Когда день единства народов дагестана в 2021 году

Обычаи Дагестана, связанные с родством

Дагестан

Побратимство

Данный обычай имеет древнейшие корни. Обычно обряду побратимства подвергаются мужчины, которые дают зарок стать кровными друзьями на всю оставшуюся жизнь. Проходить данный обряд может двумя путями: устной клятвой в верности друг другу или смешение крови. Для этого каждый из мужчин наносит на своем теле рану и капает кровью в емкость с водой. После этого напиток выпивается обеими сторонами. Такое смешение даровало мужчинам силу, мужество и отвагу.

Вообще, к обычаю побратимства прибегают люди, которых объединяет какая-то серьезная жизненная ситуация. Например, война, совместные подвиги, оказание помощи в сложном положении. Сначала такие отношение перерастаю в дружбу, а уже потом в побратимство.

народ Дагестана

Братство по молоку

Молочное братство – довольно древняя и распространенная традиция Дагестана. Ее суть заключается во вскармливании младенца молоком неродной матери, которая кроме своего ребенка кормит еще одного. Такие дети становятся братьями по молоку. Считается, что молоко всасывается в кровь и распространяется по телу. Таким путем происходит родство детей.

Вскармливание молоком другой женщины может быть временным, если родная мать в отъезде, или же постоянным.

Куначество

жители Дагестана

Среди обычаев Дагестана распространен и обычай куначества. Кунак – друг. Стать им может любой человек, прошедший через гостеприимство определенной семьи. Достаточно быть просто гостем в доме, а после по-настоящему сблизиться с его хозяином. Тогда дружеские отношения могут достичь такого уровня, что каждый из кунаков будет готов жертвовать ради друга всеми благами. Более того, среди кунаков распространено правило заботиться о детях в случае гибели главы семейства.

Также среди народов Дагестана существует традиционное куначество. В этом случае кунак передается семье от старшего поколения по наследству. Тогда дружеские отношения семей сохраняются навсегда и считаются священными.

Дагестан

В настоящее время традиции Дагестана – это истинное культурное и духовное наследие данного народа. Каждая из них по-настоящему уникальна и интересна, способна заинтересовать любого представителя другой нации. Сами дагестанцы с особым трепетом относятся к своим обычаям, чтут их, как и сотни лет назад, передают их из поколения в поколение.

Сочинение Вместе целая страна

Российская Федерация – многонациональная и многоконфессиональная страна. На её огромной территории проживает множество народов и народностей, чья религиозная принадлежность также разнообразна. Госудраствообразующим народом является русский народ, большая часть которого исповедает православие.

Когда народы едины, а граждане консолидированы, то и страна крепка и могуча. В то же время, есть и обратная взаимосвязь: чем крепче и могуче страна, чем весомей и авторитетней её лидер, тем народы больше едины, граждане более консолидированы – всё взаимосвязано. В периоды больших трудностей или наоборот больших радостей народ нашей Родины становится ещё более сплочённым. Достаточно вспомнить Великую отечественную войну, когда понеся огромнейшие потери на начальном этапе противостояния, наш народ сумел мобилизировать все свои силы, перехватить военную инициативу, освободить оккупированную часть СССР, освободить европейские страны из-под немецкой пяты и, в конце концов, одержать безоговорочную победу. Свою лепту в Победу внесли все народы нашей Родины.

Что касается радостных моментов, то достаточно вспомнить относительно недавние события в Крыму: все мы сначала ждали, а потом радовались возвращению знаменитого полуострова в «родную гавань». Весь российский народ (в это понятие я включаю все проживающие на территории РФ народы и народности) поддержал нашего президента в этом решении. Нас не сломили ни угрозы западных стран, ни их санкции, на которые мы все с улыбкой на лице ответили импотрозамещением. Прошло четыре с половиной года, а россияне до сих пор рады возвращению Крыма. Кроме того, недавно был введён в эксплуатацию Крымский мост, что также стало огромным поводом для общенациональной гордости, радости и народных гуляний.

Все народы России неподдельно болеют за наших спортсменов в дни больших мировых первенств. Во время домашнего Чемпионата мира по футболу FIFA 2020 вся страна от мала до велика, независимо от пола, цвета кожи, конфессиональной принадлежности болела за нашу сборную. Наши футболисты себя более чем достойно, дойдя до одной четвертой финала и в тяжелейшей борьбе уступив сборной Хорватии. Так же сильно мы все болели и за нашу олимпийскую сборную на XXII Олимпийских зимних играх 2014 года, проходивших в Сочи – там наши ребята оказались лучшими.

Очень часто наши противники пытаются посеять раздор между входящими в состав России народами и народностями – так они надеются ослабить нашу страну. В 90-е годы ХХ века попытки наших врагов увенчались двумя внутренними войнами, которые, однако, мы смогли не только преодолеть, но и сохранить единство российского народа. Все попытки ослабить Россию изнутри изначально провальны – поры бы нашим противникам научиться извлекать из истории полезные уроки.

История праздника

Дата выбрана неслучайно — она отдает дань памяти одной из самых героических страниц дагестанских народов. События произошли в 1741 г. Могущественный и жестокий полководец Надир-шах, руководивший большой и хорошо оснащенной иракской армией в 100 тысяч человек, решил захватить всю территорию Дагестана. Полчища захватчиков двинулись в строну страны, перед ней разделившись на две ударные группировки.

Одной руководили три генерала. Их целью было быстро завоевать несколько населенных пунктов в Дербентском направлении и подавить сопротивление защитников Дженгутая, который в то время был главным городом в Мехтулинском ханстве.

Второй группировкой руководил сам Надир-шах. Ее задачей было завоевание селений со стороны Азербайджана и покорение столицы тогдашнего Аварского ханства — Хунзаха.

В первые месяцы дагестанцы не могли ничего противопоставить организованному и опытному персидскому войску. Они проигрывали одно сражение за другим, подвергаясь немыслимым страданиям, так как иранцы жестоко расправлялись не только с воинами, но и с мирным населением. В середине августа 1741 года пал большой город Кази-Кумух.

Но это не сломило дух свободолюбивых дагестанцев. Войска защитников стали стягиваться к Андалалской долине и объединяться под началом Муртазали Каликухумского, который и стал одним из главных действующих лиц впоследствии.

Уже 12 сентября персидское войско вторглось на территорию долины, где произошло самое значимое сражение близ Хициба. Бои не прекращались в течение нескольких дней. Результатом стала безоговорочная победа дагестанских народов, проявивших силу духа и доблесть. Именно после этого события наступил перелом в войне и через какое-то время Надир-шах с остатками войска был с позором изгнан с территории страны, а о героизме дагестанцев стали слагать легенды.

В 2011 году, когда был учрежден праздник, в торжественной обстановке открыли мемориал в память о всех героях, сражавшихся под знаменами объединенной армии. Историки и государственные деятели считают, что об этом должно знать молодое поколение. Когда народности объединяются перед лицом опасности, им под силу решить даже невыполнимые на первый взгляд задачи.

Свадебная церемония

Событие, к которому семьи готовятся с самого рождения своих детей: деньги на свадьбу для сына или дочери начинают откладывать с первых лет жизни. Традиционно считается, что это самый яркий момент в жизни каждого жителя Дагестана.

У разных народов, населяющих республику, действуют разные традиции на этот счет. Ярко прослеживаются различия у очень религиозных семей. Так, например, по обычаям аварцев семья невесты не должна присутствовать на свадьбе. Братья выводят будущую жену из дома и передают друзьям жениха. А согласно традициям лакцев на свадьбе гуляют обе стороны.

Некоторые глубоко верующие семьи, девушки в которых ведут закрытый образ жизни, вместо традиционной пышной свадьбы празднуют мавлиды. Это прямое противопоставление стандартной громкой свадьбе: здесь нет ни музыки, ни танцев, ни шикарно накрытого стола. Длится мавлид 2-3 часа.

Некоторые обычаи Дагестана соблюдаются и на самых современных свадьбах. Так, например, считается неприличным, если невеста кушает во время торжества. А так же она должна вести себя скромно и тихо, грустить о том, что покидает дом своих родителей. А в то время, когда гости говорят тост, пара обязана вставать.

У современной дагестанской молодежи до сих пор действует традиция, когда сразу же после свадебного торжества друзья жениха приезжают домой к новоиспеченной семейной паре и просят жену друга приготовить им хинкали. В местной культуре это считается проверкой жены на прочность: насколько она смиренна, чтобы после долгого гуляния встать сразу же за кухонный стол ради своего мужа и его гостей.

Лакцы

Центральная часть Нагорного Дагестана заселена еще одним из народов – лакцами. Язык – лакский, вероисповедание – ислам. Этот народ с древних времен живет на территории Дагестана. Их основное занятие — выращивание пшеничных культур (рожь, пшеница, просо, бобовые, ячмень и другое). Также было развито животноводство. Из промыслов были развиты сукноделие, ювелирное дело, гончарство, обработка камня серебряное и золотое шитье. Лакцы были знаменитыми торговцами, кондитерами и акробатами. Богатый и эпос у этого народа. Из уст в уста передавались истории о великих героях прошлого и о том, как они боролись со злом.

Куначество

Кунаком принято называть близкого друга или ближайшего товарища из присутствующих, но неизменно связанного с хозяином дома тесными узами давней дружбы и совместно пережитых событий. Куначество — это относительно позднее явление, берущее свое начало на традициях гостеприимства и постепенном ослаблении в реалиях современного мира кровных, родственных связей. Если раньше жители поселения порой проводили в нем всю свою жизнь, не считая переезда девушки после замужества в дом жениха, то сейчас многие дагестанцы покидают отчие места ради учебы, работы, карьеры или по другим причинам.

Институт куначества настолько прочно вошел в жизнь народа, что кунаки начали как бы передаваться по наследству — от отца или деда к сыну или внуку, от одних потомков к другим. Иногда их связывали вновь приобретенные семейные узы, нередко дружить начинали дети друзей и т.д. Однако всегда считалось правильным иметь кунаков как можно более близких по национальности или из других кавказских народов, с которыми у дагестанцев сложились добрососедские отношения.

День народного единства в России: история праздника

4 ноября в России отмечается День народного единства. Праздник был учрежден Федеральным Законом «О внесении в статью 1 Федерального закона «О днях воинской славы (победных днях) России», подписанным в декабре 2004 года президентом России Владимиром Путиным.

Впервые в России этот новый всенародный праздник отмечался 4 ноября 2005 года.

День народного единства был учрежден в память о событиях 1612 года, когда народное ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободило Москву от польских интервентов. Исторически этот праздник связан с окончанием Смутного времени в России в XVII веке. Смутное время — период со смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый из династии Романовых, — было эпохой глубокого кризиса Московского государства, вызванного пресечением царской династии Рюриковичей. Династический кризис вскоре перерос в национально-государственный. Единое русское государство распалось, появились многочисленные самозванцы. Повсеместные грабежи, разбой, воровство, мздоимство, повальное пьянство поразили страну. Многим современникам Смуты казалось, что произошло окончательное разорение «пресветлого московского царства». Власть в Москве узурпировала «семибоярщина» во главе с князем Федором Мстиславским, пустившая в Кремль польские войска с намерением посадить на русский престол католического королевича Владислава. В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту православия и изгнать польских захватчиков из Москвы. «Пора положить душу свою за Дом Пресвятой Богородицы!» — писал патриарх. Его призыв был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков. Первое народное (земское) ополчение возглавил рязанский воевода Прокопий Ляпунов. Но из-за распрей между дворянами и казаками, которые по ложному обвинению убили воеводу, ополчение распалось. Преждевременно начавшееся в Москве 19 марта 1611 года антипольское восстание потерпело поражение. В сентябре 1611 года «торговый человек», нижегородский земский староста Кузьма Минин обратился к горожанам с призывом создать народное ополчение. На городской сходке он произнес свою знаменитую речь: «Православные люди, похотим помочь Московскому государству, не пожалеем животов наших, да не токмо животов — дворы свои продадим, жен, детей заложим и будем бить челом, чтобы кто-нибудь стал у нас начальником. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело». По призыву Минина горожане добровольно давали на создание земского ополчения «третью деньгу». Но добровольных взносов было недостаточно. Поэтому был объявлен принудительный сбор «пятой деньги»: каждый должен был внести в казну ополчения пятую часть своих доходов на жалованье служилым людям. По предложению Минина на пост главного воеводы был приглашен 30-летний новгородский князь Дмитрий Пожарский. Пожарский не сразу принял предложение, согласился быть воеводой при условии, что горожане сами выберут ему помощника, который начальствовал бы над казной ополчения. И Минин стал «выборным человеком всею землею». Так во главе второго земского ополчения стали два человека, избранные народом и облеченные его полным доверием. Под знамена Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до трех тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество «даточных людей» из крестьян.

Ураза-Байрам

Праздник разговения. День, когда местные жители заканчивают пост священного месяца Рамадан, который они соблюдали целых 30 дней. Традиционной даты у праздника Ураза-Байрам согласно григорианскому календарю не существует. Он празднуется по мусульманскому летоисчислению с вечера первого дня месяца шавваль и до вечера следующего дня. Из-за разницы в количестве дней в обоих календарях, дата Ураза-Байрама колеблется. Например, в 2021 году его отмечали 23 и 24 мая, а в 2021 – с 3 на 4 июня.

Начинается празднование традиционного праздника с омовения. Затем мусульмане наряжаются и отправляются на молитву. Вечером семьи и их гости собираются за пышным столом. Стать участником этого пиршества в честь великого дня может человек и другой религии. Будучи людьми очень гостеприимными, дагестанцы будут рады гостям всех религий, чтобы разделить с ними радость этого дня.

Если вы захотите поздравить местного жителя с праздником, вам нужно будет произнести слова «Ид мубарак!». Это будет означать, что вы пожелали ему праздничного благословения.

Традиции, касающиеся рождения детей

Ритуалы сопровождают человека на этой земле от самого рождения до смерти. Первым и одним из самых важных является наречение имени. По поверью, этот выбор может самым непосредственным образом повлиять на будущую жизнь ребенка, поскольку имя считается своеобразным оберегом для его судьбы

В небольших поселениях для этого важного решения у дома новорожденного порой собирается чуть ли не все село. Как правило, вспоминаются славные, оставившие о себе добрую память предки по прямой линии, из них выбирается самое подходящее и благозвучное, по мнению родственников и старейшин, имя

Как и во многих других кавказских регионах, больше семья радуется рождению мальчика — помощника, продолжателя фамилии, того, кто остается в родном доме, а не уйдет в чужую семью. В честь рождения мальчика в поселениях устраивают пальбу в воздух из ружей. Конечно, это не значит, что девочку в родном доме не будут любить, но ее будут готовить к совершенно иному семейному предназначению.

Традиционные блюда дагестанцев

Кухню, как и все традиции этого края, определяет многонациональный состав республики. Но, несмотря на большое разнообразие и отличия, можно выделить некоторые общие черты.

  1. Основным и самым предпочтительным мясом является баранина, на втором месте — говядина. Есть немало национальных блюд из субпродуктов. И, несмотря на невысокую ценность такого сырья, они славятся отменным вкусом.
  2. Кулинарные изделия отличаются простотой и доступностью. В них не добавляются завозные ингредиенты, поэтому большинство этой выпечки можно найти практически в любом доме.
  3. И в первые, и во вторые блюда кладут много перца, поэтому они получаются очень острыми.
  4. Помимо перца, в кулинарии используется очень широкий набор специй и специальных национальных приправ — чесночная сметана, томатный соус с добавлением обжаренного тмина и т.д.
  5. Помимо традиционной пшеничной, здесь нередко используют ржаную и кукурузную муку.
  6. В состав многих блюд входит тесто. Это и самодельная лапша, и пласты пресного теста, и, конечно, всевозможные лепешки с начинками и без них.

Дагестанцы — очень гостеприимный народ. И, каков бы ни был достаток семьи, здесь всегда найдут, чем встретить и сытно накормить пришедшего в дом. Ибо любой человек, переступивший его порог, по традиции становится дорогим и желанным гостем дагестанской семьи.

Что символизирует праздник День единства народов Дагестана

Предыстория праздника уходит в далекое прошлое – в 1741 год. Дагестан всегда являл собой пример мирного сосуществования множества народностей. Однако события, произошедшие в XVIII веке, показали, как народы с разными традициями, говорящие на разных языках, сплотившись, способны дать отпор могущественной армии – войскам иранского полководца Надир-шаха.

Во главе 100 тысяч армии Надир-шах двинулся на Кавказ. Он намеревался двумя огромными колоннами пройти через Дербент, Кайтаг и шамхальство Тарковское на столицу Мехтулинского ханства Дженгутай с одной стороны и через Шах-Даг, Могу-даре, Кази-Кумух и Хунзах — с другой, чтобы в результате покорить весь Дагестан.

Несколькими годами ранее, в 1733 году, полководец нанёс сокрушительное поражение турецким войскам под Багдадом. О том, что могущественная армия получит отпор в Дагестане, не было и речи.

Поначалу захватнические планы Надир-шаха осуществлялись именно так, как он задумал. Огромная армия одерживала одну победу за другой, учиняя по пути расправу над населением. В результате, взяв по пути Кази-Кумух, войска шаха дошли до границ Андалала. Вторжение в город началось 12 сентября 1741 года.

Семейные традиции Дагестана

Важное место в национальных обычаях занимают семейные традиции народов Дагестана. Судя по некоторым сведениям (куда входят, прежде всего, записи этнографов и историков, изучавших кавказские традиции), в древние времена, до принятия ислама, горцы придерживались правил матриархата

Об этом, в частности, сообщал исследователь Расул Магомедов. Согласно его записям, в свадебный день подружки невесты в некоторых местностях могли хлестать крапивой всех встречных мужчин и подшучивать над ними. Профессор Магомедов на основании этого обычая делает вывод, что эта местная традиция сохранилась с периода матриархата и отражала полновластную роль женщины в доме.

Однако после того, как на Кавказ начали проникать турки и персы, здесь распространился ислам и привнес определенные коррективы в поведение горцев, а также в семейные обряды и обычаи Дагестана. Существовал (и во многом существует до сих пор) своеобразный этикет семейных отношений. Его правила предписывали трепетное уважение жены к мужу. Поэтому зачастую в селениях женщины даже редко называли супругов по имени и почти всегда упоминали о них в разговоре в третьем лице. В настоящее время этот старый обычай сохраняется наравне с современным обращением к мужу напрямую по имени.

Глава семьи был действительно самым главным человеком в доме. Уважать его должны были и дети. Те же правила этикета обязывали их разговаривать с отцом только стоя – даже если тот просто обращался к сыну или дочери с каким-либо вопросом. Пререкания же с родителями являлись и вовсе недопустимыми.

Люди, далекие от кавказской жизни, местной культуры и нравов, полагают, что женщина там полностью выполняет все дела по дому. В действительности же правила не позволяют дагестанской женщине заниматься тяжелой работой – для физического труда все же предназначены мужчины. При этом женщина, несмотря на беспрекословное подчинение мужчине, всегда могла положить конец дрязгам и даже разнять спорщиков.

Еще один народный обычай Дагестана, несмотря на исламские установки, определяющие поведение, касается внешнего вида женщин. В этих горных местностях они не носили чадру – более того, традиции позволяли женщине открывать лицо и украшать себя яркими головными уборами, в которые были вплетены монетки и цепи.

Наконец, не стоит забывать о том, что семейные традиции современного Дагестана во многом сохранили родовой уклад. Здесь можно встретить огромные семьи, состоящие не только из традиционной супружеской пары и детей, но и из многочисленных родственников. Такая община, в которой совместно ведут хозяйство обе линии – и мужа, и жены, – зачастую имеет какие-то свои внутренние традиции, свойственные именно этому роду.

Семейные обычаи Дагестана

Почитание старших

народ Дагестана

Одной из самых главных черт дагестанского народа является уважение и преклонение перед старшим поколением. Для горцев старший по возрасту – это поистине мудрый представитель, обладающий неоспоримым авторитетом среди соплеменников. Как правило, он – живое воплощение культурной и исторической памяти нации, а также хранитель исконных традиций, обычаев, обрядов и т.д.

Ни одно дагестанское мероприятие не проходит без аксакала – почтенного и уважаемого представителя старшего поколения. Именно за ним в любом споре или конфликте остается последнее слово, которое не подлежит изменению. Большинство таких лиц в каждом народе наделяется ролью учителя младшего поколения. Им подлежит передача накопленного опыта в плане ведения хозяйства, охоты, ухода за животными дела и т.д. Аксакалы с большим удовольствием выполняют эту функцию, воспитывая в детях не только хозяйские навыки, но и нравственно ставя их на жизненный путь.

Гостеприимство

Дагестан

Черта гостеприимства воспитывается в дагестанцах с самого детства. Каждый ребенок должен без промедления и сомнения быть готовым поделиться всем, что имеет, встретить гостя по всем правилам радушия. Прием даже нежданного гостя – это обычное дело в любое время суток. В семье на этот случай всегда должен быть готов обед, который состоит из тех же продуктов, что и для членов семьи. Более того, когда дагестанская семья садится трапезничать, каждый из членов должен часть своей порции отдать потенциальному гостю, который далеко не всегда появляется в доме. Однако его тарелка должна быть наготове.

Рождение ребенка

Дагестан

Появление на свет младенца – самое радостное событие для всех жителей аула. К нему готовятся в течение нескольких дней, подготавливают место для новорожденного, подбирают ему воспитателя среди старейшин, собирают яства для празднования события.

Тому, кто первый донесет до отца ребенка новость о его рождении, полагается подарок, который также приготавливается родственниками заранее. Это может быть нож, бутыль, ремень для мальчика или мужчины. Или пояс, гребень, платье для девочки, женщины.

В день рождения малыша по обычаю Дагестана устраивается всеобщее гуляние на территории проживания малыша. На протяжении нескольких дней хозяева дома должны угощать односельчан, развлекать их и веселиться вместе с ними. Гости же, в свою очередь, преподносят родителям и старшим родственникам дорогие подарки.

Наречение именем

Традиция Дагестана нарекать именем имеет особое значение в судьбе новорожденного и проводится она в первые 3 дня после рождения. Для этого приглашается аксакал, который выполняет следующий обряд: в правое ухо младенца говорит слова Азана, которые посвящают ребенка в мусульманскую веру. А уже в левое произносится Именат (имя выбирается им заранее). Далее ротовую полость малыша смазывают сладкой водой или кладут финик. Это действие дарует ему сладкую и счастливую жизнь.

Приучение к трудолюбию

Труд для каждого горца – важнейшее дело в любом возрасте. Именно поэтому среди народов Дагестана существует негласное правило приучать каждого ребенка с трехлетнего возраста к труду разного вида: пасти овец, доить коз, косить траву и т.д. Трудится горец не только для обеспечения себя и семьи материальными благами, но и для закалки собственного характера. Для этого отец семьи постоянно берет сыновей на разного рода работы, а матери привлекают дочерей к домашним делам: приготовлению пищи, уходу за стариками и мужчинами, ведению домашнего хозяйства.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
В гостиной
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: