктовала она. И все бы было прекрасно, если бы не встретил Бальмонт в Париже Елену Константиновну Цветковскую. Девушка была очарована поэтом, смотрела на него будто на бога. Отныне он жил то с семьей, то на пару-тройку месяцев уезжал в заграничные путешествия с Екатериной.

Его семейная жизнь окончательно запуталась, когда Цветковская родила дочь Мирру. Это событие окончательно привязало Константина к Елене, но при этом он не хотел расходиться с Андреевой. Душевные терзания вновь привели Бальмонта к самоубийству. Он выпрыгнул из окна, но, как и в прошлый раз, остался жив.

Константин Бальмонт и Дагмар Шаховская

В итоге он стал жить в Петербурге с Цветковской и Миррой и изредка наведывался в Москву к Андреевой и дочери Нине. Позднее они иммигрировали во Францию. Там Бальмонт стал встречаться с Дагмар Шаховской. Он не уходил из семьи, но встречался с женщиной регулярно, ежедневно писал ей письма. В итоге она родила ему двух детей – сына Жоржа и дочь Светлану.

Но в самые тяжелые годы его жизни с ним рядом все-таки была Цветковская. Она была настолько ему предана, что и года не прожила после его кончины, ушла вслед за ним.

Композиция

Стихотворение «Мечта» состоит из 5 четверостиший. Композиционно его можно разделить также на пять частей, так как каждая строфа имеет свою законченную мысль.

1 строфа – поэт только начинает касаться образами нашего воображения. Мы видим происходящее со стороны. Стихотворение автор начинает с описания поверхности воды, затем обозначаются нежные взгляды. Последняя строка возводит нас в ранг свидетелей зарождения светлого чувства.
2 строфа – автор позволяет заглянуть глубже, в мысли влюблённых

Теперь мы знаем, как они выглядят в глазах друг друга, нам передаётся трепет их сердец, который не позволяет им открыто обмениваться взглядами.
3 строфа – это рассуждения поэта о юной влюблённости, о лёгкости пребывания в этом состоянии, об очарованности этим чувством.
4 строфа – вновь наше внимание приковано к двум конкретным влюблённым, которым не нужны слова для объяснений, которым хорошо и просто вдвоём без красивых речей, которые легко впустили светлое чувство в сердце и также легко выпустили его, сохранив тёплое, приятное воспоминание о нём.
5 строфа замыкает цепь рассуждений автора. Лёгкую влюблённость автор сравнивает с «мечтой», сопоставляет её с «Севером», а знойную страсть — с «Югом»

Поэту ближе «бледный Север», нежели «светлый Юг».

Также можно предположить, что стихотворение имеет не пять, а две части.

  • Первая часть – это первые четыре строфы-воспоминания, в которых автор рассуждает о влюблённости.
  • Вторая часть – последнее четверостишие, в котором автор возвращается к реальности, подводит итог своим рассуждениям, приходя к выводу, что «Север» ему милее «Юга».

https://youtube.com/watch?v=JznwNRhSVCE

Смерть писателя

Последние годы поэт Бальмонт провел во Франции. Он сильно тосковал по родной земле, но новые политические реалии, финансовые трудности препятствовали возвращению домой.

В 1937 литератор заболел психическим расстройством. Последние годы мужчина провел в богадельне, под названием «Русский дом». Тут он и нашел свою гибель 23 декабря 1942.

К. Д. Бальмонт. Фотография М. И. Цветаевой, 1936 г.

Причиной смерти Константина Бальмонта стала пневмония, воспаление легких, наложенное на ослабленный организм.

Пристанищем поэта стало кладбище Нуази-де-Гран. Проводить мужчину в последний путь пришла всего пара человек.

Детство и юность

Константин Бальмонт родился и жил до 10 лет в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии в небогатой, но дворянской семье. Его отец Дмитрий Константинович сначала работал судьей, позже занял пост главы земской управы. Мать Вера Николаевна была родом из семьи, где любили и увлекались литературой. Женщина устраивала литературные вечера, ставила спектакли и печаталась в местной газете.

Портрет Константина Бальмонта

Вера Николаевна знала несколько иностранных языков, и ей была присуща доля «вольнодумства», в их доме частенько гостили «нежелательные» люди. Позже он писал, что мать ему не только привила любовь к литературе, но от нее он унаследовал свой «душевный строй». В семье, помимо Константина, было семеро сыновей. Он был третьим. Наблюдая, как мать учит грамоте старших братьев, мальчик самостоятельно научился читать в 5 лет.

Жила семья в доме, который стоял на берегу реки, в окружении садов. Поэтому, когда пришло время детей отдавать в школу, они переехали в Шую. Таким образом, им пришлось оторваться от природы. Свои первые стихи мальчик написал в 10 лет. Но мама не одобрила этих начинаний, и он ничего не писал следующие 6 лет.

Родители Константина Бальмонта

В 1876 году Бальмонта зачислили в Шуйскую гимназию. Поначалу Костя проявил себя как прилежный ученик, но вскоре ему все это наскучило. Он увлекся чтением, при этом некоторые книги на немецком и французском языках он читал в оригинале. Из гимназии его исключили за плохое обучение и революционные настроения. Уже тогда он состоял в нелегальном кружке, который распространял листовки партии «Народная воля».

Константин переехал во Владимир и учился там вплоть до 1886 года. Еще обучаясь в гимназии, его стихи напечатали в столичном журнале «Живописное обозрение», но это событие осталось незамеченным. После он поступил в Московский университет на юридический факультет. Но и тут долго не задержался.

Константин Бальмонт в детстве

Он сблизился с Петром Николаевым, который был революционером-шестидесятником. Поэтому неудивительно, что через 2 года его отчислили за участие в студенческом беспорядке. Сразу после этого инцидента его выслали из Москвы в Шую.

В 1889 году Бальмонт решил восстановиться в университете, но из-за нервного расстройства вновь не смог доучиться. Эта же участь его постигла и в Демидовском лицее юридических наук, куда он поступил позднее. После этой попытки он решил оставить затею получить «казенное» образование.

Детство

В биографии Бальмонта особо следует отметить его детские годы

Немаловажно обратить внимание на то, что читать будущий известный поэт научился самостоятельно в пять лет, тайком наблюдая за старшим братом, когда его знакомила с грамотой мама. Когда ему было семь лет, вся семья переехала в Шую, чтобы старшие мальчики смогли посещать школу

Официальное образование маленького Кости началось в 1876 году, когда он поступил в подготовительный класс Шуйской гимназии. В самом начале обучения он демонстрировал неплохие успехи, но учеба очень быстро наскучила. Его по-настоящему завлекала и интересовала только литература, причем он читал книги на немецком и французском в оригинале. Именно в это время, в возрасте 10 лет, он написал свои первые стихотворения, однако не получил от родителей одобрения таких начинаний и забросил дело на целых шесть лет.

В 1884 году Бальмонт был исключен из Шуйской гимназии за принадлежность к нелегальному антиправительственному кружку, поддерживающему народовольцев. В нем группа учителей, студентов и гимназистов занималась распространением агитационных листовок. Ему удалось перевестись в гимназию во Владимире, которую он впоследствии успешно окончил в 1886 году.

Жизнь в эмиграции

В первое десятилетие жизни за границей Бальмонт довольно плодотворен. Из-под его пера выходит много великолепных сборников – «Мое-ей. Стихи о России»(1923)», Дар Земле» (1921), «В раздвинутой дали»(1929). В это время появилась автобиографическая проза «Под новым серпом» и книга воспоминаний «Где мой дом?».

С началом 30-х годов семья Бальмонтов в полной мере ощутила бедность. Изредка поступавшие средства от фондов помощи русским писателям не спасали положения. Ситуация усугубилась после того, как у поэта обнаружили тяжелое психическое заболевание. Начиная с 1935 года, он попеременно проживает то в доме призрения, то в дешевой съемной квартире. В редкие минуты прозрения он пытался перечитывать «Войну и мир» и свои старые произведения. Скончался русский поэт в русском приюте Парижа 23 декабря 1942 года.

Урок по литературе в 11 классе «Поэзия » волшебства» в творчестве К.Д.Бальмонта»

Урок по литературе 11 класс.

Поэзия как волшебство» в творчестве К. Д. Бальмонта(1867-1942)Цель урока: показать яркую личность, индивидуальность поэта, раскрыть особенности его творчества.Оборудование урока:портрет К.Д.Бальмонта, сборники стихов.Методические приемы:лекция учителя, сообщение учеников, презентация, анализ стихотворений.I.Создание проблемной ситуации. Вступительное слово учителя.Я спросил у высокого солнца,

Как мне вспыхнуть светлее зари,

Ничего не ответило солнце,

Но душа услыхала:»Гори»

— Что можно сказать о личности поэта, который написал такие смелые и дерзкие строчки?

— Сегодня мы будем говорить о поэте-символисте эпохи Серебряного века К. Бальмонте.

— Запишите тему урока…

Под запись ( поклонение высоким идеалам, чувствам, мечте, мотивы прозрачности жизни- главные темы в поэзии К. Бальмонта.)

III. Аналитическая работа с текстами стихотворений.

Бальмонт вошел в литературу как поэт-декадент, с пессимистическими настроями, презирающий общепринятое, эпатирующий публику резкостью своих восклицаний: « Хочу быть дерзким! Хочу быть сильным…» И даже:

« Я ненавижу человечество

Я от него бегу спеша.

Мое единое Отечество

Моя пустынная душа… »

— Давайте прочитаем полностью стихотворение « Я ненавижу человечество…»

— О чем это стихотворение? ( о ненависти к человечеству)

-К какой его части (неприязнь ко всему серому, обыденному, прозаичному, отчуждение от привычной человечеству жизни – «С людьми скучаю до чрезмерности, одно и тоже вижу в них»).

2. «Я вольный ветер, я вечно вею…»

— Жажда слияния с мировыми стихиями, стремление объять весь мир, пафос возвышения над мирской суетой прослеживается в стихотворении: «Я вольный ветер, я вечно вею….» (Чтение наизусть учеником.)

— Присутствуют ли в этом стихотворении символы? (образ ветра символичен, поэт уподобляет себя ветру, он вольный, ему подвластен весь мир).

— Что кроется за желанием слиться с миром? (оторваться от мирской суеты, возвыситься туда, где хорошо душе и мыслям).

— Каков мотив стихотворения? ( культ мгновения)

— Состояние, в котором пребывает поэт долговечно или на мгновение?

— Миг, мимолетность определяют философский принцип стихов К.Бальмонта.

3. «Я мечтою ловил уходящие тени…»

— Какие символистические образы наполняют стихотворение? (образы – символы – мечты и тени).

М.Цветаева говорила: «Изучив шестнадцать языков…» (прочитать полностью фразу)

Среди стихов К.Бальмонта есть одно стихотворение, которое является своего рода декларацией, манифестом всего его творчества «Я- изысканность русской медлительной речи».

4. «Я- изысканность русской медлительной речи

— Сравнивая со стихотворением В.Брюсова «Юному поэту», скажите, чего здесь больше разума или чувства? (поэт сосредоточен на своем «Я», своем душевном мире, избранничестве, понимании себя как поэта-спасителя «изысканного стиха»).

5. « Сонеты солнцу, меди и луне»

К.Бальмонт – еще и мастер сонета.

В 1917-м году вышел сб. «Сонеты солнцу, меди и луне».

— Что такое сонет? (стихотворение из 14-ти строк, обладающее строгой системой рифмовки).

— Давайте прочитаем этот сонет, почувствуем красоту стиха

— В чем красота сонета? (в музыкальности, напевности слога).

— Бальмонт – певец красоты, создает то неотразимое, которое можно было почувствовать сердцем.

— Сонеты, посвященные Солнцу:

«Я не верю в черное начало

Пусть праматерь нашей жизни Ночь

Только Солнцу сердце отвечало

И всегда бежит от тени прочь».

Тема Солнца в его победе над Тьмой прошла через все творчество.

Солнце для поэта – символ жизни, ее источник, ее суть.

Звучит стихотворение: «Будем как солнце

» ( читает заранее подготовленный ученик)

В 1942-м году поэт умер, но его солнце будет светить для нас всегда, ведь он пришел в этот мир, «чтоб видеть Солнце».

Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце!

А если день погас, Я буду петь!

Я буду петь о Солнце в предсмертный час

Домашнее задание:

Выучить наизусть одно из понравившихся стихотворений К.Д.Бальмонта

Источник

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гостиной
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: